Автор: Елизавета Сергеевна Малиныч
В системе дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет приоритетным направлением являются сохранение 100% доступности, а так же повышение качества образования посредствам внедрения федерального государственного образовательного стандарта и совершенствования содержания и технологий обучения и воспитания. Ещё одним из неотъемлемых факторов обеспечения приоритетов государственной политики в сфере образования является создание условий для раннего развития детей до 3 лет.
За последние годы значительно возросло количество детей̆, имеющих речевые нарушения. И с каждым годом возрастает число практически неговорящих детей. Причины этого явления разнообразны и многочисленны.
В основе логопедической работы лежит принцип многократного повторения материала, а что может быть скучнее для дошкольника, у которого ведущей деятельностью является игра? И для того чтобы вызвать у ребенка интерес к занятиям логопед должен вводить максимальное количество дидактических игр.
Все чаще в старшей и подготовительной к школе группе детского сада у детей встречается диагноз ТНР (тяжелое недоразвитие речи). Это системное нарушение, при котором нарушено звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура и звукопроизношение слов, речь насыщена аграмматизмами. У детей бедный словарный запас. Страдает связная речь. А также наблюдаются отклонения в развитии моторики как общей, так и артикуляционной.
Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникает необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренными программой и на помощь приходит игра и становится важным направление коррекционной работы. Преимущество игры состоит в том, что она позволяет более активно воздействовать на ребенка. С помощью игр поддерживается стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и усваивать знания и умение.
Данное дидактическое пособие выполнено в виде ярких красочных магнитов. Магниты разделены на группы: фишки на звуки Л, Ш, С, Р.
Образы главных героев «Кати и Вани», магниты символы – мешок, сундук, коробка, рюкзак. Мебельная группа – кресло, стол, кровать, шкаф.
Так же, в набор были включены артикуляционные гимнастики трёх различных тем: «Морские жители», «Овощи», «Транспорт». Где в соответствии с каждым объектом подобраны соответствующие упражнения.
Если целенаправленно развивать культуру речи детей, включая в дидактические игры задания на развитие речи, то это значительно повысит коммуникативные способности детей младшего дошкольного возраста
Цель дидактического пособия: всестороннее развитие речи детей, которая достигается через ряд задач:
1.Образовательные: Автоматизировать и дифференцировать звуки, уметь изменять слова, соединять их в предложения.
2.Развивающие: развитие связной речи, высших психических функций (памяти, внимания, мышления, воображения), развитие органов артикуляционного аппарата. активизировать словарь, то есть не только знание слов, но и введение их в практику общения;
3.Воспитательные: воспитание звуковой культуры речи.
3. Системность использования дидактического пособия
Наиболее эффективной является системная организация работы с дошкольниками. Регулярное использование дидактического пособия «Магнитные истории» отражено в «Перспективном планировании коррекционно-развивающей работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности» ПРИЛОЖЕНИИ 1.
4. Риски и компенсаторные меры.
Дидактическое пособие отвечает требованиям: доступность, безопасность, креативность.
«Магнитные истории» очень универсальны, с их помощью можно подобрать задания практически на любой возраст и к особенностям конкретного ребёнка.
Возможные риски могут быть связаны с некомпетентностью педагога.
5. Ресурсное обеспечение
Материалы и оборудование для игровых заданий просты, нам будет необходима магнитная доска и маркер и само дидактическое пособие «Магнитные истории». Данное дидактическое пособие просто в использовании, многофункционально, проявляя фантазию при желании можно придумать ещё много способов его применения.
6. Результативность
Проводимая работа показала, что создание оптимальных условий применения дидактического пособия, для развития разных компонентов речи, позволяет находить новые пути и методы, что в свою очередь создаёт базу для качественного обучения дошкольников.
Анализ результатов работы показал, что включение различных видов игровых ситуаций в процессе обучения, способствует успешному развитию речи у детей дошкольного возраста.
Использование предложенной нами серии игр и упражнений в работе показало эффективные результаты по формированию лексико-грамматического строя речи у детей, развития фонематического восприятия, связной речи, и самое главное произношения сложных групп звуков.
Мы предполагаем, что предложенная нами работа по развитию речи с использованием дидактических игр поможет как родителям, так и воспитателям детских садов.
II. Инновационный продукт
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Используя данное дидактическое пособие можно охватить довольно большой спектр речевых компонентов, и подстроить под него абсолютно разные варианты игр. Ниже были предоставлены примеры заданий, которые неоднократно были использованы и привели к отличным результатам по достижению поставленных задач.
