Автор: Кустарева Марина Геннадьевна
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,sans-serif;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-fareast-language:EN-US;}
Методическое описание педагогической практики
«Мост помощи». Обучение ребенка, находящегося на длительном лечении, игре на гитаре с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»
По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, ежегодно 250 тысяч детей находятся в медицинской организации длительно, более 21 дня. Министерством здравоохранения Российской Федерации определены 60 видов наиболее часто встречающихся заболеваний или состояний, требующих длительного лечения детей.
Ситуация длительного лечения не позволяет детям посещать образовательную организацию по месту жительства, но многие из них могут и хотят учиться. Причем обучение и воспитание всех без исключения детей является источниками развития психологических функций, регуляторами физиологических и психологических процессов. Обучение, как система целенаправленных, последовательных педагогических воздействий, определяет, в значительной мере, содержание и ход психического и личностного развития, социальные перспективы и будущее ребенка. Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлена возможность организации обучения детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на дому или в медицинской организации. В Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года среди прочих ставится задача: «Обновление содержания и методов обучения при реализации дополнительных общеобразовательных программ на основе комплексного анализа доступности услуг в субъектах Российской Федерации, интересов и потребностей различных категорий детей (в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья…»
Идея обучения детей в процессе лечения с целью своевременного восстановления психического функционирования, реализации познавательного потенциала и успешной социализации в общество была научно-обоснована выдающимися отечественными учеными. Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин акцентировали внимание на благополучии психического развития ребенка в зависимости от соотношения его индивидуальных свойств и особенностей, с одной стороны, и характеристик среды, ситуации, партнеров по взаимодействию — с другой. Именно способность социального окружения адаптировать свое поведение и практику воспитания к особенностям ребенка определяет характер его развития. Стратегия проектирования образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении, исходит из положений, сформулированных Л.С. Выготским о том, что обучение и воспитание ребенка происходит в зоне его ближайшего развития, которая определяется как уровень потенциального развития, достигаемого в сотрудничестве со взрослыми: родителями ребенка, учителями, тьюторами, педагогами-психологами, психологами, учителями-дефектологами, социальными педагогами, педагогами дополнительного образования, учителями-логопедами, врачами, медсестрами, волонтерами и др. Длительная болезнь, госпитализация, социальная изоляция, стресс, чувство неопределенности и непредсказуемости развития ситуации, прерывание процесса обучения в образовательной организации, потеря ребенком уверенности в своем будущем определяют риски нарушений развития, а в целом изменение качества жизни детей, подростков и их семей. Специалистами системы здравоохранения отмечается, что длительная тяжелая болезнь ребенка является одной из причин, приводящих к значительному искажению межличностной ситуации от социального норматива.
Педагогическая практика «Мост помощи» обучения учащегося, находящегося на длительном лечении, игре на гитаре с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий опирается на традиции дополнительного образования: гуманизм, открытость, вариативность, гибкость, добровольность, доступность. Объединение медицинских и педагогических технологий в процессе восстановления здоровья представляет собой реальную реализацию комплексного взгляда на процесс реабилитации. Современные медицинские технологии и методы применяются для восстановления физического состояния больного ребенка. Специальные технологии и условия обучения являются необходимыми средствами восстановления психического здоровья, источником личностного развития ребенка, даже в ситуации болезни, благодаря чему происходит получение им знаний, усвоение социальных норм, осуществляется социальная адаптация.
Педагогическая поддержка образовательных возможностей ребенка, находящегося на длительном лечении, путем организации обучения игре на гитаре с использованием дистанционных образовательных технологий включает следующие аспекты:
· Психолого-педагогическое сопровождение. Оно осуществляется с учётом особых медицинских и образовательных потребностей ребёнка и членов его семьи.
· Гибкая структура организации учебных занятий. При планировании учитывается текущий график медицинских процедур, при необходимости вносятся коррективы в расписание встреч с педагогом или участия ребёнка в общих он-лайн мероприятиях.
· Индивидуальный маршрут обучения выстраивается в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограничениями, вызванными состоянием ребёнка, ходом лечения, общим настроем, дополняется психологической и педагогической коррекционной работой, мерами по социальной адаптации и формированию жизненных компетенций. Планирование педагогической деятельности отражается в адаптированной карте педагогического сопровождения учащегося с особыми возможностями здоровья.
· Использование динамичного характера обучения. Делается акцент на актуализацию творческих возможностей ребенка. Для адаптации детей используются методы арт-педагогики, музыкальной терапии.
