Модель сетевого взаимодействия

Автор: Вещева Юлия Олеговна

1.    Актуальность  Модели

          Среди факторов, замедляющих процесс развития внедрения сетевой модели дополнительного образования детей, следует отметить следующие:

·  недостаточная сформированность организационно-правовых механизмов управления системой дополнительного образования, способствующих сетевому взаимодействию и обмену опытом организаций разного уровня, ведомственной принадлежности и территориальной удаленности по реализации дополнительных общеобразовательных программ;

· несоответствие инфраструктуры образовательных организаций, оказывающих услуги в сфере дополнительного образования, современным требованиям и уровню развития науки и техники;

· нехватка квалифицированных педагогических кадров, обладающих профессиональными компетенциями, соответствующими вызовам актуального развития дополнительного образования детей;

· ограниченное использование потенциала внебюджетного сектора и государственно-частного партнерства для расширения объема и спектра услуг

дополнительного образования, модернизации материально-технической базы

образовательных учреждений.

          Кроме того, в системе дополнительного образования детей обозначилось противоречие между запросами потребителей на новые форматы и тематику дополнительных образовательных программ, отвечающих вызовам времени, соответствующих различным образовательным потребностям детей и отсутствием таковых программ, недостаточной готовностью педагогов удовлетворять эти запросы.

          В связи с этим становится актуальным организация сетевого взаимодействия с организациями и учреждениями разного уровня ведомственной принадлежности, предприятиями реального сектора экономики для расширения ресурсных возможностей дополнительного образования.

          Новая модель реализации дополнительных образовательных программ в сетевой форме  строится на основе принципов доступности и управляемом использовании ресурсов (материально-технических, кадровых, методических и др.).

          Реализация мероприятий Модели позволит обеспечить доступ всем детям (независимо от способностей, места проживания, социального статуса семьи, состояния здоровья и т. д.) к качественному дополнительному образованию с учетом интересов и потребностей детей и их родителей.

2.    Нормативно-правовое обеспечение

Сетевая форма реализации программ осуществляется на основе:

          Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 02.12.2019 г. №403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

          Государственной программы Российской Федерации «Государственная

программа «Развитие образования» на 2018-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 г. N1642 (ред. от 15.03.2021 г.) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;

          Приказа Министерства просвещения «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

          Приказа Министерства просвещения «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (вступает в силу 01.03.2023 г.);

          Приказа Минобрнауки и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. №882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;

          Постановления Главного государственного от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

          Постановления от 28.01.2021 г. №1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

          Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. Минпросвещения России 28.06.2019 г. NМР-

81/02вн);

          Письма Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

          Порядка организации и осуществления  образовательной деятельности при  сетевой форме реализации образовательных программ (утв. приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 882/391).

          Все необходимые правила для осуществления деятельности при реализации образовательных программ в сетевой форме в соответствии с законодательными и нормативным документами внутри организаций-участников определяются локальными актами организации, в том числе при необходимости могут быть внесены соответствующие поправки в устав организаций.

          Основными документами, регламентирующими организацию образовательной деятельности при применении сетевых форм на уровне учреждения, являются договор о взаимодействии (сотрудничестве), договор о сетевой форме реализации образовательных программ, образовательная(ые) программа(ы), учебный план (индивидуальный учебный план), годовой календарный учебный график (индивидуальный годовой календарный учебный график) и расписание занятий.

          Средствами нормативного и правового регулирования сетевого взаимодействия в образовательных организациях выступают:

· Устав образовательной организации;

· Комплект локальных актов, в которых регулируются правоотношения участников образовательных отношений в связи с реализацией образователь-

ных программ: «Положение об организации сетевой формы реализации образовательных программ», «Положение о порядке приема, перевода и отчисления обучающихся», «Правила внутреннего распорядка обучающихся» (режим занятий обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся в связи с использованием сетевой формы реализации образовательных программ), «Положение о внутренней системе оценки качества образования», «Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации», порядок оформления договоров с обучающимися, осваивающими образовательные модули в сторонних образовательных организациях; порядок разработки и утверждения индивидуального учебного плана, годовых календарных учебных графиков, учебных расписаний; порядок осуществления зачетов учебных модулей (курсов), освоенных обучающимися в сторонних образовательных учреждениях (документы разрабатываются при необходимости или соответствующие изменения вносятся в существующие локальные акты).

