Методы и приемы работы с детьми с Расстройством аутистического спектра

Автор: Вислобокова Полина Александровна

 

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Автор статьи: Вислобокова Полина Александровна

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы и приемы работы с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра. Автор подчеркивает важность индивидуального подхода к каждому ребенку, основанного на понимании его уникальных особенностей.Рассмотрены такие методы, как игра, эмоционально-смысловое комментирование, визуальная поддержка, положительное поощрение, техника угасания, физические упражнения, музыка, видео- и аудиомоделирование. Статья подчеркивает важность совместной работы всех звеньев — от педагогов до родителей и общества в целом — для успешной коррекции РАС. Заключение подчеркивает необходимость терпения, любви и стремления к постоянному обучению в работе с этими детьми.

 

Введение

В современном обществе вопросы, связанные с обучением и воспитанием детей с расстройством аутистического спектра (РАС), с каждым днём становятся более важными и актуальными. В последние десятилетие наблюдается значительный рост числа детей, сталкивающихся с отклонениями в эмоционально-волевой сфере, что делает проблему работы с РАС весьма острой в педагогике.

Согласно статистике, частота расстройств аутистического спектра составляет в среднем 15-20 случаев на 10 000 детей [1]. Однако, с учетом последних тенденций, эта цифра существенно возросла, что подчеркивает необходимость более глубокого и системного подхода к вопросам коррекции и воспитания детей с данным расстройством.

Ключевым фактором в успешной работе с этой группой детей является не только применение эффективных методов и приемов, но и сплоченность всех звеньев, вовлеченных в процесс. Каждый этап коррекционной деятельности должен быть частью целостной стратегии, направленной на максимальное раскрытие потенциала каждого ребенка с РАС.

Данная статья посвящена рассмотрению различных методов и приемов работы с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра. Важность понимания особенностей каждого ребенка, индивидуальный подход и глубокая сплоченность в работе позволяют достигнуть наилучших результатов в коррекции и развитии детей с РАС.

Основная часть

Чем глубже мы погружаемся в тему обучения и развития детей с РАС, тем более очевидным становится влияние координации и сплоченности в работе с этой группой детей. Эффективность коррекционной деятельности напрямую зависит от того, насколько успешно взаимодействуют все звенья, вовлеченные в этот процесс. Все участники должны единообразно следовать выбранному пути, преодолевая препятствия.

Во-первых, важный аспект работы с детьми с РАС — создание максимально комфортных условий для их пребывания в  школе (и вообще в любом учебном заведении). Это предполагает не только учет особенностей каждого ребенка, но и поддержку их взаимодействия с окружающими.

Во-вторых, важно грамотно сочетать различные методы работы с такими детьми. Это включает в себя метод «эмоционального присоединения» [2] и прикладной анализ поведения – Applied Behavior Analysis (ABA), визуальную терапию и многие другие. Важно обратить внимание на индивидуальный характер каждого ребенка и подходить к нему с учетом его особенностей.

В-третьих, составление индивидуального плана работы и коррекции воспитания — неотъемлемая часть эффективной работы. Именно индивидуализация подхода позволяет успешно справляться с различными особенностями каждого ребенка.

Далее я расскажу о некоторых формах и приемах, которые в своей работе может использовать любой педагог.

1.               Игра как средство специальной помощи. Игры являются неотъемлемой частью развития детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста с аутизмом. Эмоциональная связь, общение и игровое взаимодействие представляют собой необходимые условия для формирования нормального развития у детей с расстройством аутистического спектра. Создание специальных игровых сценариев, поддержка эмоционального вовлечения и стимулирование общения в игровой форме — ключевые моменты успешной коррекционной работы.

2.               Эмоционально-смысловое комментирование [3]. Любое присоединение взрослого к аутостимуляции аутичного ребенка должно сопровождаться эмоционально-смысловым комментарием. Более того, взрослый не всегда может (и не всегда должен) включаться в игру аутичного ребенка на уровне конкретных действий; его задача, прежде всего, – постоянно комментировать ситуацию, придавая ей положительную эмоциональную окраску и определенный игровой смысл.

