Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций. «Способности к изобразительной деятельности»

Автор: Новикова Елена Викторовна

Методические рекомендации для педагогов

дошкольных образовательных организаций.

«Способности к изобразительной деятельности»

  Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

  Попытка определить содержание способностей к изобразительной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. В отличие от содержания способностей к другим видам деятельности, содержания, структура этих особенностей в определенной степени раскрыты и представлены в психолого-педагогической литературе.

  Изобразительное искусств — это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.

  Сочетание двух функций в художественном образе – изображение и выражение – придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных  и исполнительских действий. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.

  В.И. Кириенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия. а именно:

— способность воспринимать объект в сочетании всех его свойств как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут наблюдаться;

— способность оценивать в рисунке отклонения от вертикальных и горизонтальных направлений;

— способность оценивать степень приближения данного цвета к белому;

— способность оценивать перспективные сокращения.

  Однако выделенные способности позволяют сформировать только более или менее точное представление об изображаемом предмете и не дают возможности изобразить его.

Б.С. Кузин выделяет только ведущие и спорные свойства способностей к изобразительному искусству. При этом ведущими свойствами он считает не только творческое воображение, но и мышление, обеспечивающее отбор главного, существенного в явлениях действительности, обобщение художественного образа, зрительную память, эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, целенаправленность и волю, а опорными, также как и А.Г. Ковалев – природную чувствительность зрительного анализатора, позволяющую точно передавать форму, пропорции, светотеневые отношения, сенсорные качества руки рисующего.

Особое внимания заслуживают исследования этой проблемы Н.П. Сакулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом. Она соответственно выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности:

— способность к изображению,

— способность к художественному выражению.

Способность к изображению, по мнению Н.П. Сакулиной, состоит из:

 -восприятия и связанных с ним представлений.

  Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: надо видеть предмет в целом, а форму – в то же время, расчлененно;

— овладение средствами графического воплощения образа;

— овладение техникой рисунка.

Технические умения и навыки тесно слиты с графическими, являются их составной частью.

Способности к художественному выражению:

— эстетическое восприятие явлений реального мира явлений реального мира;

— интеллектуальная активность.

Н.П. Сакулина выделяет и другие свойства специальных способностей к изо творчеству: активность, воображение, образность мышления, чувств, восприятия.

В исследованиях Т.С. Комаровой по проблеме сенсорного воспитания дошкольников были изучены взаимосвязи сенсорного воспитания и обучения детей изобразительной деятельности, представлено содержание, доказана возможность развития ряда их сенсорных способностей.

Т.С. Комарова отметила ручную умелость как своеобразную сложную сенсомоторную способность, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрасте. В структуре этой способности выделяются три компонента:

— техника рисования;

— формообразующие движения ( движения, направленные на передачу формы предмета);

— регуляция рисовальных движений по ряду качеств ( темп, ритм, амплитуда, сила нажима): плавность движений, непрерывность, умение изменять направление движений по прямой, дуге, окружности, умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине изображений или их частей по величине.

  Разработав детальную методику формирования у детей этих сложных способностей, Т.С. Комарова рассматривает их как средства, овладев которыми ребенок сможет выразительно и без особых затруднений создать любое изображение, выразив любой замысел.

 

 

×
×