Автор: Новикова Елена Викторовна
Методические рекомендации для педагогов
дошкольных образовательных организаций.
«Способности к изобразительной деятельности»
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Попытка определить содержание способностей к изобразительной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. В отличие от содержания способностей к другим видам деятельности, содержания, структура этих особенностей в определенной степени раскрыты и представлены в психолого-педагогической литературе.
Изобразительное искусств — это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.
Сочетание двух функций в художественном образе – изображение и выражение – придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительских действий. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.
В.И. Кириенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия. а именно:
— способность воспринимать объект в сочетании всех его свойств как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут наблюдаться;
— способность оценивать в рисунке отклонения от вертикальных и горизонтальных направлений;
— способность оценивать степень приближения данного цвета к белому;
— способность оценивать перспективные сокращения.
Однако выделенные способности позволяют сформировать только более или менее точное представление об изображаемом предмете и не дают возможности изобразить его.
Б.С. Кузин выделяет только ведущие и спорные свойства способностей к изобразительному искусству. При этом ведущими свойствами он считает не только творческое воображение, но и мышление, обеспечивающее отбор главного, существенного в явлениях действительности, обобщение художественного образа, зрительную память, эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, целенаправленность и волю, а опорными, также как и А.Г. Ковалев – природную чувствительность зрительного анализатора, позволяющую точно передавать форму, пропорции, светотеневые отношения, сенсорные качества руки рисующего.
Особое внимания заслуживают исследования этой проблемы Н.П. Сакулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом. Она соответственно выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности:
— способность к изображению,
— способность к художественному выражению.
Способность к изображению, по мнению Н.П. Сакулиной, состоит из:
-восприятия и связанных с ним представлений.
Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: надо видеть предмет в целом, а форму – в то же время, расчлененно;
— овладение средствами графического воплощения образа;
— овладение техникой рисунка.
Технические умения и навыки тесно слиты с графическими, являются их составной частью.
Способности к художественному выражению:
— эстетическое восприятие явлений реального мира явлений реального мира;
— интеллектуальная активность.
Н.П. Сакулина выделяет и другие свойства специальных способностей к изо творчеству: активность, воображение, образность мышления, чувств, восприятия.
В исследованиях Т.С. Комаровой по проблеме сенсорного воспитания дошкольников были изучены взаимосвязи сенсорного воспитания и обучения детей изобразительной деятельности, представлено содержание, доказана возможность развития ряда их сенсорных способностей.
Т.С. Комарова отметила ручную умелость как своеобразную сложную сенсомоторную способность, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрасте. В структуре этой способности выделяются три компонента:
— техника рисования;
— формообразующие движения ( движения, направленные на передачу формы предмета);
— регуляция рисовальных движений по ряду качеств ( темп, ритм, амплитуда, сила нажима): плавность движений, непрерывность, умение изменять направление движений по прямой, дуге, окружности, умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине изображений или их частей по величине.
Разработав детальную методику формирования у детей этих сложных способностей, Т.С. Комарова рассматривает их как средства, овладев которыми ребенок сможет выразительно и без особых затруднений создать любое изображение, выразив любой замысел.