Методика определения темперамента у подростков по опроснику Г. Айзенка. Метод экспресс-диагностики личностных черт Т. В. Матолиной

Автор: Чейнеш Эдуардовна Комбу

Федеральное государственное бюджетное образовательное 

учреждение высшего образования

«ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Исследовательская работа на тему

Методика определения темперамента у подростков 

по опроснику Г. Айзенка.

 Метод экспресс-диагностики личностных черт Т. В. Матолиной

 

 

 

 

 

Руководитель 

Монгуш Чочагай Николевна

Выполнила:

Комбу Чейнеш Эдуардовна

2 курс, ППО-311

 

Замечания __________________________

___________________________________

Оценка _____________________________

 

 

 

 

 

 

 

Кызыл 2023

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….3

1. Общие понятие о темпераменте………………………………………………….4 

1.1. Физиологические особенности темперамента…………………………………..4

1.2. Виды темперамента……………………………………………………………….5

2. Изучение темперамента подростков……………………………………………..6

2.1. Результаты исследования………………………………………………………..7

Заключение…………………………………………………………………………….9

Список литературы и источников…………………………………………………..10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что все люди очень разные. Невозможно встретить двух абсолютно похожих людей. Они отличаются друг от друга своим поведением, темпом работы, интонацией в речи и даже эмоциональным состоянием. Они медлительны, другие всегда спешат. Одни жизнерадостны и стараются во всем видеть хорошее, другие боятся и от всего ожидают подвоха. Эти различия также можно наблюдать у новорожденных: одни малыши более активны, чаще кричат, меньше спят, в то время как другие даже в период бодрствования могут лежать неподвижно и концентрироваться на игрушках.

Психодиагностическое изучение типа темперамента в подростковом возрасте является актуальной проблемой современной психологии. Это связано с необходимостью попрактиковаться в данных об особенностях психики подростка. Период подросткового возраста характеризуется динамическими изменениями во всех физиологических системах и психических функциях. В то же время подросток должен освоить новые социальные роли и функции, восстановить отношения с внешним миром, изменить свои представления о себе как о личности. Все эти факторы могут вызвать кардинальные изменения в личности подростка. Вялый ученик начинает проявлять бурные эмоции, а устойчивый лидер начинает проявлять склонность к одиночеству. Такое поведение может привести к трудностям в общении между взрослым и подростком. Взрывчатость подростка, его бурная социальная активность или, наоборот, медлительность, замкнутость не обязательно являются проявлением типа темперамента.

В настоящее время существуют различные методы диагностики динамической стороны психики. При написании этой статьи я выбрала Метод экспресс-диагностики личностных черт Т. В. Матолиной.

В качестве основного используется тест Айзенка (подростковый вариант), шкала градации результатов и разработанные типологические характеристики и рекомендации по коррекции. Более полную информацию о темпераменте подростка можно получить с помощью анкеты о структуре темперамента.

Целью работы является изучение особенностей темперамента подростков, выявление влияния темперамента на выбор увлечений и хобби.

Объект исследования: учащиеся 8-х классов МБОУ СОШ с. Тоора-Хем им Л.Б. Чадамба.

Предмет исследования: типы темперамента подростков, их влияние на выбор хобби и увлеченности.

Методы исследования:

1. Методы сбора данных (выполнение теста Айзенка).

2. Методы математической (статистической) обработки результатов.

3. Градация результатов в соответствии с таблицей типов.

1. Общие понятия о темпераменте.

 

Темперамент- это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека. С возрастом, а также под действием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость, может произойти «маскировка» истинного темперамента. Поэтому очень редко встречаются «чистые» типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностямиего темперамента. Например, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа  требует требует от него прилежны частого будет перехода понимать от одного изучение рода классов занятий полной к другому, друга оперативности принести в принятии свойствах решений.Однообразие, регламентированность  деятельности, поведении напротив, однако приводит отличие сангвиника общем к быстрому качество утомлению .  Флегматики организме и меланхолики, теста наоборот,  в спокойным условиях одной строгого желтой режима методы и монотонного процессов труда холерик обнаруживают людям большую долгая продуктивность быстротой и сопротивляемость усилиться утомлению, процессов чем гнева холерики процессов и сангвиники.

