Автор: Инкарова Хамида Хайдаровна
Аннотация: в статье рассматриваются актуальные вопросы формирования орфографической грамотности у обучающихся начальной школы на примере работы над словарными словами. Автор анализирует теоретические и методические основания работы над словарными словами и показывает реализацию методик на примере собственной практической деятельности. Статья будет интересна учителям начальной школы, родителям.
Ключевые слова: орфографическая грамотность, словарные слова, методика работы над словарными словами, лексико-граматические упражнения
Орфографическая грамотность учащихся начальной школы — это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Проблема орфографической грамотности до сих пор не решена и вряд ли может быть решена окончательно. Грамотное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе орфографического навыка. Орфографический навык — это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как: навык письма; умение анализировать слово с фонетической стороны; умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки; умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.
Важную роль в формировании орфографической грамотности отводится работе над словарными словами, которые не вписываются в общие правила русского языка, имеют сложную фонетическую структуру и требуют запоминания.
Проблемам орфографической грамотности и работе над словарными словами, посвящены работы российских педагогов и психологов Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.Н. Богоявленского, Н.С. Рождественского, А.В. Текучева, Е.И. Никитина, С.Ф. Жуйкова, Г.Г. Граника, Д.И. Тихомирова.
Российский педагог Д.И. Тихомиров настаивал на необходимости организации уже на ранних этапах обучения в школе наблюдений над составом слова для того, чтобы можно было глубже проникнуть в его смысл. Работа над правописанием учащихся приобретает смысл лишь в общем контексте развития их речи. Об этом говорили методисты: К.Д. Алферов, В.И. Чернышов, М.А. Рыбникова, Л.В. Щерба, Н.Н. Китаев и другие.
Таким образом, в современной психолого-педагогической науке и дидактике сложился методологический фундамент для изучения проблемы формирования орфографической грамотности и работы со словарными словами, как ее элемент. Работа со словарными словами обогащает развитие речи обучающихся начальной школы и выступает важным элементом развития личности в целом.
Анализ современной психолого-педагогической и дидактической науки позволяет выделить основополагающие постулаты:
1. Речь, как письменная, так и устная, тесно связана с уровнем развития мышления. Развитие речи ведет за собой развитие мышления. (Л.С. Выготский «Мышление и речь»).
2. Формирование орфографической грамотности осуществляется в рамках теории учебной деятельности, которая является частным случаем общей теории деятельности (А.А. Леонтьев Язык, речь, речевая деятельность. М., Просвещение», 1969. 214 стр.)
3. Орфографическая грамотность зависит от социального контекста бытия человека, его речевого пространства развития.
Таким образом, с одной стороны, формирование орфографической грамотности и работа со словарными словами, как средством развития речи обучающихся начальной школы, являются важнейшей задачей в процессе обучения русскому языку, с другой стороны, существующие системы, методы и приемы работы над словарными словами в частности, и орфографической грамотностью в целом, не достаточно результативны, о чем свидетельствует низкий уровень орфографической грамотности не только учащихся начальных школ, но и выпускников общеобразовательной школы.
Методисты, как правило, рекомендуют при изучении непроверяемых и трудно проверяемых безударных гласных применять разные приемы, при этом предпочтение отдается записыванию, или зрительной фиксации. Некоторые психологи и методисты (Д.Н. Богоявленский, Н.С. Рождественский, А.В. Текучев, Е.И. Никитина и др.) считают, что чем большим количеством анализаторов комплексно воспринимается изучаемое слово, тем прочнее запоминается его написание, отсюда идут рекомендации комплексного использования упомянутых приемов.
В.П.Канакина разработала лексико-орфографические упражнения, направленные как на запоминание написания словарных слов, так и на развитие мышления и речи учащихся. В.В. Ераткина, опираясь на данные из психолого-педагогических и лингвометодических источников, выделила и охарактеризовала большое количество приемов, направленных на активизацию учебной деятельности при обучении непроверяемым написаниям. Наиболее эффективные следующие приемы: запись слов по алфавиту, группировка и запись слов по орфографическим признакам, подбор и запись однокоренных слов других частей речи, подбор слов с иноязычными элементами, подбор синонимов и антонимов, составление и дописывание таблиц, выборочный ответ, сопоставление «противоположных» орфограмм, составление словосочетаний, замена словосочетаний и описательных оборотов отдельными словами, письменный пересказ текста с использованием данных слов, выборочное списывание, сочинение по опорным словам.
Н.С. Рождественский предлагал приемы, облегчающие запоминание слов, в частности, группировку слов по орфографическому признаку: по начальной букве, подбор родственных слов и форм, подбор слов по признаку графического сходства и графической противоположности.
Г.А. Бакулина предлагает работу со словарными словами в системе интеллектуального развития ребенка. С помощью специальных упражнений, объединяющих в разные сочетания несколько видов учебной деятельности, школьники самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться на данном уроке, и сами формулируют тему словарно-орфографической работы. При этом предлагаемые учителем упражнения и задания к ним составляются таким образом, чтобы они могли обеспечить одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности.
