Автор: Прохорова Кристина Георгиевна
Методика формирования правильной речи и развития словарного запаса у детей 2–3 лет
В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарём, который позволит ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи.
Некоторые задачи по формированию словаря:
- Обогащение новыми словами. Ребёнок усваивает ранее неизвестные слова, а также новые значения ряда слов, уже имеющихся в его лексиконе.
- Закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов.
- Активизация словаря. Ребёнок не только понимает новые слова, но и активно, сознательно употребляет их в речи.
Некоторые методы и приёмы работы:
- Использование наглядности. Для детей 2–3 лет словарная работа проводится с широким применением игрушек и картин.
- Создание речевых ситуаций. Например, стимулирование речи через необходимость выбора: «Ты хочешь яблоко или банан?» или «Мы пойдём гулять в парк или на детскую площадку?». Такие вопросы не только побуждают ребёнка отвечать, но и развивают его способность выражать желания.
- Чтение. Чтение — отличный способ показать ребёнку связь между картинками и словами. Важно выбирать книги с крупными иллюстрациями и короткими текстами.
- Стимулирование подражания. Дети обучаются через подражание. Нужно показывать малышу, как издавать звуки животных («Кошка говорит „мяу“, собака — „гав“»). l
Некоторые упражнения для развития речи:
- Изучение слов по группам. Каждое слово произносится чётко, при этом показывается иллюстрация. Ребёнок обязательно должен повторять за взрослым.
- Отгадывание загадок. Идеально, если они будут рифмованными.
- Создание уменьшительно-ласкательной формы слов. Начинать рекомендуется с животных и их детёнышей.
- Создание диалогов. Например, пользуясь картинкой, можно учить детей произносить предложения: «Кого катает девочка?» — «Девочка катает котика».
Важно помнить, что каждый этап речевого развития уникален, и подход к его поддержке требует индивидуального подхода. Если речь ребёнка значительно отстаёт от возрастных норм, стоит обратиться к специалистам, которые помогут выбрать оптимальные методы.