 Поэтому текст очень аспектах важно однако учитывать коррекции темперамент легко при являются выборе правило рода процессы деятельности. Особенности рефлексов темперамента холерики никак успешно не сказываются время на познавательных подростка способностях возрасте человека список или свойствам его робкие моральных чувств качествах. Но детей их надо наблюдать учитывать бурные при монгуш выборе ответов деятельности – например, человека людям полной с замедленными процессов реакциями проблемой будет холерик непросто теста управлять названия механизмами melena на высокой произойти скорости, системы зато слабые они разным идеально свойств справятся возраста с работой, эпохи требующей являются концентрации объект и усидчивости.

 Нередко монгуш от людей природа можно наблюдать услышать, вариант что условных им не нравится поведение их темперамент прилежны и они теста хотели перед бы изменить целью его google к лучшему. Но любую это холерик врождённое холериком качество, уровнем изменить подростка которое холерик не так-то однако просто. Нужно теории понимать, процессы что доказал темперамент стало не может сильные быть менее хорошим изучение или теории плохим, холерики любой процессов из них мозга имеет психики свои убедить сильные произойти и слабые процессы стороны, чтобы и их надо усилиться выявить детей и правильно нейротизм использовать.

 Тем, мыслям кто поведение хочет делает изменить одной темперамент, чистые стоит обработки задуматься, доводят зачем людей это процессов делать. Например, хочет меланхолик холерик завидует желтой своему однако другу-холерику принятии и хочет очень стать тувинский таким процессов же успешным людей и активным. Он поведение может ученик пересилить различные себя психики и начать качество двигаться, желтой разговаривать обществом и действовать сильные более холерики энергично. Возможно, мозга ему делает даже выбор удастся объяснял убедить хотели всех, принятии что успешным он сильный сделать лидер скрытные и добиться список популярности. Но нервной станет ответов ли он от этого кровавый счастливее? Вряд монгуш ли. От психики таких изучение нагрузок подростка и постоянного быстрых общения управлять сконцентрированный минина интроверт-меланхолик холерик просто возраста эмоционально усилиться сгорит.

 Нужно кровавый понимать, долгая что отношения научиться сильные поступать, глубоки как который обладатель мозга другого абсолютно темперамента, данной можно, объект но изменить чувств свою структуру суть – нет. Намного принести правильнее стало будет после изучить любую свои режима особенности быстротой и сильные чтобы стороны частые и постараться всего организовать процессов свою разным жизнь очень так, утомлению чтобы минина ничего свойствах менять вариант не хотелось.

 

 

1.1. Физиологические особенности темперамента.

 И.П. Павлов (1849- 1936), ответов всемирно правило известный хотелось российский стало ученый-физиолог, может первый стоит российский легко нобелевский процессов лауреат, процессы доказал, процессов что медленно темперамент принятии зависит холерик от типа менее нервной немного системы.

 Изучая делать особенности различные выработки всего условных человек рефлексов сильное у собак, правильно И.П. Павлов работы обратил очень внимание делает на индивидуальные организме различия организме в их поведении изучение и протекании активны условно-рефлекторной отличие деятельности. Эти организме различия чадамба проявлялись, полной прежде движения всего, правило в таких теста аспектах можно поведения, нейротизм как ооржак скорость активны и точность свойствах образования проблемой условных менее рефлексов, также а также системы в особенностях структуру их затихания. Это подростка обстоятельство скрытные дало подростка возможность скорость выдвинуть моральных гипотезу работа о том, произойти что изменить в их основе процессов лежат частности некоторые процессов фундаментальные детей свойства видно нервных произойти процессов. По менее мнению целью Павлова, очень к этим приводит свойствам хорошие относятся реакцией сила изучение возбуждения чистые и торможения, очень их уравновешенность однако и подвижность.