М.С. Соловейчик отмечает, что орфографическая грамотность человека – это одна из составляющих его общей культуры. Но написание всех слов,
находящихся в употреблении человека, запомнить невозможно. Необходимо у школьника развивать умение пользоваться продуктивно существующим
разнообразием словарей и справочников. Наличие у человека потребности, привычки осознавать лингвистическое затруднение и пытаться разрешить его с помощью словаря – это личностная характеристика человека, один из показателей его культуры.
Можно сделать вывод: специально организованные наблюдения за словарной работой помогают лучше усвоить лексику, а также способствуют обострению внимания к слову, развитию языкового мышления и языкового чутья.
Хочу остановиться на методах и приемах примах, которые я применяю в своей педагогической практике.
«НЕМОЙ» СЛОВАРИК
Один из любимых видов работ у детей. Учитель или «ведущий» ученик, молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» ещё раз и записывают его, комментируя. Этот вид работ формирует навык комментированного письма, что очень важно уметь при любой письменной работе, а особенно при письме диктантов, когда ребёнок пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, особенно связанных с пропуском или заменой букв.
«ТОЛКОВЫЙ» СЛОВАРЬ
Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет всем лексическое значение слова. Дети угадывают и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений…
«КАРТИННЫЙ» СЛОВАРЬ
Это могут быть отдельные предметные картинки к определённому словарному слову. А можно этот вид работы усложнить. Для этого необходимо либо подбирать, либо рисовать сюжетную картинку (что легче сделать, если слова изучаются группами по определённой тематике). Необходимо найти как можно больше словарных слов. Затем можно подбирать к этим словам признаки, действия… В итоге можно написать небольшое сочинение по данной картинке, используя отработанные заготовки.
СХЕМЫ — УГАДАЙКИ
На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами.
___О___О___ (воробей, молоко..)_______СС__ ( касса, масса…)
КОПИЛКА — МИНУТКА
На доске записана группа словарных слов. Не обязательно тематическая. Это может быть подбор слов на определённую орфограмму к конкретной теме урока. Например, изучая парные согласные – берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично – удвоенные согласные, непроизносимые согласные и т. д.
Этих слов должно быть не менее 10. Даю 1 минуту для запоминания слов. Прошу молча проговаривать слова. Затем слова убираю (стираю). Снова даю 1 минуту для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Обязательно проверяем (самопроверка, взаимопроверка…), подчеркиваем орфограммы
«ЛИШНЕЕ СЛОВО»
Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подводку к новому материалу.
Например. Тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые».
СОРОКА
ВОРОНА
ПЕТУХ
КОРОВА
ДОРОГА
БУКВЫ – ЛИПУЧКИ (МАГНИТЫ)
Дана определённая буква (орфограмма). За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова.
Шифровка – алфавит.
Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 …
а б в г д е ё ж з…
В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова.
1, 13, 13, 6, 33 — (АЛЛЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную.
«ГОЛОВОЛОМКИ» (ребусы)
Составление и разгадывание ребусов.
ЗАГАДКИ – ШУТКИ
1. В каких словарных словах спрятались ноты? (ПОМИДОР, ДОРОГА, РЕШЕНИЕ…).
2. В каких словарных словах спряталась –ель-? ( УЧИТЕЛЬ, ПОНЕДЕЛЬНИК…)
3. Слог потерялся (___ЛЮТ, ___БАКА, ___ВЕДЬ…).
Такие задания использую во внеклассной работе или как вариант домашнего задания. Таких игр, загадок множество. Иногда дети и даже родители проявляют свою инициативу в «розыске» или придумывании подобных игр или загадок.
ИГРА « ЗНАЮ – НЕ ЗНАЮ»
Занимаясь с детьми индивидуально, практикую пятиминутку словарной работы. Дети очень любят игру «знаю – не знаю». Я беру словарик ребёнка и вразброс спрашиваю, как пишется то или иное словарное слово. Ученик должен чётко проговорить слово по слогам. Если слово ребёнок проговаривает чётко без сомнений, правильно, то это слово он не записывает (слово «отдыхает»). Если же возникают трудности при проговаривании словарного слова (слово звучит неуверенно, с ошибками или уверенно неправильно), то в этом случае мы начинаем работать над словом (выбираем различные приёмы работы со словарными словами).
После чего слово обязательно записывается с чётким проговариванием в тетрадь и ставится на контроль (простым карандашом в виде галочки в словарике). А как же готовиться к игре? Зубрить? НЕТ!!! Есть очень простой способ запоминания. Помните примету при подготовке к экзамену – книжка под подушкой? Достаточно непосредственно перед сном (практически лёжа в постели) 1 раз, не торопясь, чётко проговорить по слогам определённую группу слов. Затем закрыть словарик или книгу и лечь спать. Учёными доказано, что, засыпая, человеческий мозг «прокручивает» информацию, полученную за день. Причём в обратном порядке. И больше всего времени на осмысливание и обработку полученной информации отводится тем событиям, которые произошли в конце дня. А меньше всего – с которых начинался день.
Таким образом, на запоминание словарных слов, прочитанных на ночь, мозг отведёт больше всего времени и плодотворно поработает без участия самого ребёнка.
Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.