МОДЕЛЬ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПОДХОДОВ

Автор: Измайлова Оксана Сергеевна

Модель методики развития

функциональной грамотности

у младших школьников на основе

управленческих подходов

Измайлова Оксана Сергеевна,

магистр

Научный руководитель: Носова Тамара Михайловна,

д.п.н.,к.б.н.,профессор

ФГБОУ ВО СГСПУ

 

Аннотация: В статье рассматривается важность развития функциональной грамотности у младших школьников. В современном мире функциональные навыки становятся все более актуальными, так как они помогают учащимся успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни и работы. В статье предлагается модель методики развития функциональной грамотности на основе управленческих подходов, которая включает в себя различные методы и техники, направленные на формирование у учащихся ключевых компетенций.

Ключевые слова: функциональная грамотность, младшие школьники, образование, развитие, методика.

 

A model of the methodology for the development

of functional literacy

in younger schoolchildren based

on managerial approaches

Izmailova Oksana Sergeevna,

Master’s degree

Scientific supervisor: Tamara Nosova,

PhD, PhD, Professor

FGBOU IN THE SSSPU

Abstract: The article discusses the importance of developing functional literacy in primary school children. In the modern world, functional skills are becoming increasingly relevant, as they help students successfully adapt to constantly changing living and working conditions. The article proposes a model of a methodology for the development of functional literacy based on managerial approaches, which includes various methods and techniques aimed at the formation of students’ key competencies.

Keywords: functional literacy, primary school students, education, development, methodology.

 

На сегодняшний день развитие функциональной грамотности у детей младшего школьного возраста является одним из глобальных трендов современной системы образования, который демонстрирует идею качественной интеграции ребенка в общество. Сформировать функциональную грамотность у ребенка предполагает развитие «готовности жить» в постоянно меняющейся окружающей действительности, т.е. возможность ребенка найти свой место в жизни. Необходимость развития функциональной грамотности у детей  регламентировано Указом Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Данный Указ определяет «необходимость обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Также данный нормативно-правовой акт подчеркнул важность «воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций».

Корректировка системы образования в России с целью ориентации на формирование функциональной грамотности обучающихся была осуществлена в 2021 году. В разделе 35.2 обновленного ФГОС ООО прописано:  «…формирование функциональной грамотности обучающихся, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире».  В связи с этим Губернатором Самарской области дано поручение работникам образования: «…организовывать проведение региональных мониторингов… степени сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности обучающихся».

Изучение рассматриваемого вопроса определило необходимость описания модели формирования функциональной грамотности (рис.).

Рисунок 1 — Модель формирования функциональной грамотности младших школьников

Рассмотрим ключевые аспекты представленной модели. Наиболее эффективно ее развитие  происходит в ходе освоения учебных предметов с использованием стратегий: проблемно-исследовательского; активного; коллективного обучения. А также с применением практических задач-ситуаций из реальной жизни и благодаря включению обучающихся младшего школьного возраста в следующие виды деятельности:

       учебную коммуникацию;

       сотрудничество;

       рефлексивно-оценочную деятельность.

Функциональная грамотность обучающихся младшего школьного возраста не может эффективно формироваться, если используются методы механического заучивания «готовых» алгоритмов, направлений выполнения заданий. Процесс формирования функциональной грамотности осуществляется на основе рассуждений ребенка, его понимания и навыков. Важным является осознанное использование необходимых методов для решения задач и способности интегрировать полученные результаты в конкретной ситуации.

Таким образом, процесс формирования функциональной грамотности является многокомпонентным, включающим формирование необходимых условий со стороны руководства учреждения, детальную проработку содержания программ обучения и воспитания, отбор эффективных технологий. 

 

Список источников

1.      О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: [указ Президента РФ № 204 от 07.05.2018 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения 19.12.2023)

2.      Федеральный государственный стандарт начального общего образования: [Приказ Минобрнауки РФ № 03-255 от 17.12.2010 года в действующей редакции] [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389561/ (дата обращения 19.12.2023)

3.      Алексашина, И. Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся : учеб.-метод, пособие/ И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселёв ; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб. : КАРО, 2019. — 160 с.

4. Виноградова, Н.Ф. Функциональная грамотность младших школьников /Н.Ф. Виноградова. М. : Вентана — Граф, 2018.-207 с.

 

 

×
×