Автор: Ирина Вяячеславовна Роева
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Жемчужинка»
«Мини-роботов Bee-Вot в развитии детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
Роева И.В. воспитатель
Перед нами, педагогами стоит задача создания условий не только для образования но и благоприятного эмоционального климата в игровой деятельности. Одним из серьезнейших недостатков общественной системы дошкольного образования является монотонность жизни ребенка сТНР, который в течение 10-12 часов находится в одном и том же помещении и с одним и тем же распорядком дня.
Разнообразить деятельность ребенка с может необычная и полезная игрушка программируемый мини-робот «Умная пчелка». Поэтому в своей работе я использую парциальную модульную программу «STEM-образование детей дошкольного возраста», и использую новое игровое оборудование – мини-робот «Bee-Вot» или «Умная пчелка», она может способствовать созданию положительного эмоционального фона в детском коллективе.
На мой взгляд, это современное средство обучения является идеальным инструментом для развития детей , который прост в управлении, соответствует требованиям безопасности и имеет эстетический внешний вид. Главная ценность «пчелки» в том, что дошкольник может с легкостью задать ей программу действий в несколько шагов, а «пчелка» ее выполнит.
Робот «Умная пчелка» свободно перемещается в пространстве, не зависит от источника питания и гораздо безопаснее с точки зрения сохранения и укрепления здоровья детей, ведь в компьютерные игры в соответствии с гигиеническими требованиями маленьким детям можно играть очень ограниченное время. На мой взгляд, преимущества «Умной пчелки» перед его компьютерными аналогами очевидны. Анализ литературы и опыта работы позволяет говорить и о других положительных сторонах использования данной игрушки в работе с детьми.
Создавая программы для робота, выполняя игровые задания, ребенок учится ориентироваться в окружающем его пространстве, только правильно направив его «вперед», «назад», «направо» или «налево» малыш достигнет желаемого результата. Можно уверенно говорить о том, что игры с «Умной пчелкой» развивают пространственную ориентацию дошкольника. «Ориентировка в пространстве» — один из разделов «Программы» по развитию у детей элементарных математических представлений.
Отметим, что и такую задачу, как счет в пределах десятка, можно решать при помощи предлагаемой игрушки. Ребенок может закреплять полученные на занятиях знания. Составляя план действий для робота, ребенку необходимо просчитать количество «шагов» на плоскости: «Один, два, три. Три шага вперед, потом поворот направо и два шага назад». Примерно так может выглядеть речь малыша, когда он определяется с программой действия.
Использование различных тематических ковриков (цветы, дорожка с цифрами и животными и др.) На нашей группе мы изготовили универсальный коврик, который позволяет ребенку расширить и систематизировать ранее полученные знания по темам игры, расширить активный и пассивный словарь малыша.
Можно «поселить» на плоскости несколько роботов и сделать так, что каждый из них будет «жить своей жизнью».
В этом случае в игре могут принимать участие несколько детей. Для того, чтобы игра состоялась, детям придется взаимодействовать друг с другом, договариваться и решать совместно игровые задачи. Все это будет способствовать развитию коммуникативных навыков детей, созданию дружеских взаимоотношений в группе и развитию речи.
Таким образом, мы видим, что использование в педагогической практике мини-робота Bee-Bot будет способствовать решению многих задач всестороннего развития ребенка-дошкольника. Данная игрушка обладает значительным педагогическим потенциалом, но следует отметить, что игры с роботом-пчелкой следует проводить в комплексе с другими развивающими и обучающими занятиями. Только в этом случае, возможно, получить положительный эффект.
Как же следует использовать ее в работе с детьми дошкольного возраста с ТНР?
Первое, что должен сделать воспитатель, это освоить игру с роботом самому. Предлагая поиграть ребенку, взрослый в этот момент помогает малышу, а не делает вместе с ним ошибки. Поиграйте сначала сами, это не только необходимо, но и очень интересно. А затем, когда дети освоят приемы управления роботом, игра может принимать самостоятельный характер. В этом случае воспитатель только наблюдает и при необходимости корректирует ход игры.
«Умная пчелка» может использоваться как в индивидуальной, так и групповой деятельности, как часть занятия, и как самостоятельная игра.
Место организации игры является важной составляющей ее эффективности. С «Умной пчелкой» можно играть в помещении, например, в групповой комнате. Но не обязательно за столом. Поверхность стола не дает возможности маневра и длинных маршрутов, другими словами, игрушка падает со стола. Можно расположиться с роботом на ковре или просто на полу. Непременно следует соблюсти одно условие: поверхность, где играют дети, должна быть абсолютно гладкой, без «ям» и «бугров». Изъяны поверхности не дают возможности роботу двигаться свободно. При правильно составленном маршруте, к запланированной точке Пчелка может не добраться. Интерес к игре у мальчиков и девочек в такой ситуации снижается.
Явным преимуществом рассматриваемой игрушки является то, что она не привязана к источнику питания и ее можно использовать, на улице, например, на участке детского сада в теплое время года. Но и на улице следует помнить об условии ровной поверхности. Площадку для игры можно организовать на групповой веранде или асфальтированной дорожке.
Итак, работа дошкольников в разных по количеству участников группах и правильная организация места игры с игрушкой «Умная пчелка» будут способствовать повышению эффективности проводимой работы и сохранению интереса детей к данной деятельности. Дети совершенствуют игры, показанные взрослым, придумывают разнообразные «бродилки», задания друг для друга.
Я представила лишь некоторые варианты использования ребенку программируемого мини-робота «Умная пчелка» в педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР.
Кроме этого данная игрушка обладает значительным педагогическим потенциалом. При грамотной организации детской деятельности и соблюдении методических рекомендаций при помощи «Умной пчелки» можно решить некоторые задачи:
Ø развитие логического мышления у дошкольников;
Ø развитие умения составлять алгоритмы;
Ø развитие пространственной ориентации дошкольников;
Ø закрепление умения считать в пределах десятка;
Ø освоение правил дорожного движения;
Ø формирование речи детей;
Ø развитие мелкой моторики;
Ø развитие коммуникативных навыков детей, создание дружеских взаимоотношений в группе.
Методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений, применяющих в педагогической деятельности мини-робота «Умная пчелка»
Прежде чем дать игрушку ребенку, взрослый осваивает ее сам.
Место организации игры является важной составляющей ее эффективности. До начала игры педагог готовит игровую площадку. Она должна быть достаточной площади и иметь гладкую, без трещин и бугорков, поверхность.
Если у малыша не получилось с первого раза точно выполнить задание, дайте ему еще один шанс исправить свои ошибки. Помогите ему спланировать маршрут.
Существует важное обстоятельство, игры с роботом-пчелой следует проводить в комплексе с другими развивающими и обучающими занятиями. Только в этом случае, возможно, получить положительный эффект.
Рассказывайте родителям воспитанников о полезных и педагогически целесообразных игрушках.
В результате образовательной деятельности с использованием интерактивной игрушки могу отметить, что мини-робот «Умная пчелка» действительно стал нашим групповым другом, для детей все игровые ситуации очень интересны, увлекательны, познавательны и очень разнообразны.
Ребенок постепенно приобретает чувство независимости и уверенности, у него развивается интерес к получению новой информации в том объеме, котором он готов усвоить.
Литература:
Ø Баранникова Н. А. Программируемый мини-робот «Умная пчела». Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций Москва, 2014
Ø Звонкин А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников./М.: МЦНМО, МИОО, 2006.
Ø Методическое письмо МО РФ от 17.05.95 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».