Методика формирования правильной речи и развития словарного запаса у детей 2–3 лет

Автор: Прохорова Кристина Георгиевна

Методика формирования правильной речи и развития словарного запаса у детей 2–3 лет

В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарём, который позволит ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи. 

Некоторые задачи по формированию словаря:

  • Обогащение новыми словами. Ребёнок усваивает ранее неизвестные слова, а также новые значения ряда слов, уже имеющихся в его лексиконе.
  • Закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов.
  • Активизация словаря. Ребёнок не только понимает новые слова, но и активно, сознательно употребляет их в речи.

Некоторые методы и приёмы работы:

  • Использование наглядности. Для детей 2–3 лет словарная работа проводится с широким применением игрушек и картин. 
  • Создание речевых ситуаций. Например, стимулирование речи через необходимость выбора: «Ты хочешь яблоко или банан?» или «Мы пойдём гулять в парк или на детскую площадку?». Такие вопросы не только побуждают ребёнка отвечать, но и развивают его способность выражать желания.
  • Чтение. Чтение — отличный способ показать ребёнку связь между картинками и словами. Важно выбирать книги с крупными иллюстрациями и короткими текстами. 
  • Стимулирование подражания. Дети обучаются через подражание. Нужно показывать малышу, как издавать звуки животных («Кошка говорит „мяу“, собака — „гав“»). l

Некоторые упражнения для развития речи:

  • Изучение слов по группам. Каждое слово произносится чётко, при этом показывается иллюстрация. Ребёнок обязательно должен повторять за взрослым. 
  • Отгадывание загадок. Идеально, если они будут рифмованными. 
  • Создание уменьшительно-ласкательной формы слов. Начинать рекомендуется с животных и их детёнышей. 
  • Создание диалогов. Например, пользуясь картинкой, можно учить детей произносить предложения: «Кого катает девочка?» — «Девочка катает котика». 

Важно помнить, что каждый этап речевого развития уникален, и подход к его поддержке требует индивидуального подхода. Если речь ребёнка значительно отстаёт от возрастных норм, стоит обратиться к специалистам, которые помогут выбрать оптимальные методы.

×
×