Автор: Сердобинцева Ольга Николаевна
Методы и приемы
Формирования читательской грамотности
у детей дошкольного возраста
Семинар-практикум
Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны,
читайте им сказки.
Если вы хотите, чтобы они были еще умнее,
читайте им еще больше сказок».
Альберт Эйнштейн
Слайд 1.
В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать. А, как известно, книга – источник важных знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение, обогащают личность человека. Но, к сожалению, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги и это понятно, ведь современный мир — это мир электроники, электронных игр и современных гаджетов.
Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.
К сожалению, Россияне перестали быть самой читающей нацией. По статистике, больше всех сейчас читают индийцы, жителей России опережают также таиландцы, китайцы, филиппинцы, египтяне и чехи.
Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Приобщение ребенка к книге — одна из важных задач, стоящая перед педагогами ДОУ сегодня. Если быть точнее, то в детском саду мы должны формировать предпосылки читательской грамотности.
Слайд 2
Согласно ФГОС ДО образовательная область «Речевое развитие» включает в себя: «Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы». Поэтому задача педагогов ДОУ: формировать у детей интерес к чтению и потребность в чтении книг, тем самым создавая предпосылки читательской грамотности у детей.
Федеральная Образовательная Программа определяет основную цель образования как развитие личности ребёнка. Одним из условий успешного решения поставленной задачи является сформированность УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, центральное место, в перечне которых занимает читательская компетентность.
«Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Компоненты читательской грамотности:
— нахождение и извлечение информации,
— интегрирование и интерпретирование информации,
— осмысление и оценивание информации,
то есть способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Те сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.
Этапы формирования читательской грамотности:
Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:
— пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые; В этом случае его называют грамотным слушателем
— активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.
Слайд 3
Среди множества методов и приемов формирования читательской грамотности дошкольников, можно выделить наиболее распространенные:
чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;
Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Кроме того, для формирования любви к чтению у детей раннего возраста в условиях детского сада можно рекомендовать следующее: простое чтение в кругу детей, недели русских народных сказок, сказок отдельных авторов, вечера чтения, выставки книг или организацию книжного уголка, семейные вечера чтения, родительские собрания, праздники: «Праздник любимой книги», «День рождения…» (любимого героя книги). Читать детям должны и родители дома, и педагоги в детском саду.
прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов;
беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному;
чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями;
В старших группах особый интерес представляет чтение книг в течение длительного времени (чтение с продолжением), таких, как «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова, «Золотой ключик» А. Толстого и др.
разучивание стихотворений;
чтение и рассказывание с использованием наглядного материала;
проектная деятельность (изготовление книжек-самоделок с рисунками о произведениях, создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями, в ходе которой совершенствуются умения детей отражать результаты восприятия произведений в разных видах художественно-речевой и изобразительной деятельности;
самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями..
Формируют читательскую грамотность в дошкольном возрасте с помощью различных заданий, которые стимулируют формирование у детей критического мышления.
Сегодня, я хочу вам предложить некоторые приемы, которые помогут воспитателям развить у своих подопечных навыки внимательного и критичного осмысления текста, предмета, информации.
Слайд 4
Прием «Кластер».
Кластер пришел к нам из информационных технологий и обозначает объединение нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельные единицы, обладающие определенными свойствами
Суть метода заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении в определённом порядке схемы.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Последовательность действий при составлении кластера:
1 этап – посередине чистого листа пишется ключевое слово, которое является «сердцем» идеи, темы.
2 этап – вокруг слова записываются все то, что вспомнилось им по поводу данной темы – выражающие идеи, факты, образы («мозговой штурм», подходящие для данной темы (модель «хаос»)
3 этап – осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).
4 этап – по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Выводы. Образовательная деятельность с применением метода кластера дает возможность дошкольнику проявить себя, высказать свое видение вопроса, свободу творческой деятельности. В целом, нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию обучающихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.