3.               Визуальная поддержка является методом предоставления информации в более понятной форме для детей с РАС. Использование визуальных подсказок, таких как схемы, рисунки или картинки, помогает детям видеть шаги выполнения конкретной активности. Визуальные подсказки могут включать в себя визуализацию времени, организацию пространства и последовательности действий.

4.               Поощрение. Поощрение является событием или условием, следующим за желаемым поведением ребенка и способствующим укреплению этого поведения в будущем. Похвала, награды и другие формы поддержки, адаптированные к индивидуальным потребностям каждого ребенка, считаются эффективными при работе с детьми.

5.               Техника угасания [4]. Техника угасания направлена на устранение поощрения, поддерживающего мешающее поведение, с целью уменьшения его частоты. Эта техника может использоваться как самостоятельный метод или в рамках функционального анализа поведения, что позволяет более эффективно справляться с конкретными проблемами поведения.

6.               Введение повышенных физических нагрузок становится методом для снижения проблемного поведения и стимулирования уместного. Физические упражнения могут быть адаптированы к интересам и потребностям каждого ребенка, служа как средством регуляции эмоций, так и поощрением активного участия в учебных занятиях.

7.               Музыка является уникальным способом взаимодействия людей друг с другом, ведь она может обеспечить мощный мультисенсорный опыт. Особенно это полезно для детей с аутистическим спектральным расстройством. Она предоставляет детям возможность общаться с другими, испытывать новые формы расслабления, способствует самовыражению.

8.               Видеомоделирование или аудиомоделирование: Видео и аудиомоделирование представляют собой эффективные инструменты для демонстрации целевого поведения или навыков. Визуализация через видеозаписи или аудиоматериалы облегчает обучение и инициирует желаемое поведение или навык в области поведения, речи, коммуникации и социальных навыков.

Заключение

Обзор методов и приемов работы с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра, подчеркивает необходимость комплексного и индивидуального подхода к каждому ребенку. Признание уникальности каждого ребенка и глубокое понимание его особенностей играют ключевую роль в успешной коррекционной деятельности.

Игра, эмоционально-смысловое комментирование, визуальная поддержка, поощрение, техника угасания, физические упражнения, музыка, видеомоделирование и аудиомоделирование представляют собой лишь несколько из многочисленных методов, которые можно эффективно применять в работе с детьми с РАС.

Ключевым аспектом является создание сплоченной и координированной среды, в которой все звенья — от педагогов и специалистов до родителей и общества в целом — объединены в стремлении помочь каждому ребенку раскрыть свой потенциал.

Индивидуализация программ коррекции, учет особенностей каждого ребенка, адаптация методов к его потребностям — является основой успешной работы с данной категорией детей. Терпение, любовь, эмпатия и стремление к непрерывному обучению — вот основные качества, необходимые для эффективной поддержки и сопровождения.

Сегодняшние усилия в области коррекции РАС не только формируют более инклюзивное общество, но и вносят свой вклад в понимание обществом разнообразия человеческого развития. Работа с детьми — это не только вызов, но и возможность для нас стать более терпеливыми, открытыми и готовыми к взаимодействию в различных формах.

Каждый шаг в работе с детьми с расстройством аутистического спектра приносит новый уровень понимания и опыта. Продолжая двигаться вперед, совершенствуя методы и обмениваясь знаниями, мы содействуем не только лучшему будущему для этих детей, но и более гуманному обществу в целом.

 

Список литературы

1.               Никольская, И.М., Баенская, Э.Р., Либлинг, М.Г. (1997). Дефекты развития у детей и подростков. Москва: Педагогика.

2.               Лебединская, К.С., Никольская, О.С. (н/г). Эмоциональное присоединение: теория и практика. Издательство: Научно-практический центр психолого-медико-педагогической коррекции.

3.               American Psychiatric Association. (2013). Diagnostic and statistical manual of mental disorders (5th ed.). Arlington, VA: American Psychiatric Publishing.

4.               Koegel, R.L., Koegel, L.K. (2006). Pivotal response treatments for autism: Communication, social, and academic development. Baltimore, MD: Paul H. Brookes Publishing.

 

 

×
×