МЕТОДИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Автор: Карпова Полина Анатольевна

МЕТОДИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА

ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Cтатья посвящена методике работы учителя начальных классов по экологическому воспитанию учащихся 4 класса во внеурочной деятельности. Основным инструментом данного процесса выступает технология проектов. В качестве примеров рассмотрены различные формы проектной деятельности, выделенные Е.С. Полат, такие как исследовательские, творческие и ролево-игровые проекты. Предложен проект «Эко-помощь: Куда звонить?» который является примером реализации по структуре И.Д. Чечель. Авторами определяется проектная технология как многоэтапный процесс, сочетающий теорию с практикой.

Ключевые понятия: проектная технология, экологическое воспитание, формы проектной деятельности, роль проектов, структура технологии проектов, проект, совместная работа.

Определение «проектная технология» требует анализа его теоретических основ с разных авторских позиций, представленных: Станиславом Теофиловичем Шацким (1878–1934г.) — кандидат естественных наук, основоположник технологии проектов в России; Евгенией Семёновной Полата (1937-2007г.) — доктора педагогических наук, профессора; Ириной Дмитриевной Чечель (1943-2023г.) — доктором педагогических наук, профессором.

По их определениям технологи проектов — это личностно-ориентированная технология, в центре которой стоит ученик основная цель заключается в умении научить детей находить решения без вмешательства взрослого. Учитель лишь может мотивирует и направляет ребёнка, в случае необходимости подсказывает, где найти нужную информацию. (1)

 

Схема 1. Роль проектной технологии в экологическом воспитании младших школьников

Таким образом, роль технологии проектов в экологическом воспитании младших школьников заключается в стимулировании интереса школьников к определённым экологическим проблемам, что позволяет глубже и конкретнее понять значимость окружающего мира, развивая критическое мышление с навыками совместной работы по анализированнию экологических проблем и путей их решения, беря на себя ответственность за результат проекта. (2)

Реализацию технологии проектов в начальных классах уже рассматривали: Евгения Семёновна Полат (1937-2007г.) — доктор педагогических наук, профессор, определила типологию форм технологии проектов; Ирина Дмитриевна Чечель (1943-2023г.) — доктор педагогических наук, профессор, определила структуру реализации технологии проектов.

По исследованию Евгении Семёвны Полат все проекты делятся по доминирующему виду деятельности на 5 форм проектной деятельности.

 

Таблица 1. Типология форм проектной деятельности по доминирующему виду деятельности в аспекте экологического воспитания младших школьников

Следуя структуре технологии проектов возможно реализовать проект экологической направленности «Эко-помощь: Куда звонить?» в котором:

ü на 1 этапе: с помощью наводящих вопросов: «Какие экологические проблемы вы замечаете вокруг себя?», «Что мы можем сделать, чтобы помочь природе?». Мы мотивируем детей и определяем цель.

ü На 2 этапе: какую информацию нам нужно собрать? Где мы можем её найти. Мы формируем список источников, и сразу обсуждаем какие критерии могут быть к работе (достоверность, качество, аккуратность, точность).

ü На 3 этапе: ученики делятся собранной информацией и обсуждают.

ü На 4 этапе: они придумывают, как лучше всего представить информацию, сравнивая свои идеи и творчески оформляют проект.

ü На 5 этапе предпоследнем: уже анализируют «Что получилось хорошо? Что можно было бы улучшить?».

ü На 6 этапе последний: презентуют работы и оцениваю.

Таким образом, осуществляются поэтапно не только представленный проект, но и любые другие.

Использование технологии проектов в внеурочной деятельности способствует профессиональному росту учителя и всестороннему развитию учеников, создавая условия для более эффективного и интересного образовательного процесса. Все результаты достигаются при точном выборе одной из форм проекта, выделенной Евгенией Семёновны Полат и следовании чёткой структура выделенной Ириной Дмитриевной Чечель.

Список литературы:

1. Абросимова С.А., Рыжкова Н.В. Историографический обзор проектной деятельности в педагогическом образовании России // Педагогический журнал. -2021. — № 5 —  с. 47-55.

 

2. Матвеева Л. Н. Проект как средство экологического образования младших школьников / Л. Н. Матвеева, Д. А. Бакиева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — c. 180-182.

 

 

 

 

 

 

 

×
×