Слайд 5
Приемы технологии «Скрайбинг».
Скрайбинг от английского «scribe» – набрасывать рисунки или эскизы. Искусство отражать свою речь в рисунках, процесс происходит параллельно с докладом говорящего.
Скрайбинг изобретен британским художником Эндрю Парком.
Скраибинг бывает ручной и компьютерный.
Это процесс объяснения смысла с помощью простых рисунков. Используя скрайбинг, можно просто и доступно рассказать о сложном, интересно объяснить практически любой материал.
В том виде и в тех формах, в которых скрайбинг встречает нас сегодня, он существует не так давно. Но нельзя сказать, что он стал уникальным открытием, не имевшим аналогов. Мы все видели наскальные рисунки-истории, сделанные еще до нашей эры. Так, может, именно они и положили начало процессу, который любой способен с легкостью использовать, чтобы донести информацию без текста?
Представьте себе, что вам нужно донести информацию о Солнечной системе до людей, которые увидят это сообщение только через тысячу лет.
— Что вы будете использовать?
— Надпись «Солнечная система» или ее рисунок?
— Если все-таки надпись, то на каком языке? Вы уверены, что он будет понятен? А рисунки? Думается, что у них гораздо больше шансов быть понятыми через тысячу лет.
Особенность скрайбинга в сравнении с другими способами донесения информации заключается в том, что появляется возможность задействовать одновременно слух, зрение и воображение человека, что способствует лучшему пониманию и запоминанию.
На первый взгляд, термин «скрайбинг» совершенно нам не знаком. На самом деле в детстве мы все были немного скрайберами. Мы раньше научились рисовать, чем писать. Изображали простые картинки и показывали родителям, объясняя, что это. С помощью обычных рисунков мы пытались передать определенную информацию, настроение, эмоции, чувства.
Условно все скрайбинги можно разделить на несколько видов:
Рисованный скрайбинг — это ручной классический, когда взрослый или ребенок рассказывает о чем — либо и в то же время рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ. Работа учителя на уроке во время объяснения нового материала с мелом в руках — пример классического скрайбинга. Рисование и озвучивание должны совпадать по времени.
Аппликационный скрайбинг — техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту.
Скрайбинг «фланелеграфный» Для такого скрайбинга понадобится доска, обтянутая фланелью. На нее будут крепиться готовые фигурки и изображения, помогающие рассказать историю. Такой скрайбинг похож на импровизированный театр. Он хорошо подойдет для «экранизации» сказок для детей.
Магнитный скрайбинг является разновидностью аппликационного, единственное отличие — готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.
Скрайбинг компьютерный. При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы.
Но самое важное отличие в скрайбинге — это принцип параллельного следования, т. е. речь выступающего одновременно зарисовывается.
При пересказе или рассказе дети с нарушением речи, а таких детей сейчас много, затрудняются строить фразы, теряют основную суть содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли.
Практическая часть
«Еж» Чарушин
Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он там со страху шариком свернулся. Попробуй-ка возьми его руками — везде иголки торчат. Закатали ежа в шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка в поддонничке. А еж лежит шариком и не шевелится.
Вот он час лежал и еще целый час.
Потом вылез из колючек черный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным пахнет?
Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова шариком свернулся.
А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались — ежик и удрал к себе обратно в лес.
Скрайбер немного волшебник. Он умеет превращать слова и фразы в понятные рисунки или схемы. Для скрайбинга многого не надо : всего лишь то, чем рисовать, то, на чём рисовать и тех, для кого эти рисунки предназначены.
Так что вооружайтесь мелом, фломастером или карандашом и творите! Язык рисунка понятен всем!
«Квест – игра»
Квест – это игра, которая включает в себя выполнение заданий одно за другим. Чем больше участники находят ответов, тем больше у них возникает вопросов. В конечном итоге, пройдя все испытания, участники получают ответ на главный вопрос квеста. Литературные квесты для дошкольников имеют больше игровую направленность, чтобы удержать внимание детей, однако, все задания связаны одной общей тематикой. Кроме того, квест помогает ребятам социализироваться и учит работать в команде.
