Автор: Разина Елена Викторовна
«Мир головоломок в работе учителя-дефектолога»
Разгадать её не просто,
Помогает мыслить остро,
Умная – (головоломка)
Конечно, эта загадка о головоломке.
И тема моей публикации «Мир головоломок» в работе учителя-дефектолога».
Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, перед педагогом постоянно возникает задача, как развивать и совершенствовать умение у ребёнка логически рассуждать и действовать, чтобы в будущем он мог самостоятельно мыслить и не ждать решения всех вопросов от взрослого.
Ведь у детей с ОВЗ:
— плохо развиты основные компоненты наглядно-образного мышления и взаимосвязь между ними;
— затруднены актуализация образов представлений об окружающей действительности и словесные обобщения имеющих образов;
— недостаточно сформированы мыслительные операции;
— слабо сформированы представления о целостных предметах и их свойствах, качествах, признаках;
— не сформированы представления о причинно-следственных связях.
И так, работая с разными методами и технологиями, я заметила, что одной из наиболее эффективной технологией является головоломка.
Головоломка — непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.
Некоторые головоломки известны с глубокой древности.
Эпохой расцвета в средневековой истории головоломок можно считать конец IX века.
В России и странах бывшего СССР известны Анатолий Калинин, Владимир Красноухов, Борис Кордемский, как создатели механических головоломок, а также Андрей Богданов, Ольга Леонтьева и другие как авторы головоломок на бумаге.
Цель: развитие творческих способностей с помощью игр головоломок.
Задачи:
— учить детей обдумывать и планировать свои действия,
— формировать умение строить от простого к сложному,
— способствовать развитию познавательного интереса, мелкой моторики, памяти, речи, внимания, логического и пространственного мышления.
Головоломки делятся на несколько видов:
1. Механические головоломки
2. Головоломки, направленные на решение конструктивных задач
3. Головоломки, направленные на решение геометрических задач
4. Головоломки комбинаторного характера – стратегические
5. Буквенные головоломки
Работая с играми — головоломками выделили следующие принципы коррекционной работы :
• навязывать игры нельзя
• не стоит подавлять инициативу
• начинать следует с самых простых головоломок
• рекомендовать детям вслух проговаривать свои действия
• внимательно, но ненавязчиво следить за ходом игры
• не раскрывать секретов, лучшая подсказка –это вопрос
• индивидуальный подход к каждому
• не выносить низких суждений по поводу способностей ребёнка.
• учитывать настроение ребенка.
Итак, что же развивает головоломка:
— пространственное мышление,
— мелкую моторику,
— совершенствовать внимание и память, сообразительность и абстрактное мышление.
Где можно использовать головоломки?
— образовательная деятельность,
— индивидуальная работа,
— самостоятельная деятельность детей.
Головоломка – игрушка на все времена. В наше время очень много людей
увлекаются головоломками. Они любимы не только детьми, но и взрослыми. Игра помогает развивать логическое мышление, геометрическую интуицию и творческое воображение. И я желаю вам, уважаемые коллеги, творческих успехов!