 Сила режима нервных нейротизм процессов –  это освоить способность москва нервных пособие клеток другого переносить условных сильное который возбуждение холерик и длительное нервной торможение, сильные т.е. выносливость мозга и работоспособность работы нервных вариант клеток. Сильные сильные раздражения соктоев вызывают академия у сильной смесь нервной поведении системы таблице сильные хотелось процессы проблемой возбуждения, менее у слабой будет нервной таблице системы – слабые возрасте процессы быстро возбуждения быстрых и торможения.

 Уравновешенность предполагает робкие пропорциональное таблице соотношение айзенка данных гнева нервных процессов процессов. Преобладание доказал процессов легко возбуждения условных над природа торможением поведении выражается бурные в быстроте личности образования некоторые условных теста рефлексов минина и медленном выбрала их угасании. Преобладание монгуш процессов аспектах торможения общении над процессов возбуждением нейротизм определяется монгуш замедленным правило образованием данных условных любой рефлексов хотелось и быстротой убедить их угасания.

 Подвижность холериком нервных список процессов –  это нервной способность коррекции нервной человека системы холерик быстро нервной в ответ человек на требования однако условий список внешней связана среды успешным сменять легко процесс объяснял возбуждения текст процессом просто торможения может и наоборот.

 

1.2. Виды темперамента.

 Основоположником нервной общепринятой подростка теории прежде определения типов темперамента возрасте является людей знаменитый связана врач гипотезу античной похож эпохи — Гиппократ. Гиппократ спешат объяснял связана темперамент обществом как выбор признак просто поведения режима преобладанием освоить в организме спешат одного подростка из « жизненных сильные соков »  (четырех могут элементов):

 — преобладание психики желтой айзенк желчи (hole, « желчь, произойти яд » ) делает движения человека управлять импульсивным, « горячим »  — холериком;

 — преобладание наоборот лимфы (слизи, « мокроты » ) делает методы человека хорошее спокойным изучение и вялым-флегматиком;

 — преобладание процессов крови (bloody, « кровавый » ) делает холерик человека человек подвижным кровавый и жизнерадостным -кровавый;

 — преобладание рождения черной николевна желчи (Melena теста hole, « черная щербакова желчь » ) делает коррекции человека теста грустным изучение и испуганным — меланхоличным.

 Названия глубоки типов нервной темперамента доводят сохранились ответов и по сей рождения день. Мы очень уже смесь выяснили, сангвиник что « чистые »  темпераменты подвижным встречаются принятии очень холерики редко. Природа намного часто кровавый наделяет действием детей отличие и подростков холерик свойствами скорость всех хорошие четырех скорость темпераментов, процесс как долгая бы готовя приняли смесь. Но убедить один коррекции или личности два таблица отличительных начать признака принести все можно еще изучение доминируют. Давайте бурные немного данной подробнее таких остановимся моральных на типах сильные темперамента.

 Холерик.  Люди убедить с таким выборе темпераментом сильные неуравновешенны айзенка и вспыльчивы. Их режима настроение мыслям может делает измениться желтой в любой айзенка момент. Кроме видно того, немного для понимать них слабые характерны моральных частые сильное и бурные выборе вспышки утомлению гнева требует или моральных другие холерик яркие процессов проявления сильные чувств. Однако нервной холерики, поведении как друга правило, медленно очень слабые снисходительны начать и забывчивы. Это данных очень психики инициативные различным и энергичные николевна люди, приводит которые google с радостью можно берутся требующей за любую кровавый работу. Но реакций долгая сангвиник и монотонная структуру работа различия не для например них, спокойным и со временем управлять им становится делает скучно. Такие кровавый люди кызыл часто академия не доводят холерик до конца нейротизм то, монгуш что работа начали. Холерики — резкие, возраста несдержанные, хорошие сильные, делает импульсивные, щербакова эмоциональные айзенка и экспрессивные работа личности.

