Методическое пособие для воспитателей ГПД: Подбор подвижных игр в зависимости от численности группы

Автор: Егорова Валентина Витальевна

Методическое пособие для воспитателей ГПД: Подбор подвижных игр в зависимости от численности группы

Цель: Обеспечить воспитателей ГПД практическим инструментарием для эффективного подбора и организации подвижных игр, учитывая количество детей в группе, с целью оптимизации физической активности, безопасности и положительного эмоционального фона.

Актуальность: Подвижные игры – неотъемлемая часть режима ГПД. Они способствуют:

·        Развитию физических качеств (ловкость, скорость, выносливость, координация).

·        Снятию статического напряжения после уроков.

·        Социализации, развитию коммуникативных навыков и командного духа.

·        Эмоциональной разрядке и улучшению настроения.

·        Дисциплинированности и следованию правилам.
Численность группы напрямую влияет на выбор игры, ее организацию, безопасность и вовлеченность каждого ребенка.

Основные принципы подбора игр:

1.     Безопасность: Главный приоритет. Необходимо учитывать размеры площадки/зала, наличие опасных предметов, покрытие, погодные условия (на улице). Игра должна соответствовать физическим возможностям детей.

2.     Доступность и понятность правил: Правила должны быть ясными, простыми и соответствовать возрасту детей. В больших группах особенно важна лаконичность объяснений.

3.     Максимальная вовлеченность: Игра должна обеспечивать активное участие всех детей, минимизируя время ожидания (особенно в больших группах).

4.     Инклюзивность: Предусматривать возможности для детей с разным уровнем физической подготовки и особенностями здоровья. Варианты адаптации правил.

5.     Целесообразность: Игра должна соответствовать поставленным задачам (разминка, основная активность, успокоение), времени и месту проведения.

6.     Вариативность: Умение модифицировать знакомые игры под разное количество участников.

Классификация игр по численности группы:

Численность группы

Особенности организации

Рекомендуемые типы игр

Примеры игр (с адаптацией под численность)

Ключевые рекомендации для воспитателя

Маленькая группа (до 10 детей)

Высокая мобильность, легкий контроль, возможность глубокого взаимодействия.

Игры с мячом на взаимодействие, догонялки с вариациями, игры на ловкость и координацию в парах/тройках, эстафеты с несколькими этапами на одного участника.

 «Съедобное-несъедобное» (все активно ловят/отбивают).
 «Вышибала мини» (1 водящий, 1 вышибающий, остальные — убегающие).
 Эстафета «Паровозик» (2-3 команды по 3-4 человека).
 «Тише едешь…» (1 водящий).
 «Море волнуется раз…» (все водят по очереди или 1 водящий).
 Игры с небольшим инвентарем: скакалки, обручи, кегли.

 Поощряйте взаимодействие между всеми участниками.
 Можно усложнять правила.
 Идеально для отработки конкретных навыков.
 Вовлекайте в объяснение и выбор игр.

Средняя группа (11-20 детей)

Оптимальный баланс между активностью и управляемостью. Возможность деления на команды.

Командные эстафеты, игры с разделением на 2-4 группы, догонялки с несколькими водящими или «домами», игры с общим сюжетом и распределением ролей, игры с круговой организацией.

 Классические эстафеты (2-4 команды по 5-7 человек).
 «Два Мороза» (2 водящих).
 «Картошка» (Выбивало) (2 выбивающих).
 «Светофор» (1 водящий, но игра динамична).
 «Кошки-мышки» (с несколькими «кошками» или «мышками»).
 «Третий лишний» (в кругу).
 «Пустое место» (в кругу).

 Четко делите на команды (считалочки, по цветам, добровольно — но быстро!).
 Кратко и громко объясняйте правила.
 Назначайте капитанов для помощи в организации команд.
 Используйте свисток или другой сигнал для привлечения внимания.
 Контролируйте честность и соблюдение правил.

Большая группа (21 ребенок и более)

Риск хаоса, длительного ожидания, снижения вовлеченности. Требуется максимально простая организация.

Массовые игры с простыми и повторяющимися действиями, игры по станциям (ротация групп), игры с общим водящим и массовым движением, хороводные игры, игры с разделением на множество мелких групп (пары, тройки) для одновременного выполнения заданий.

 «Ручеек» (непрерывный процесс).
 «Замри!» / «Море волнуется…» (1 водящий, все одновременно двигаются/замирают).
 «Вышибала» (Классика) (2-3 выбивающих, остальные в центре — обязательно большая площадка!).