1. Артикуляционная гимнастика.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и
определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного
произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Основными задачами артикуляционной гимнастики является укрепление органов артикуляции и их корректная работа. Для этого логопед работает с:
— языком (задача – укрепить мышцы, развить подвижность, растянуть подъязычную связку, научить удерживать язык в широком и узком положениях, в форме чашечки);
— губами (задача – укрепить мышцы, развить их гибкость, научить удерживать в конкретной позиции);
— щеками (задача – упрочнить мускулатуру, развить координацию движений);
-нёбом (задача – научить малыша контролировать подъем и опускание верхней челюсти, достичь подвижности мягкого нёба);
-нижней челюстью (задача – развить гибкость и маневренность).
Ход игры.
Помоги пройти Ване путь до сундука и собрать все фишки. Выполни Артикуляционные упражнения по речевой инструкции учителя-логопеда ПРИЛОЖЕНИЕ 2
2. Игра. Что было в мешке?
Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания.
На доске 4 фишки на заданный звук. Проговариваем вместе с ребёнком каждое название, после чего накрываем сверху каждую фишку магнитами символами (коробкой, мешком сундуком и рюкзаком). Задача ребёнка: назвать Что было в мешке? в рюкзаке? в коробке? в сундуке?
3. Предлоги.
Цель: Уточнение и закрепление правильного употребления предлогов.
Задачи:
1)Упражнять детей в правильном использовании простых и сложных предлогов ИЗ, С, НАД, ЗА, У.
2)Формировать умение составлять грамматически правильные предложения, используя предлагаемые предлоги. 3)Оптимизировать процесс развития грамматического строя речи детей за счёт включения в работу двигательного, зрительного, слухового аппарата.
Ход игры.
По центру доски располагается предмет мебели. Фишки на заданный звук раскладываются относительно объекта сверху, снизу, по бокам в верхних и нижних углах доски. Просим ребёнка назвать, что находится (над, под, справа, слева, в правом верхнем, в правом нижнем, в левом верхнем, в левом нижнем углу).
4. Большой маленький.
Цель: развитие способности различать предметы по величине, делить на большие и маленькие.
Ход игры.
На доске фишки с изображением предметов или животных. Используя лупу или увеличительное зеркало, просим назвать ребёнка, как называется большой или маленький предмет. Например шапка-шапочка.
5. Тема: Отрицание «не»
Цель: соблюдение речевой инструкции, развитие слухо-речевой памяти.
Ход игры.
На доске фигура мальчика или девочки и четыре фишки с заданным звуком. Просим ребёнка забрать у героя не …, не …, не …, что ты возьмёшь? Дети 3-5 лет первое время могут ставить крестик рядом с фишкой, которая не пригодится.
6. Дифференциация звуков.
Цель: дифференциация на слух пар звуков в словах.
Ход игры.
На доске фигура мешка и сундука. Просим ребёнка положить фишку в мешок, если он услышит звук Ш. Если услышит звук С кладёт в сундук. Показываем ребёнку фишку и озвучиваем слово.
7. Место звука в слове.
Цель: закрепить знание о звуках, упражнять в правильном нахождении звука в начале, середине и конце слова.
Ход игры.
На доске мешок, сундук и рюкзак, символизируют — начало, середина, конец слова. Показываем фишку на заданный звук, произносим слово, просим найти звук в слове и положить в символы. Например, собака-звук С в начале слова, кладу в сундук.
8. Тема: Одежда. Человек. Части тела.
Цель: усвоить названия частей тела и их функций.
Ход игры.
Вариант 1. На доске фигура мальчика и девочки просим назвать ребёнка части тела. Где у Кати ручки? Где у Вани ножки?
Вариант 2. Назови части тела, в которых есть звук Р.
Вариант 3. Развитие глагольного словаря, уточнение функций организма. Что делают глаза? Что делают уши? Что делают губы, зубы?
9. Количество слогов.
Цель: Дать понятие о слоговом составе слова.
Задачи: 1)Формировать умение выполнять слоговой анализ, определяя количество и последовательность слогов в слове; 2) Формирование умения различать слово и слог;
Ход игры.
На доске рюкзак, сундук, мешок, символизируют количество слогов в слове.
Ребёнок считает количество слогов и кладёт фишку на тот символ, который подходит.
10. Связная речь.
Цель: способствовать развитию связной речи, расширять и обогащать словарный запас.
Ход игры.
На доске предметы мебели и один из героев. Маркером нарисована траектория движения героя по комнате. Ребёнку нужно рассказать, что делал герой и какие препятствия были у него на пути.
III. Литература
1. Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) / Н.В. Нищева. — СПб.: Детство-Пресс, 2013. — 624 c.
2. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989, с.27, 102,120.
3. Логопедия./Под ред. Л.С. Волковой. – М.,1989, с. 81.
4. Новоторцева Н.В. Тетрадь по развитию речи. Пособие для воспитателей, логопедов,
родителей. – 1998.
5. Жукова, Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.
6. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. — СПб.: Речь, 2012. — 144 c.