Методичка выявления методической подготовленности педагогов в учреждении дополнительного образования

Автор: Бобыкина Татьяна Николаевна

В статье раскрывается проблема управления методической работой в учреждении дополнительного образования. Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме позволил автору сделать вывод о том, что в настоящее время потребность в организации методической работы сохраняется и эта потребность так же актуальна, как и прежде, но ощущается необходимость пересмотра содержания и форм деятельности с учётом актуальных научных направлений. В статье описаны подходы к определению целей и задач методической работы, представлены основные направления методической работы в учреждении дополнительного образования. На основании этого, автором была описана диагностическая методика, которая позволит определить уровень методической подготовки педагогов и описать особенности управления методической работой в учреждении дополнительного образования. 

 

Ключевые слова: методическая работа, дополнительное образование, учреждение дополнительного образования, управление.

 

В современном мире управлять педагогическим коллективом – значит познавать и выявлять особенности образовательного процесса, способствовать его постоянной модернизации.

В нынешних условиях модернизации образования важной составляющей является оказание помощи педагогам в достижении высшего уровня профессиональной деятельности. Педагогу становится все сложнее разбираться в потоке инноваций, поэтому, важно уметь направлять, планировать и организовывать деятельность педагога так, чтобы она приносила успех не только образовательному учреждению, но и самой личности. Данной проблемой обычно занимается методист.

Согласно Н.В. Немовой, методическая работа – это деятельность по обучению и развитию педагогических кадров; выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного педагогического опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса [6].

Существуют разные ступени и виды образования, в рамках нашего исследования главным является дополнительное образование. Согласно Федеральному Закону «об Образовании в Российской Федерации»  от 29.12.2012 N 273-ФЗ, дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования [10].

Методическая деятельность в учреждении дополнительного образования базируется также на педагогических инновациях. Под ними понимаются процессы, которые происходят в образовательном пространстве учреждения или региона, позитивно влияют на развитие дополнительного образования, а также способны сформировать действенный механизм выявления, обобщения и распространения передового и новаторского опыта за счет создания определенной системы методической деятельности [3].

Некоторые предпосылки решения данной проблемы рассматривались в ряде исследований. Так, например, исследования A.M. Моисеева, О.М. Моисеевой, Н.В. Немовой, М.М. Поташника, В.А. Сластенина, Ю.К. Бабанского, И.В. Жуковского, Л.П. Ильенко, В.М. Лизинского и др. свидетельствуют об описании сущности и роли методической работы в образовательных организациях в целом, раскрывают функции в определении перспектив и направлений её развития, рассматривают разные подходы к организации и реализации методической работы в образовательном учреждении [1, 5, 6, 7].

Потребность в организации методической работы сохраняется и эта потребность так же актуальна, как и прежде, но ощущается необходимость пересмотра содержания и форм деятельности с учётом актуальных научных направлений.

Вместе с тем, в условиях модернизации образования имеются противоречия:

        между необходимостью модернизации системы управления методической работой в образовательном учреждении и отсутствием теоретических основ стратегии и тактики этой модернизации;

        между повышенными требованиями к работе педагогов и неготовностью к удовлетворению данных ожиданий общества в силу недостаточности научно-методической и технологической поддержки их деятельности;

        между сохранением традиционных подходов в управлении методической работой в образовательном учреждении и неудовлетворенностью педагогов устаревшими формами, методами, содержанием методической работы [1].

Именно поэтому наша тема остается актуальной на сегодняшний день.

Так как методическая работа способна существенно влиять на качество обучения и воспитания, а также на итоговые результаты работы образовательного учреждения, мы можем рассматривать её с точки зрения важнейшего фактора управления образовательной организацией.

Согласно В.В. Давыдову, управление – это целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата [8].

Процесс управления методической работой – это систематичное познание и выявление закономерностей, инноваций в образовательном процессе, а также способность направлять образовательную деятельность в соответствии с этими инновациями, учитывая объективные возможности педагогов.

Так, исходя из актуальности нашей проблемы, нами был подобран ряд методов, которые позволят выявить уровень методической подготовленности педагогов и описать особенности управления методической работой в учреждении дополнительного образования. В основу подобранной нами диагностической методики ложится диагностика уровня саморазвития в профессионально-педагогической деятельности Л.Н. Бережновой, диагностика реализации потребностей в саморазвитии Н.П. Фетискин, методика расчета индекса вовлеченности персонала Е.А. Скриптуновой, а также анкета удовлетворенности методической работой для преподавателей [2, 4, 9, 11].

