Автор: Киршин Виталий Сергеевич
Методика проведения утренней гимнастики для воспитателей.
Утренняя гимнастика — комплекс специально подобранных упражнений, нацеленных, настроить, «зарядить», детей на весь предстоящий день.
Во время утренней гимнастики повышается эмоциональный тонус, являясь результатом «мышечной» радости от движений в коллективе сверстников, снимается психологическое напряжение от расставания с родителями, собирается внимание, дисциплинируется поведение.
Во время утренней гимнастики решаются следующие задачи:
Оздоровительная:
— «разбудить организм»;
— настроить его на рабочий лад;
— активизировать деятельность всех важных систем организма;
— стимулировать работу всех внутренних органов, способствовать закаливанию, формированию правильной осанки, предупреждать возникновение плоскостопия.
Образовательная:
— закрепление двигательных умений и навыков (ходьба, прыжки, лазание и т. д.);
— развитие физических качеств (быстрота, ловкость, сила, гибкость, координация и т. Д.).
Воспитательная:
-развитие организованности, дисциплинированности, самостоятельности.
Существуют следующие варианты проведения утренней гимнастики.
Традиционная (с включением ОРУ)
Игрового характера. Построена на п\и разной интенсивности с разными образовательными задачами. В вводной части- мп\и, игра средней подвижности; в основной части -игра высокой подвижности, направленная на совершенствование различных основных движений; в заключительной части –мп\и, хороводы, упражнения на восстановления дыхания.
С использованием полосы препятствий.
С включением оздоровительных пробежек.
Ритмическая гимнастика. В комплекс входят строевые упражнения, ОРУ, танцевальные движения, бег, прыжки. Уникальность ритмической гимнастики заключается в более быстром темпе, интенсивности движений, в работе одновременно всех мышц и суставов. Веселая, ритмическая музыка создает положительные эмоции.
Утренняя гимнастика состоит из трёх частей, каждая имеет свою задачу.
I. Вводная часть. Организует внимание детей, обучает согласованным действиям, подготавливает организм к выполнению более сложных упражнений, вырабатывает правильную осанку и предупреждает плоскостопие. В неё включают: построения (колонна, шеренга, круг), строевые упражнения (повороты, перестроения, разные виды ходьбы, бега, прыжков).
Целесообразно в начале и в конце утренней гимнастики для предупреждения плоскостопия давать разные виды ходьбы в следующем сочетании: обычная ходьба, на носках, пятках, краях стоп и т. д.
Перед общеразвивающими упражнениями бег выполняется в среднем темпе и чередуется с ходьбой.
II. Основная часть. Укрепление основных мышечных групп организма, формирование правильной осанки. Входят ОРУ для мышц шеи, рук и плечевого пояса; мышц туловища, брюшного пресса, мышц ног и укрепление свода стопы (прыжки, бег). Обязательно ОРУ должны выполняться из разных и. п. (стоя, сидя, лежа).
Общеразвивающие упражнения для утренней гимнастики подбираются в следующей последовательности:
1) даются упражнения для мышц рук и плечевого пояса,
2) упражнения, укрепляющие мышцы туловища и ног.
В младших группах воспитатель выполняет общеразвивающие упражнения вместе с детьми.
При выполнении внимание детей фиксируется на наиболее трудных элементах упражнения. Если ошибки все же возникают, то указания к их исправлению даются в ходе выполнения упражнения. Указания должны быть направлены на уточнение представления об элементах упражнения и способствовать правильному их выполнению.
В старшем возрасте дети могут выполнять упражнение по названию, но иногда и в старшей группе воспитатель делает упражнение вместе с детьми. Это сокращает время на напоминание и увеличивает физическую нагрузку на организм. Следуя действиям воспитателя, дети уточняют представление о технике движения и стараются исправить ошибки. Но такое совместное выполнение упражнения целесообразно только в том случае, когда воспитатель видит всю группу и может наблюдать за действиями детей и их поведением (при наклонах в стороны, при приседаниях и др.). Иногда впереди группы ставят ребенка, который правильно делает упражнения
Для детей младшего возраста комплексы построены в сюжетной форме и на одном образе («птички», «бабочки», «часики», «самолеты» и др.). Указания даются детям соответственно подобранному образу (например, «воробышки полетели»). Во второй младшей группе дети подражают разным образам в одном комплексе.
В средней группе имитация используется только при выполнении некоторых упражнений, в старшей ― для выполнения отдельных элементов упражнения.
При выполнении упражнений воспитатель закрепляет у детей навыки правильного дыхания.
Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения четко, выразительно, плавно.
III. Заключительная часть. Направлена на восстановление сердечного и дыхательного ритма, успокоить организм после физической нагрузки. Входят разные виды ходьбы, мп\и, хороводы, дыхательные упражнения.