          При заключении договоров между участниками сети образовательные организации становятся участниками гражданских правоотношений, которые регулируются также Гражданским кодексом Российской Федерации.

 

3. Цели и задачи внедрения Модели

3.1. Цели внедрения Модели

          Целями внедрения модели являются:

–совершенствование механизмов управления взаимодействием образовательных организаций с образовательными организациями и организациями  разной ведомственной принадлежности, общественными объединениями, предприятиями реального сектора экономики по реализации дополнительных образовательных программ в сетевой форме;

– повышение уровней открытости и доступности  системы дополнительного образования за счет использования ресурсов социальных партнеров;

– повышение качества практик использования сетевых форм реализации дополнительных образовательных программ;

− повышение эффективности использования имеющихся у участников сетевого взаимодействия ресурсов, необходимых для реализации дополнительных образовательных программ;

— удовлетворение запроса родителей и детей  с различными потребностями  в сфере дополнительного образования (высокомотивированные, дети  с ОВЗ, детей из групп риска, беженцев и мигрантов).

 

3.2. Задачи внедрения модели

          Для достижения вышеобозначенных целей, в ходе реализации  модели решаются следующие задачи:

· анализ наиболее типичных и значимых потребностей и запросов детей и их родителей (законных представителей) к содержанию и формам реализации дополнительных образовательных программ;

· определение основных содержательно-тематических направлений для разработки и реализации программ дополнительного образования в сетевой форме, подбор и реализация основных механизмов и инструментов их обеспечения;

· обеспечение повышения квалификации специалистов сферы дополнительного образования детей, базовой профессиональной переподготовки педагогов;

· обеспечение мотивации детей и их родителей (законных представителей) к включению в предлагаемые сетевые формы реализации дополнительных образовательных программ;

· обеспечение создания и распространения методических материалов, необходимых для оказания помощи в разработке и реализации дополнительных образовательных программ в сетевой форме, описание и тиражирование актуальных практик.

 

4.     Организационно-правовые механизмы реализации

дополнительных образовательных программ в сетевой форме

4.1.         Организационные права

          Настоящая Модель исходит из следующего основополагающего представления об организации обучения по дополнительным образовательным программ в сетевой форме — центральным элементом данной системы является дополнительная образовательная программа, а не образовательная организация или учреждение. Это означает, что каждая конкретная программа дополнительного образования должна обеспечиваться

следующими организационными правами:

· иметь потенциальную возможность реализации вне конкретной образовательной организации;

· претендовать на ресурсы (в том числе и человеческие) других образовательных организаций и учреждений иной ведомственной принадлежности, общественных организаций, предприятий реального сектора экономики регионального и муниципального уровней;

· иметь возможность выстраивать организационные и правовые взаимоотношения с организациями и учреждениями разного уровня и ведомственной принадлежности, а также предприятиями реального сектора  экономики на партнерских основаниях, где образовательная организация или

учреждение может выступать, в том числе, в качестве заказчика, исполнителя,

базовой или ресурсной организации данной программы;

· претендовать на привлечение в число участников программы детей из других образовательных организаций и учреждений иной ведомственной принадлежности без дополнительных согласований со стороны данных образовательных организаций и учреждений (т.е. быть открытой для любого ребенка в регионе, при условии создания необходимых организационных условий, адекватных имеющемуся спросу на программу);

· иметь потенциальную возможность привлекать дополнительное финансирование данной программы, с правом самостоятельного распоряжения данными средствами (не противоречащими законодательству, и осуществляемыми в соответствии с обоснованными нуждами реализации программы).

           Возможность реализации образовательных программ (в том числе дополнительных образовательных программ) в сетевой форме установлена частью 1 статьи 13 и статьей 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273– ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273– ФЗ).

          Под сетевой формой реализации образовательных программ (далее – сетевая форма) понимается организация обучения с использованием ресурсов

нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность,  а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций» (ст. 15 Федерального закона № 273– ФЗ).

×
×