Слайд 7
Технологии – сторителлинг. Термин «сторителлинг» означает «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй». Сторителлинг — это повествование мифов, сказок, притч, былин. Сами рассказы могут быть как о выдуманных (книжных, сказочных, мультипликационных, так и о реальных (детях группы, самом педагоге) героях. Они похожи на сказки, поскольку мораль в них скрыта. Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.
Цели сторителлинга — захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.
Начинайте историю с завязки и от первого лица. «Хочу рассказать, как я…», «Я вам уже рассказывала про то, как я…», «Однажды со мной произошла такая история…» Когда-то давным-давно….
• Садитесь поближе, я вам расскажу…
• Однажды…
• В некотором царстве, в некотором государстве…
• Жили-были….
• Это произошло темной и дождливой ночью…
• Наш герой понятия не имел, что его ждет…
=«Однажды со мной произошёл такой случай…».
=«Хочу вам рассказать, как когда-то я….»
Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Нужно рассказывать так, чтобы дети верили, что история интересна самому рассказчику. В сторителлинге важна харизматичность педагога. Хорошее повествование затрагивает чувства ребенка, переносит его в созданный рассказчиком мир. Но главное не то, что рассказывает педагог, а то, как он это делает и что представляет собой как личность. Он должен обладать творческими способностями, навыками актерского мастерства: уметь перевоплощаться, импровизировать, интонировать. Дошкольники любят путаницы, приключения, необычайные происшествия, поэтому рассказ будет им интересен. Педагог должен сам верить в правдоподобность развязки, иначе он не сможет убедить воспитанников.
Как выбрать хорошую историю:
Существует несколько принципов хороших историй.
Простота. Чтобы дети запоминали истории, они должны быть похожи на сказки или притчи, поэтому следует выбросить все лишнее, оставить только необходимое.
Неожиданность. Чтобы привлечь внимание детей, не нужно использовать шаблоны «плохой-хороший», «черное-белое». Интерес мало возбудить его надо удержать. Например, можно изложить историю как некое детективное расследование или загадку.
Конкретность. Персонажи истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам. Рассказывая историю, важно помнить о том, что дети могут не знать какие-то понятия и термины.
Реалистичность. Самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в нее не поверят. Для этого есть два способа обеспечить достоверность истории: — внешний – сослаться на мнение других детей, педагогов, родителей, бабушек и дедушек, энциклопедии, Интернет и т.п.; — внутренний – использовать дополнительные детали, т. е. историю нужно рассказывать так, как будто вы лично ее пережили или были участником событий, знали ее персонажей. Затем следует создать ситуацию, в которой бы дети могли самостоятельно проверить способ решения, предложенный в истории.
Эмоциональность. Она действует сильнее доводов рассудка. Интонирование рассказчика, отклик детей на то или иное событие создают особую атмосферу повествования. Также хорошей можно назвать историю, если: — ее можно рассказывать детям одной группы несколько раз, по- разному ее интерпретируя, оканчивая и дополняя новыми персонажами; — дети могут самостоятельно ее пересказать; — ситуация и проблема, которые поднимаются в истории, понятны детям; — воспитанники задают вопросы по сюжету истории и хотят ее обсудить с педагогом и другими детьми, предпринимают определенные действия для участия в игре, спектакле по ходу самой истории.
Метод сторителинга можно легко совмещать с нетрадиционными приемами рисования, лепки, конструирования в ходе интерактивных игр с детьми.