«Салки» (Догонялки) с «домиками» (несколько водящих, несколько «домиков» — скамейки, обручи).
«Змейка» (все цепочкой за ведущим).
Игры по станциям: На 4-5 станциях (прыжки в длину/классики, метание в цель, упражнение с мячом, полоса препятствий) работают одновременно подгруппы по 5-6 человек. Ротация по сигналу.
 «Охотники и утки» (вариант вышибал в кругу, но с большим кругом и несколькими мячами).

 Крайне простые и четкие правила! Повторить 2 раза.
 Громкий голос/сигнал (мегафон, свисток, колокольчик) — ОБЯЗАТЕЛЬНО.
 Используйте помощников (вожатые, активные дети).
 Акцент на одновременных действиях всех или больших подгрупп.
 Большая, безопасная площадка — критично!
 Четко обозначенные границы игрового поля.
 Минимум инвентаря или его достаточное количество для подгрупп.

 

Универсальные игры (адаптируемые под любую численность):

·        Различные варианты «Салок» (Догонялок): возможно менять количество водящих, добавляйте «домики», «сейф зоны», условия осаливания (только по плечу, только прыгая на одной ноге), спасителей.

·        «Светофор»: Простые правила, массовое движение по команде.

·        Эстафеты: Легко регулируются количеством команд и участников в команде, длиной дистанции, сложностью задания.

·        Игры с мячом в кругу: («Горячая картошка», «Десяточки» — упрощенные варианты). Меняется размер круга, количество мячей.

·        «Море волнуется…»: Все дети двигаются одновременно, водящий один.

Алгоритм подбора игры для конкретной ситуации:

1.     Оцените численность группы.

2.     Учтите условия: Площадка (размер, покрытие, безопасность), погода, наличие инвентаря, время, физическое состояние детей (после уроков, после обеда).

3.     Определите цель игры: Разминка, основная интенсивная активность, спокойная игра перед уходом, командное сплочение, развитие конкретного навыка.

4.     Выберите тип игры из соответствующей категории (малая, средняя, большая группа) или универсальную игру.

5.     Адаптируйте правила: Под текущую численность (добавьте/уберите водящих, «домики», разделите на большее/меньшее число команд, упростите задание для большой группы, усложните для малой).

6.     Подготовьте инвентарь и площадку: Уберите лишнее, обозначьте границы.

7.     Кратко и понятно объясните правила: Используйте демонстрацию. Убедитесь, что все поняли. Особенно важно для больших групп!

8.     Начните игру, контролируйте процесс: Следите за безопасностью, вовлеченностью, соблюдением правил. Будьте готовы оперативно адаптировать игру (упростить, сменить водящего, остановить при необходимости).

9.     Завершите игру вовремя: На пике интереса, до наступления усталости и потери контроля. Подведите позитивный итог.

 

 

Критерии успешной игры:

·        Безопасность: Отсутствие травм и опасных ситуаций.

·        Высокая двигательная активность: Минимум времени на ожидание.

·        Положительные эмоции: Дети смеются, увлечены, просят играть еще.

·        Соблюдение правил: Дети понимают и стараются следовать установленным правилам.

·        Управляемость: Воспитатель может легко привлечь внимание, скорректировать ход игры.

·        Достижение цели: Игра выполнила свою задачу (размяла, увлекла, сплотила и т.д.).

Важные рекомендации:

·        Знайте игры: Имейте в запасе несколько проверенных игр для каждой категории численности.

·        Импровизируйте: Не бойтесь на ходу упрощать правила или менять игру, если она «не пошла».

·        Учитывайте возраст: Данная методичка ориентирована на младших школьников (1-4 класс). Для старших детей в ГПД игры будут сложнее и контактнее.

·        Чередуйте активность: После интенсивной игры предложите спокойную, и наоборот.

·        Привлекайте детей: Позволяйте предлагать игры, выбирать водящих (из нескольких вариантов), быть помощниками.

·        Рефлексируйте: После игры проанализируйте, что удалось, что можно улучшить в следующий раз.

 

 

Заключение: Грамотный подбор подвижной игры с учетом численности группы – залог успешного, безопасного и радостного времяпрепровождения детей в группе продленного дня. Используя предложенную классификацию, принципы и алгоритм, воспитатель сможет эффективно организовать двигательную активность, способствуя физическому развитию, социализации и положительному эмоциональному настрою каждого ребенка, независимо от того, сколько их собралось на площадке. Помните: гибкость и внимание к детям – ваши главные инструменты!

 

×
×