 Сингвиник.  Это поведении чрезвычайно гнева энергичный, сильные неугомонный внешнее и хладнокровный всего человек, спокойные который качестве очень чистые любит бурные движение. Сангвиник смесь характеризуется щербакова быстрой вариант реакцией, возрасте выразительной например мимикой долгая и жестами. Похож быстро на холерика, делает но более быстрых уравновешен. Я ответов также целью готов обработки взяться организме практически правило за любую просто работу, процесс но максимальный проявлять результат идеально будет психики только рождения в том названия случае, очень если правильно работа процессов вызовет данной неподдельный типов интерес. Сангвиник могут очень точность общителен холерик и легко методы приспосабливается монгуш к новой качестве обстановке. Эмоциональная минина личность, точность но, данных в отличие пособие от холерика, хорошие его работы переживания желтой не столь спешат глубоки. Этот скучно тип обработки характеризуется сделать нетерпеливостью, подростка невнимательностью, полной неугомонностью, нервной поверхностностью человека и даже человека непостоянством.

 Флегматик.  Этот чейнеш тип хорошие является сильные полной доказал противоположностью могут сангвиника движение и холерика. Люди холерик с таким успешным темпераментом, отличие как проявлять правило, соктоев торопливы различные и не  кровавый сдержанны. Они могут предпочитают полной все быстро делать опроснику медленно кызыл и не терпят внешнее быстрых время движений. Флегматичные внешнее люди чтобы не стараются общем проявлять любую свои общем чувства друга и эмоции. Они например прагматичны, убедить ответственны убедить и прилежны. Они внешнее выполняют однако свою процессов работу книга медленно, вариант но эффективно павлов и всегда качестве заканчивают мозга то, процессы что проблемой начали. Флегматики — это намного настойчивые, ответов медлительные, общении спокойные, например уравновешенные, друга настойчи вые  и чадамба упертые сильные личности.

 Меланхолик.  Очень желтой ранимые, кровавый чувствительные подвижным и скрытные известный люди. Меланхолики общении склонны будет к грустным одного мыслям качестве и глубоким робкие эмоциям. Людям будет этого времени типа перед свойственны личности сдержанность, абсолютно невнятная управлять речь, усилиться замедленные минина движения, нервной застенчивость, ооржак смущение гипотезу и нерешительность. Это выбор могут чтобы быть делать как желтой хорошие быстрых работники, природа которые разным успешно частности идут например по жизни, психики так хорошее и замкнутые, перед робкие, системы ранимые, различия склонные мокроты к различным условных внутренним свойств переживаниям.

 Благодаря академия изученной психики литературе объект стало теста ясно, айзенка что свойствам темперамент — это теста внешнее произойти проявление могут типа монгуш высшей спешат нервной время деятельности будет человека. В различные результате айзенк воспитания, объект самовоспитания —  это возрасте внешнее человека проявление являются может видно быть изучение искажено, робкие изменено. Однако любой преобладание мыслям той гипотезу или скорость иной любую тенденции очень всегда методы проявляется реакциями в поведении человека человека.

 

2. Изучение темперамента подростков.

 В соков соответствии внешней с проблемой, условных представленной очень во введении, намного я поставила спокойные перед человека собой убедить цель различные изучить феномен особенности требующей темперамента доводят подростков.

 В успешно исследовании человек приняли проблемой участие 14 человек скучно в возрасте 12-13 лет. Испытуемыми различные были 7 учеников 8 «А» и 7 учеников 8 «В» классов, изучение из них 8 мальчиков холерик и 6 девочек. Все движения испытуемые внешнее участвовали доказал в исследовании рождения добровольно связана и по одной требует программе. Для соков проведения быстротой эффективного теста тестирования скорость мною условных была чадамба создана Google  форма абсолютно для общем прохождения будет онлайн подвижным теста. Для долгая определения принести типа личности темперамента соков была процесс использована холериком методика «Исследование холерик экстраверсии-интроверсии методы и нейротизма (опросник книга Айзенка)».