Предлагаю нескольким педагогам составить интересную историю для детей.Остальные педагоги играют в игру «Кубики историй»
Одним из видов метода сторителинга является игра «Кубики историй»
Можно использовать в своей работе игру «Кубики историй». Несколько лет назад в Европе придумали фантастическую игру «Storycubes» («Кубики историй») и навсегда влюбились в неё. Она интересна как взрослым, так и детям — 9 кубиков, 54 картинки погружают в мир фантазий, иллюзий и приключений. Каждый рисунок — это захватывающий и неожиданный поворот повествования. Для детей нужны яркие, понятные картинки. Взяв за идею оригинальную версию игры, можно сделать свои «Кубики историй». Больших затрат не требуется. Игра получается интересная и эффективная, может использоваться в любом месте и в любое время. Для изготовления игры «Кубики историй» понадобятся простые деревянные кубики (5*5*5, клей, ножницы и картинки). Подбираются красочные предметные и сюжетные картинки, печатаются на самоклеющейся фотобумаге и обклеиваются ими грани 9-ти кубиков, складываются в красочную шкатулку. Так получается замечательная и увлекательная игра для детей. Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбирается история, учитывая детский интерес, программную тематику, о ком будет история, т.е. выбирается главный герой, а также выбирается жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).
Итак, игра начинается! Первый ребёнок достаёт из волшебной шкатулки кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшей картинки начинает рассказывать увлекательную историю. Затем следующий ребёнок достаёт и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа. А какое огромное количество сочетаний из картинок получается! Одинаковых сюжетных линий не бывает, каждый раз история получается новая, удивительная. Неповторимая! Сначала задачу можно упростить, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому сначала составлять истории можно по очереди. Например, первый кубик бросает ребёнок, а следующий — воспитатель, и т.д. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении. Дети довольно быстро учатся. Уже после 2-3 игр могут свободно составить рассказ, историю, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование. Таким образом, техника «сторителлинга», которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения. Импровизированные рассказы вызывают наибольший интерес, обогащая фантазию, развивая логику. Сочиняя, дети «проживают» истории, у них появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Рассказывание историй имеет и психопрофилактический эффект, так как позволяет застенчивым детям быть более раскрепощёнными, робких делает смелее, молчаливые становятся более разговорчивыми. Каждый ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами. Таким образом, с помощью игры в «Кубики историй» формируется способ передачи опыта в процессе обучения и воспитания детей. Сочинять истории не только полезно, но и очень увлекательно!
Слайд8
Можно использовать дидактические игры:
«Найди псевдослово»
Цель: развитие умения детей выделять слова, не имеющие смысла.
Ход игры
Ребенку читают слова, среди них он находит слово, не имеющее значения: например, кот, дома, пенал, каблук, коридор, банжикос, перемена.
Свеча, стол, ужин, карапар, яблоко, девочка.
«Смысловые несуразицы»
Цель: совершенствование умений детей анализировать прочитанное и выявлять, что не является правдой.
Ход занятия
Прочитать предложения и найти смысловую ошибку: Ель – лиственное дерево. Зимой дети собирали в лесу ягоды. Над большим деревом была глубокая яма.
«Письмо от зайца»
Цель: развитие умения детей рассказывать по сюжетным картинкам; продолжать начатый рассказ с определённого места; закреплять правильное произношение.
Оборудование: Наборное полотно с изображением колобка, серия сюжетных картинок в конверте по сказке «Заюшкина избушка».
Ход игры:
Воспитатель говорит, что Колобок получил от Зайца письмо в картинках. Детям предлагается помочь Колобку прочитать письмо, разложив картинки в нужной последовательности. В конце игры дети по цепочке рассказывают всю сказку, используя выбранные картинки.
«Рассказы с картинками»
Цель: развитие навыков чтения детей.
Ход игры:
Ребенок читает сказку, заменяя картинки словами.
А также дидактические игры: «Сочиняем сказку», «Что сначала, что потом», «Герои заблудились», сказочные пазлы, лото, домино по мотивам фольклорных и авторских произведений.
Верные и неверные утверждения.
