Методика проведения утренней гимнастики для воспитателей дошкольных образовательный учреждений

Автор: Киршин Виталий Сергеевич

Методика проведения утренней гимнастики для воспитателей.

Утренняя гимнастика — комплекс специально подобранных упражнений, нацеленных, настроить, «зарядить», детей на весь предстоящий день.

Во время утренней гимнастики повышается эмоциональный тонус, являясь результатом «мышечной» радости от движений в коллективе сверстников, снимается психологическое напряжение от расставания с родителями, собирается внимание, дисциплинируется поведение.

 Во время утренней гимнастики решаются следующие задачи: 

Оздоровительная:

— «разбудить организм»;

— настроить его на рабочий лад;

— активизировать деятельность всех важных систем организма;

 — стимулировать работу всех внутренних органов, способствовать закаливанию, формированию правильной осанки, предупреждать возникновение плоскостопия.

Образовательная:

— закрепление двигательных умений и навыков (ходьба, прыжки, лазание и т. д.);

— развитие физических качеств (быстрота, ловкость, сила, гибкость, координация и т. Д.).

Воспитательная:

-развитие организованности, дисциплинированности, самостоятельности.

Существуют следующие варианты проведения утренней гимнастики.

Традиционная (с включением ОРУ)

Игрового характера. Построена на п\и разной интенсивности с разными образовательными задачами. В вводной части- мп\и, игра средней подвижности; в основной части -игра высокой подвижности, направленная на совершенствование различных основных движений; в заключительной части –мп\и, хороводы, упражнения на восстановления дыхания.

С использованием полосы препятствий.

С включением оздоровительных пробежек.

Ритмическая гимнастика. В комплекс входят строевые упражнения, ОРУ, танцевальные движения, бег, прыжки. Уникальность ритмической гимнастики заключается в более быстром темпе, интенсивности движений, в работе одновременно всех мышц и суставов. Веселая, ритмическая музыка создает положительные эмоции.

 

Утренняя гимнастика состоит из трёх частей, каждая имеет свою задачу.  

 I. Вводная часть. Организует внимание детей, обучает согласованным действиям, подготавливает организм к выполнению более сложных упражнений, вырабатывает правильную осанку и предупреждает плоскостопие. В неё включают: построения (колонна, шеренга, круг), строевые упражнения (повороты, перестроения, разные виды ходьбы, бега, прыжков).

       Целесообразно в начале и в конце утренней гимнастики для предупреждения плоскостопия давать разные виды ходьбы в следующем сочетании: обычная ходьба, на носках, пятках, краях стоп и т. д.

      Перед общеразвивающими упражнениями бег выполняется в среднем темпе и чередуется с ходьбой.

 II. Основная часть. Укрепление основных мышечных групп организма, формирование правильной осанки. Входят ОРУ для мышц шеи, рук и плечевого пояса; мышц туловища, брюшного пресса, мышц ног и укрепление свода стопы (прыжки, бег). Обязательно ОРУ должны выполняться из разных и. п. (стоя, сидя, лежа).

Общеразвивающие упражнения для утренней гимнастики подбираются в следующей последовательности:

1)  даются упражнения для мышц рук и плечевого пояса,

2)  упражнения, укрепляющие мышцы туловища и ног.

   В младших группах воспитатель выполняет общеразвивающие упражнения вместе с детьми.

   При выполнении внимание детей фиксируется на наиболее трудных элементах упражнения. Если ошибки все же возникают, то указания к их исправлению даются в ходе выполнения упражнения. Указания должны быть направлены на уточнение представления об элементах упражнения и способствовать правильному их выполнению.

   В старшем возрасте дети могут выполнять упражнение по названию, но иногда и в старшей группе воспитатель делает упражнение вместе с детьми. Это сокращает время на напоминание и увеличивает физическую нагрузку на организм. Следуя действиям воспитателя, дети уточняют представление о технике движения и стараются исправить ошибки. Но такое совместное выполнение упражнения целесообразно только в том случае, когда воспитатель видит всю группу и может наблюдать за действиями детей и их поведением (при наклонах в стороны, при приседаниях и др.). Иногда впереди группы ставят ребенка, который правильно делает упражнения

    Для детей младшего возраста комплексы построены в сюжетной форме и на одном образе («птички», «бабочки», «часики», «самолеты» и др.). Указания даются детям соответственно подобранному образу (например, «воробышки полетели»). Во второй младшей группе дети подражают разным образам в одном комплексе.

    В средней группе имитация используется только при выполнении некоторых упражнений, в старшей ― для выполнения отдельных элементов упражнения.

      При выполнении упражнений воспитатель закрепляет у детей навыки правильного дыхания.

Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения четко, выразительно, плавно.

III. Заключительная часть. Направлена на восстановление сердечного и дыхательного ритма, успокоить организм после физической нагрузки. Входят разные виды ходьбы, мп\и, хороводы, дыхательные упражнения.

 

 

×
×