В основе использования в обучении дистанционных образовательных технологий для ребенка, который в силу особенностей своего развития и состояния здоровья не может посещать образовательную организацию, нуждается в обучении на дому, положены Методические рекомендации Минобрнауки России по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий.
Эффективными являются такие способы обучения ребенка, которые дают ему возможность расширить в условиях домашней изоляции или госпитализации общение и взаимодействие со сверстниками:
· включение ребенка в работу группы детей творческого объединения;
· онлайн-участие в различных творческих концертных мероприятиях и другие формы взаимодействия на основе дистанционных образовательных технологий.
Выбор технологий обучения основывается на принципах здоровьесбережения, производится с учетом индивидуальных физических и психических особенностей ребенка, находящегося на длительном лечении.
· Дистанционные образовательные технологии реализуются с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии учащегося и педагога.
· Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка; педагог и обучающийся и родители совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
· Технология продуктивного музицирования способствует формированию глубокого понимания процесса исполнения музыкальных произведений: осознание принципов звукоизвлечения, применение специфических приемов исполнения в соответствии с композиторским замыслом и программой произведения.
· Технология музыкотерапии — улучшение психоэмоционального состояния ребенка пассивным способом (прослушиванием музыкальных произведений) и активным способом (исполнением музыкальных произведений).
За период обучения с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий учащийся:
· освоил исполнение двух программных произведений;
· изучил теоретический материал по межпредметным темам: «Гитара в мировой живописи и графике», «Образ гитары в литературе и поэзии»;
· закрепил навыки самостоятельной учебной деятельности: планирования, координирования и анализа учебных результатов;
· приобрел опыт позитивной продуктивной жизнедеятельности в непростой жизненной ситуации.
В основе методов оценки эффективности образовательной практики положен принцип бережного, но адекватного оценивания образовательных результатов. Педагогом использовались адаптированные к ситуации оценочные средства ДОП «Обучение игре на гитаре». В соответствии с разработанными критериями производится:
· педагогический анализ онлайн исполнения учащимся двух программных пьес,
· педагогическое наблюдение за развитием метапредметных навыков: способностью постановки краткосрочной и среднесрочной цели учебной деятельности, умением выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умением работать с цифровыми источниками информации, способностью при педагогическом сопровождении оценивать качество освоения исполнительских навыков и теоретических знаний;
· педагогический анализ личностного продвижения учащегося.
При использовании дистанционных образовательных технологий педагогом соблюдаются этические нормы по отношению к ребенку и согласовывются такие формы взаимодействия с его родителями (законными представителями). Во многих случаях по этическим соображениям возможно использование только аудиовключения ребенка при коммуникации с педагогами или другими детьми.
Болезнь является фактором, изолирующим ребенка от повседневной жизни, приводит к сокращению естественных коммуникаций и углублению осознанного одиночества. Именно поэтому электронное обучение и дистанционные образовательные технологии являются эффективным инструментом преодоления проблем, возникающих вследствие длительной вынужденной социальной изоляции ребенка. Цифровые технологии помогают сохранять включение изолированного ребенка в обучение в группе детей путем налаживания онлайн общения, что помогает сохранять социальные связи со сверстниками и внешним миром.
Ребенок в период болезни и реабилитации окружен встроенными в его жизнедеятельность элементами привычной жизни, позволяющими снизить тревожность, отвлечь от мыслей о лечении и болезни, осуществлять коммуникацию со сверстниками, поддерживать познавательную активность, сохранять уверенность в себе и ощущение ритма повседневности.
Поддержание атмосферы творческой коммуникации, смягчает последствия сложного опыта угнетающей атмосферы изоляции от внешнего мира, смягчает стрессообразующие факторы внутрисемейной коммуникации, помогает поддерживать интерес к гитарному исполнительству, путем творческого самовыражения развивать артистичность, смелость, эмоциональность, выразительность, раскрепощенность, фантазию, воображение, концентрацию внимания, психологическую устойчивость, воспитывать волевые качества, целеустремленность.
Президент НМИЦ ДГОИ имени Дмитрия Рогачева, академиком РАН, доктор медицинских наук, профессор А.Г. Румянцев утверждает: «Врачи делают всё необходимое для выздоровления ребёнка. А кто ставит перед ним высшую в жизни цель? Учитель!».
Список использованной литературы
1. Выготский Л.С. Вопросы детской возрастной психологии. Собр. соч.: в 6 т. Т.4. М: Педагогика, 1984.
2. Буслаева А.С., Венгер А.Л., Лазуренко С.Б. Задачи психологической помощи тяжело больному ребенку и его родителям // Культурно-историческая психология 2016. Т. 12. № 1.