Этот метод нам хорошо знаком, все мы им активно пользуемся. Используя данный метод, мы приучаем малыша внимательно слушать текст, подвергать его постоянному анализу и осмыслению.
Высказывания: у медведя два глаза, верно?
У медведя один хвост, верно?
У медведя пять лап, верно?
Толстые и тонкие вопросы
Тонкие» вопросы предполагают однозначный ответ, который можно найти в тексте произведения. Они обычно начинаются со слов: кто, что, когда, где и т. д.
Пример:
в кого влюблён Буратино?
Кто поёт песенки и грызёт орешки в «Сказке о царе Салтане»?
Толстые» вопросы требуют развёрнутого ответа, рассуждений по теме. Ответы на них не даются в произведении прямо, их нужно сформулировать самостоятельно.
-Дайте 3 объяснения почему?
-Почему вы так считаете?
— Предположите, что будет, если..
-В чем различие?…
Перемешанные события
Предлагается разместить картинки из сказки или рассказа в том порядке, который ребёнок считает последовательным, правильным. Затем воспитатель читает произведение и предлагает исправить последовательность картинок.
Иногда сам воспитатель может перемешать картинки и выстроить их в определенной последовательности, а дети должны сказать правильно или не правильно они выложены, если нет, то какие картинки надо поменять местами и почему.
Чтение с остановками
Применяя данный прием, дети спорят, фантазируют, размышляют вслух, вчитываются и вслушиваются в текст. Учатся работать в парах и группах, учатся мыслить гибко и оригинально, учатся сотрудничать.
Приём «чтение с остановками» учит умению выражать свои мысли. Если ребенок будет уметь выражать свои мысли, то общение с людьми принесёт ему удовлетворение и радость, он сможет отстоять правоту своих суждений.
Данный приём обеспечивает глубокое осмысливание изучаемого материала, развивает творческое мышление и воображение.
Материалом для использования приема «Чтение с остановками» служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приема — найти оптимальный момент в тексте для остановки.
Эти остановки — своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую — совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.
Данный прием имеет следующий алгоритм работы:
1 стадия — вызов., обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.
2 стадия — осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета.
Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»
Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.
3 стадия — рефлексия. Заключительная беседа.
На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: беседа, совместный поиск, выбор пословиц, творческие работы. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
Рекомендации по использованию приема «Чтение с остановками»:
1. Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.
2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.
3. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»
4. На стадии рефлексии можно использовать такие приёмы: «Толстые и тонкие вопросы», составление кластера, синквейн.
В чем сложности этого метода:
Во-первых, использование приема «чтение с остановками» требует от педагога отличного знания текста.
Во-вторых, педагог должен продумать заранее, где при чтении текста будут делаться остановки.
В-третьих, готовясь к занятию, воспитатель читает текст несколько раз.
Первый раз, чтобы понять, о чем этот текст, какие моменты в нем нужно выделить, где следует останавливать чтение и возможно ли это вообще при работе с данным текстом. То есть учитель определяет для себя, стоит ли этот текст читать с остановками.
Второй раз педагог читает текст, чтобы выделить неизвестные детям слова, фрагменты, которые требуют пояснений.
Основная задача, которая стоит перед педагогом, решившим использовать на прием « чтение с остановками», — это развитие творческого мышления и воображения воспитанинков, а также развитие их речи. Суть данного приема как раз и заключается в том, чтобы побудить детей размышлять, фантазировать, высказывать свою точку зрения, свои предположения.
Примерные вопросы приема « чтение с остановками».
· По названию предположите, о чем будет рассказ?
· Какие события могут произойти в описанной обстановке?
· Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
· Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие чувства у вас возникли?
· Какие ваши ожидания подтвердились?
· Что было неожиданным?
· Как вы думаете, чем закончится рассказ?
· Как бы вы закончили его?
· Что будет с героем после событий рассказа?
Притча «Шрамы на сердце» (Валентина Голубицкая)
Рассмотрите иллюстрацию к притче.Как вы думаете, о чем пойдет речь?
