Автор: Агафонова Наталья Александровна
Способы формирования положительной мотивации в условиях реализации ФГОС НОО.
Статью подготовила: учитель начальных классов
МБОУ СОШ «Наследие»
г. Химки
Агафонова Наталья Александровна
Человек – это существо, которое постоянно стремится к познанию еще неизвестных ему предметов или явлений внешнего мира, все действия реализуются под влиянием каких-либо мотивов. Любознательность особенно характерна для детей. Но зачастую, учителя сталкиваются с тем, что в процессе обучения у школьников отсутствует тяга к получению знаний. Отсутствие мотивации к обучению значительно затрудняет процесс формирования универсальных учебных действий (далее УУД). Поэтому, учителю необходимо обращать внимание на эту проблему, диагностировать актуальный уровень развития мотивации ребенка и подбирать методы, формы и способы организации деятельности, обеспечивающие формирование положительных мотивов к учению.
Важность этого аспекта указывается и в нормативно-правовой базе, поэтому, актуальность нашего исследования обусловлена требованиями к личностным результатам обучения, предъявляемым федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее ФГОС НОО): «Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения».
Таким образом, цель исследования – определить особенности мотивации младших школьников к обучению в условиях реализации ФГОС начального общего образования.
Методы исследования: теоретические методы (анализ психолого-педагогической и методической литературы); методы обработки и интерпретации данных; эмпирические методы: эксперимент.
Для того, чтобы определить педагогические условия формирования положительной мотивации младших школьников, необходимо выяснить актуальный уровень развития мотивационных аспектов детей.
В исследовании приняли участие 36 обучающихся 3 класса.
Для достижения цели были проведены исследования при помощи методики диагностики структуры учебной мотивации по М.В. Матюхиной, методики диагностики мотивации по Н.Г. Лускановой.
Результаты исследования структуры учебной мотивации младшего школьника в 3 классе:
В ходе проведенного исследования было выявлено, что 30% обучающихся обладают высоким уровнем школьной мотивации, они набрали по 25-30 баллов, это говорит о том, что данная группа детей отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования.
Хорошей школьной мотивацией обладают 45% обучающихся, они набрали по 20-24 балла. Эти дети успешно справляются с учебной деятельностью. 15% обучающихся набрали 15-19 баллов – это средний уровень школьной мотивации. Такие дети имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает их внеучебной деятельностью. 10% обучающихся набрали 10-14 баллов. Это говорит о том, что данная группа детей обладает низким уровнем школьной мотивации. Детей с негативным отношением к школе не выявлено.
У 83% обучающихся выявлены мотивы саморазвития. У 89% обучающихся) выявлен мотив позиции школьника. У 78% обучающихся выявлены мотивы достижения успеха. У 33% обучающихся выявлены внешние мотивы учения.
Все исследования были проведены на детях одного класса. Исходя из результатов данной группы обучающихся, можно сделать вывод о том, что у большинства учеников сформирована хорошая школьная мотивация, то есть, детям удается успешно справляться с учебной деятельностью. К дополнительным мотивам данной группы учеников, в большей степени, относятся мотивы саморазвития, достижения успеха и позиция школьника, что является наиболее распространенным результатом для детей этого возраста.
Результаты исследований оказались положительными, однако уровень мотивации школьников необходимо ежедневно поддерживать и развивать. Для этого учителем должен быть реализован системно-деятельностный подход и использованы современные технологии обучения.
На уроках и занятиях должны активно сменяться формы работы, так как смена деятельности помогает избежать утомляемости обучающихся, которая влияет на мотивацию к учению. Так же, учителю необходимо применять различные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Основной объем информации ребенок воспринимает через органы зрения, поэтому в начальной школе наглядность должна использоваться по максимуму. Это может быть реализовано с помощью современных информационно-коммуникационных средств обучения. Презентации должны быть яркими и динамичными, способными удержать непроизвольное внимание ребенка, облегчить усвоение материала. В развитии мотивации младшего школьника, так же, большое значение имеет дидактическая игра, она активизирует познавательную деятельность детей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что мотивация к обучению является важнейшим фактором, влияющим на уровень качества формирования УУД младшего школьника, и её необходимо регулярно развивать и поддерживать с помощью различных образовательных технологий, которыми учитель должен владеть.