Методика развития скоростных способностей у старших школьников.

Автор: Спицын Максим Евгеньевич

Методика развития скоростных способностей у старших школьников.

 

М.Е. Спицын

Инструктор по физической культуре

МБОУ «Алексеевская СОШ Яковлевского городского округа»

 

В настоящее время многие специалисты еще придерживаются следующих методических положений при использовании упражнений в процессе воспитания специальных скоростно-силовых качеств: с целью создания условий для дальнейшего повышения уровня развития скоростных способностей отдельных мышц и групп мышц, то есть для повышения скоростно-силового потенциала применяются локальные упражнения, в которых преодолеваются сопротивления равные 80 % и больше с интенсивностью 90 % и выше.

В разных исследованиях под быстротой, или скоростными способностями, принято понимать комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и преимущественно определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции.

В качестве основных видов скоростных способностей различают:

– быстроту простой и сложной реакции;

– быстроту выполнения отдельных двигательных актов;

– быстроту, проявляемую в темпе (частоте) движений [2].

Быстрота выполнения технических приемов зависит от конкретного вида спорта, о приемах которого идет речь, она определяется быстротой тактического мышления; техникой движения и других качеств, специализированных для конкретного вида спорта.

Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14-15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений.

В настоящее время в физическом воспитании и спорте достаточно ситуаций, где требуется высокая быстрота реакции, и ее улучшение на одну десятую или даже на сотые доли секунды (речь часто идет именно об этих мгновениях) имеет большое значение. Основной метод при развитии быстроты реакции – метод повторного выполнения упражнения. Он заключается в повторном реагировании на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования.

Выделим задачи развития скоростных способностей:

1 задача: состоит в необходимости разностороннего развития скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных действий) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваивают дети за время обучения в образовательном учреждении. Для педагога по физической культуре и спорту важно не упустить младший и средний школьный возраст – сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.

2 задача: максимальное развитие скоростных способностей при специализации детей, подростков, юношей и девушек в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт и др.).

3 задача: совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности (например, в летном деле, при выполнении функций оператора в промышленности, энергосистемах, системах связи и др.)

Скоростные способности, по мнению М.И. Полякова весьма трудно поддаются развитию.  В таком случае, возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путем – через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений и др., т.е. посредством совершенствования тех факторов, от которых существенно зависит проявление тех или иных качеств быстроты [3].

Скоростная способность – это способность человека совершать движения в короткий отрезок времени, для данных условий. Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека. Скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми ка­чествами и др.

Основные формы проявления быстроты человека – время двигательной реакции, время максимально быстрого выполнения одиночного движения, время выполнения движения с максимальной частотой, время выполнения целостного двигательного акта.

Психофизиологические особенности возраста таковы, что происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие, активное развитие головного мозга, неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость, неспособность к длительному сосредоточению. Развитие скоростных качеств целесообразно развивать у детей среднего и старшего школьного возраста [1].

В старшем школьном возрасте системы организма детей интенсивно развиваются, завершается формирование опорно-двигательного аппарата. У старшеклассников целесообразно проводить работу по развитию скоростных способностей. Чтобы развивать у них быстроту как физическое качество целесообразно применять метод непрерывного, интервального прерывного упражнения, игровой и соревновательный методы. С целью повышения эффективности процесса формирования скоростных способностей учащихся старших классов рекомендуется проводить уроки с данной возрастной категорией в виде тренировок, а соревновательный и игровой методы использовать лишь иногда.

Учет особенностей физического развития учащихся играет основную, а порой и главную роль в выборе содержания и в определение методики занятий физическими упражнениями. Скоростно-силовые способности являются видом силовых способностей, выражаются в приложении максимального силового напряжения в минимально короткое время. Эти качества играют важную роль в занятиях спортивной гимнастикой [4].

В процессе развития скоростно-силовых способностей нужно учитывать анатомо-физиологические основы и факторы, определяющие развитие этих способностей. Существенное влияние на изменение уровня скоростно-силовых способностей у школьников оказывает применение специальной оценочной таблицы, использование которой позволяет осуществить оперативный контроль и влиять на учебно-воспитательный процесс.

 

Список литературы

 

1.                 Волков, Л.В. Физические способности детей и подростков / Л.В. Волков. – М.: Проспект, 2010. – 117 с.

2.                 Зимкин, Н.В. Физиологическая характеристика мышечной силы, скорости движений, выносливости и ловкости / Н.В. Зимкин. –  М.: Мысль, 2016. – 34 с.

3.                 Поляков, М.И. О развитии физических качеств / М.И. Поляков // Физкультура в школе. – 2012. – № 1. – С. 18 — 20.

4.                 Черняев, Г.И. Методика оценки физической подготовки спортсменов / Г.И. Черняев. – М.: ФиС, 2013. – 296 с.

 

 

 

 

 

 

 

×
×