1.Один молодой человек был очень несдержан. Его отец, желая дать урок своему вспыльчивому сыну, дал ему мешочек гвоздей, наказав вбивать гвоздь в столб забора всякий раз, когда тот не сможет сдержать гнева.
Вопросы:
· Для чего отец дал своему сыну мешочек гвоздей?
· Предположите, как поступит сын с мешочком гвоздей?
2.В первую неделю в столбе было несколько десятков гвоздей. Через неделю число забиваемых в столб гвоздей поубавилось. Юноша подумал, что легче сдерживать свои чувства, чем забивать гвозди.
Наконец, пришел такой день, когда он ни разу не потерял самообладание.
— Теперь, сказал отец, — каждый раз, когда сдержишь свой гнев, вытаскивай из столба по одному гвоздю.
Вопросы:
· Сколько гвоздей оказалось в столбе за первую неделю?(несколько десятков)
· Что случилось через неделю?(поубавилось)
-Что подумал юноша? (что легче сдерживать свои чувства, чем забивать гвозди.)
· Какой день наступил/пришёл?
· Что сказал отец?
· Предположите, что помогло юноше справиться со своим гневом?
3.Прошло немало времени, но вот настал такой день: в столбе не осталось, ни одного гвоздя. Юноша сказал об этом отцу. Когда они оба подошли к забору, отец сказал:
— Посмотри, сколько дыр осталось в столбе. Такие же шрамы остаются в душе человека, когда наносишь ему обиду. Даже если ты попросишь прощения, он уже никогда не будет таким, как прежде, — в его душе останется шрам…
· Вопросы:
· Отец сказал: «Посмотри…»? на что он обратил внимание?
· С чем отец сравнил дыры в столбе?
· Что произойдёт, если ты попросишь прощения?
· От чего останется шрам?
· Подумайте, что из ваших предположений сбылось?
· Далее идет осмысление целостного текста через вопросы:
· Пробегитесь глазами по тексту и скажите мне, как вы поняли эту притчу?
· А как вы считаете, неужели на самом деле от полученной обиды у человека останутся шрамы в душе? Почему?
· Как вы думаете, у этой притчи есть скрытый смысл или нам очевидна его суть?
· Прочитайте последнее предложение. Как вы считаете, значит ли это, что если мы обидели человека, то не нужно просить у него прощения?
Таким образом, подводится итог изученного произведения
Слайд 9
Сегодня я осветила лишь малую часть тех приемов, которые педагоги ДОУ могут использовать в своей практике для формирования читательской грамотности у дошкольника. На самом деле их очень много, они разнообразны, и каждый педагог выбирает свои приемы, те, что ему ближе и удобнее.
Главное, чтобы мы, работая с дошкольниками могли заложить в основу его еще не сформировавшейся личности зерна:любви к слову, внимание к тексту
умению выбирать из любого произведения, статьи или предложения, то зерно, ради которого и написано данное произведение, статья или предложение.
Но наша работа была бы неполной, если бы мы не приобщали к ней родителей. Сегодня многие родители не читают своим детям книги, что приводит к значительному снижению читательской грамотности у детей, потере интереса к литературе. Именно книга является для ребёнка источником знаний, развития и познания мира, чтение развивает речь, память, мышление дошкольника. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Родители через семейное чтение должны помочь привить интерес детей к чтению. Результат работы может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами. В беседах с родителями необходимо обращать внимание, что для всестороннего развития ребёнка, для более тесного общения с ребёнком, доверительных отношений как нельзя лучше подходит совместное чтение перед сном, рассматривание иллюстраций, обсуждение прочитанного.
Таким образом, целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей:
• эмоциональную отзывчивость;
• активность и объективность читательского воображения;
• умение пересказывать;
• аналитические умения (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев);
• осмысление художественной формы на уровне деталей и композиции.