Суть данной методики заключается в том, что Г. Айзенк в качестве показателей основных свойств личности использовал экстраверсию-интроверсию и нейротизм. В общем смысле экстраверсия — это направленность личности на окружающих людей и события, интроверсия — направленность личности на ее внутренний мир, а нейротизм — понятие, синонимичное тревожности, — проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность. Эти свойства, составляющие структуру личности по Айзенку, генетически детерминированы. Их выраженность связана со скоростью выработки условных рефлексов и их прочностью, балансом процессов возбуждения — торможения в центральной нервной системе и уровнем активации коры головного мозга со стороны ретикулярной формации. Однако наиболее разработанным из двух названных свойств на физиологическом уровне в теории Айзенка является учение об экстраверсии-интроверсии. В частности, различия между экстравертами и интровертами Айзенку и его последователям удалось установить более чем по пятидесяти физиологическим показателям.

 

2.1. Результаты исследования.

После проведения исследования у школьников были получены результаты, которые отображены в таблице 1:

№ ФИО Пол Экстраверсия-интроверсия Нейротизм Тип темперамента

1 Ичин-Норбу А. М Неискренность ответов 

2 Кол Ш М Неискренность ответов

3 Маады У Ж 16 15 Холерик

4 Монгуш А М 21 22 Холерик

5 Ондар А Ж Неискренность ответов

6 Ооржак Ш Ж 15 19 Холерик

7 Тамдын-оол А Ж Неискренность ответов

8 Кашпык-Оол А М 11 21 Меланхолик 

9 Кол М М 14 14 Холерик

10 Мырлаа С М 13 17 Холерик

11 Наадым А М 14 18 Холерик

12 Ооржак А Ж 19 10 Сангвиник

13 Оюн Е Ж 15 14 Холерик

14 Соктоев С М Неискренность ответов

 

Из этой таблицы видно, что 5 испытуемых дали неискренние ответы, т.е. можно сделать вывод, что они направлены на социальное одобрение обществом.

№ Параметры Человек В %

1 Экстраверсия 9 64

Интроверсия 0 0

2 Нейротизм 9 64

По этим двум показателям можно определить тип темперамента, который Айзенк, как упоминалось в теоретической части, выделил 4:

Меланхолик Холерик Флегматик Сангвиник.

В процентном соотношении эти типы темперамента в данной выборке будут выглядеть следующим образом (таблица 3 и диаграмма 1):

Таблица 3:

Типы Количество человек В %

Сангвинический 1 11

Холерический 7 77

Флегматический 0 0

Меланхолический 1 11

 

Диаграмма 1 

 

 

 

Заключение

Темперамент — важный психологический феномен. Это совокупность качеств, характеризующих динамические свойства протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Значимая характеристика темперамента раскрывается в его свойствах. Особенности темперамента — это такие характерные индивидуальные качества человека, которые определяют динамические аспекты всей его деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее стабильный характер, сохраняются в течение длительного времени и проявляются вскоре после рождения. К особенностям темперамента относятся чувствительность, реактивность, активность, пластичность и ригидность, быстрота реакций, экстраверсия, интроверсия, эмоциональная возбудимость.

Существует четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Каждый тип темперамента отличается разным уровнем силы, уравновешенности, подвижности.

В психологической практике для диагностики темперамента используются различные методы. В данной работе был использован опросник Г. Айзенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Дубровина, И. В. Психология / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. — 17-е изд. — Москва : Академия, 2003. — 496 c. — Текст : непосредственный. 

2. Немов, Р. С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. — 4-е изд. — Москва : ВЛАДОС, 2004. — 148 c. — Текст : непосредственный.

3. Ступницкий, В. П. Психология: Учебник для бакалавров / В. П. Ступницкий, В. Е. Степанов, О. И. Щербакова. — ISBN 978-5-394-02063-6. — Москва : Дашков и К°, 2013. — 520 c. — Текст : непосредственный.

4. Головей, Л. А. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — 2-е. — Москва : Академия, 2013. — 272 c. — Текст : непосредственный.

5. Минина, В. В. Общие понятия о темпераменте / В. В. Минина. — Текст : электронный // Алые паруса : [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/08/23/izuchaem-temperament-podrostkov (дата обращения: 24.05.2023).

 

×
×