Мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольников.

Автор: Фатихова Ильзира Эльмировна

Мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольников.

Слово мнемотехника произошло от древнегреческой покровительницы памяти — Мнемозины. Это направление в развитии детей стало очень популярно. Ранее его использовали в большей части в ораторском искусстве, для возможности поправки речи, сейчас техника используется значительно обширнее. Благодаря использованию уникальных таблиц, педагоги решают следующие проблему у детей:

развитие памяти, сохранения и запоминания информации;

развитие логического мышления;

становление речи, в частности улучшение дикции, произношения звуков;

помогает ребенку научиться правильно формировать свои мысли и составлять предложения;

повышает способность концентрировать внимание на одном занятии;

техника формирует возможность составлять рассказы и пересказывать прочитанный текст, облегчает процесс заучивания стихов.

Как происходит обучение.

В развитии ребенка важна последовательность. Обучение по мнемотехнике должно происходить поэтапно, тогда оно сможет принести наиболее эффективные результаты.

Структура мнемотехники :мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.

Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т.д.

Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2-3 простых предложения.

Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение.

 

 Каждого ребёнка в детском саду необходимо научить правильно излагать свои мысли. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

 Связность речи – это связность мыслей, где отражается логика мышления ребёнка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать в связной речи. Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, однако центральным является обучение родному языку на занятиях. В методике О. С. Ушаковой структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащение и активизация словаря, работа над смысловой стороной слова, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие элементарных языковых явлений. При этом главной задачей является развитие связной монологической речи. Существуют два основных вида речи — диалогическая и монологическая. Форма протекания диалогической речи (беседа, постановка вопросов, ответы на них) побуждает к неполным, односложным ответам. 

Для диалогической речи важно умение формулировать и задавать вопрос, строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать своё мнение. Монологическая речь- требует развёрнутости, полноты, чёткости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования.

 Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не отвлекаясь на детали и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. Владение связной монологической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий: речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенности личности, познавательной активности, которые должны учитываться в процессе целенаправленного речевого воспитания. 

Формирование связности речи включает в себя развитие умения строить высказывания разных типов: — описание , — повествование , — рассуждение (установление причинно-следственных связей).

 Описание – это специфический текст, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта, затем идёт перечисление его качеств, свойств, действий, признаков. Завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или отношение к нему. Дошкольников учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки, явления природы, людей, животных. Обучение построению текстов- описаний помогает сформировать у детей элементарные представления о структуре и функциях описательного текста. 

Повествование — развитие сюжета во времени и логической последовательности. Основное назначение повествования – передать развитие действия или состояния предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины. Структуру повествования нарушать нельзя, так как может нарушиться последовательность изложения событий. Схема повествования должна быть выражена чётко: начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка). Важная роль при построении повествования отводится обучению зачинов (однажды, как-то раз, это было…)

Дошкольники учатся составлять разные типы повествовательных рассказов: — реалистические рассказы (из личного опыта), — сказочные рассказы (творческие), — рассказы по картине или по серии сюжетных картин, — пересказ художественного произведения. Работа над формированием представлений о структуре повествования развивает у детей умение анализировать структуру художественного текста и переносить усвоенные навыки в самостоятельное словесное творчество.

 Рассуждение – это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно включает в себя тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого положения и вывод, который следует из него. В рассуждении может доказываться не одно, а несколько выводов или один обобщённый. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Проблема как научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли остается очень актуальной. 

На процесс становления связной речи влияют ряд факторов. Одним из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, Л.В.Эльконинаявляется наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Вторым вспомогательным фактором является создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Взяв за основу мнение великих педагогов, я убедилась в том, что именно использование приёмов мнемотехники поможет мне решить проблему.

Заключение

Художественная литература и, в частности, поэзия (и художественная мировая, и фольклорная) является важным источником средства обогащения образной речи ребенка, развития его поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать часть задач, которые стоят перед воспитателем при развитии речи ребенка.

Дошкольное развитие детей — это очень важный этап подготовки к школьной программе. Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала. Важное правило при использовании мнемотехники заключается в совместных занятиях с ребёнком не только воспитателей в детском саду, но и родителей дома.

Подвести итог данного методического пособия можно словами В. Г. Белинского «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

 

×
×