На основании выбранных методов, мы выделили показатели, по которым будет в дальнейшем оценена методическая подготовленность педагогов в учреждении дополнительного образования. Они представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Показатели эффективности управления методической работой

Показатели

Методика

Обоснование использования методики

Потребность в

саморазвитии и

самореализации в

профессиональной

деятельности

Диагностика уровня

саморазвития в

профессионально-педагогической

деятельности

Позволяет определить

уровень стремления к

саморазвитию. Поиск

возможности

реализовать себя в

профессиональной

деятельности

Потребность в развитии

методической работы, которая проводится на базе учреждения

Анкета

удовлетворенности

методической работы

Выявление уровня

удовлетворенности

проводимыми

мероприятиями

Направленность

педагогов на

повышение

профессиональных

компетенций

Диагностика реализации

потребностей в

саморазвитии

Выявление потребности

педагогов развиваться

профессионально

Степень вовлеченности

персонала

Методика расчета

индекса вовлеченности

персонала

Позволяет оценить

вовлеченность

персонала в решение

корпоративных задач

 

Для определения уровня эффективности управления методической работой мы воспользовались критериями, выделенными В.М. Лизинским [4].

Так, пользуясь данными критериями, можно оценить степень успешности методической работы в школе. Параметры, по которым целесообразно оценивать эффективность методической работы в образовательном учреждении:

        высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

        овладение современными методами обучения и воспитания;

        грамотно организованный процесс обучения и воспитания;

        высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов;

        наличие системы стимулирования педагогической деятельности;

        оптимально организованная эффективная система повышения квалификации педагогов.

Важнейший показатель эффективной методической работы в образовательном учреждении – организация такой методической работы, которая вытекает из запросов, интересов и реальных проблем данного педагогического коллектива, способствует его развитию и разрешению возникающих затруднений. Поэтому, в рамках нашего исследования мы первым делом изучим уровень методической подготовленности педагогов, так как именно от этого фактора и зависит эффективность управления методической работой в целом. Так, выявив интересы, трудности и запросы педагогов, мы сможем выстроить такую модель управления методической работой, которая целиком и полностью будет отвечать данным запросам.

На основании выше описанных критериев нами были разработаны уровни методической подготовленности педагогов в учреждении дополнительного образования:  высокий, средний, низкий.

Для того, чтобы описать особенности управления методической работой, нами были использованы такие методы, как анализ педагогической документации, а также метод анкетирования.

Анализ педагогической документации школы осуществляется по критериям: наличие планов прохождения курсов повышения квалификации, планов прохождения аттестации, документов о проведении курсов по повышению квалификации сотрудников, положение о системе оплаты труда работников, план работы учреждения на ближайшие годы.

Анкетирование преподавателей направлено на выявление удовлетворенности методической работой в учреждении. Анкетирование методиста позволяет определить его уровень знаний об основах методической деятельности в целом, а также определить, использует ли методист в своей работе такие методы и приемы, которые позволяют сделать процесс управления методической работой в учреждении эффективным.

Констатирующий эксперимент проводился на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 34» в городе Северодвинске. В эксперименте принимали участие методист, а также педагоги школы.

Таким образом, разработанная нами методика позволит определить уровень и описать особенности управления методической работой в учреждении дополнительного образования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.                Бабанский, Ю.К. Методическая работа в школе: организация и управление [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1986.

2.                Бережнова, Л.Н. Диагностика уровня саморазвития в профессионально-педагогической деятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://studme.org/1628041417571/psihologiya/diagnostika_urovnya_samorazvitiya_professionalno-pedagogicheskoy_deyatelnosti_berezhnova,свободный (дата обращения: 18.01.2024). – Загл. с экрана.

3.                Государственное автономное нетиповое образовательное учреждение Мурманской области «Центр образования «Лапландия». Методическая работа – Электрон. Дан. – [Мурманск]: Методическая работа. Режим доступа: https://www.laplandiya.org/deyatelnost/metodicheskaya-rabota/, свободный (дата обращения: 6.06.2023). – Загл. с экрана.

4.                Лизинский, В.М. О методической работе в школе/ В.М. Лизинский.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.- 160с.

5.                Моисеев, А.М. Функции и задачи методической работы в школе // Практика административной работы в школе. — 2003. — №3. — С. 27.

6.                Немова, Н.В. Управление методической работой в школе/ Н.В. Немова- М.: Сентябрь, 1999.-176с

7.                Поташник, М.М. Управление развитием современной школы/ М.М. Поташник, А.М. Моисеев.-М.:Новая школа, 1997.-350с.

8.                Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: [Текст]: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 1999.

9.                Скриптунова, Е.А. Методика расчета индекса вовлеченности персонала [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.axima-consult.ru/stati-04-10-metod-raschet-indeksa-vovl-personala.html,свободный (дата обращения: 18.01.2024). – Загл. с экрана.

10.           Фе­де­раль­ный за­кон «Об об­ра­зо­ва­нии в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» : от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ : по сост. на 2015 г. : с ком­мент. юри­стов ком­па­нии «Га­рант» к по­след.изм. / [сост. : А. А. Кель­це­ва, С. Е. Пры­гу­нов]. – Москва : Экс­мо, 2015. – 329 с. – (ГА­РАНТ: до­сто­вер­но и ак­ту­аль­но).

11.           Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М. Изд-во Института Психотерапии. 2002 – 396с.

×
×