МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «НАСТАВНИЧЕСТВО-ПРОФИ»

Автор: Зюркалова Александра Николаевна

Зюркалова А.Н., преподаватель ГАПОУ ТО «Тюменский техникум строительной индустрии и городского хозяйства», г. Тюмень

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «НАСТАВНИЧЕСТВО-ПРОФИ»

Аннотация. В данной статье автор представляет опыт реализации модели наставничества студентов, так как вхождение любого специалиста в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Сопровождение студентов в приобретении профессиональных компетенций, передача жизненного и профессионального опыта, знаний, ценностей через взаимное общение, основанное на доверии и партнерстве. Также в новых реалиях развития производства, как никогда предприятия испытывают голод в квалифицированных кадрах, способных в короткие сроки решать инженерные задачи и способствовать быстрому развитию производства.

Ключевые слова: наставничество, система среднего профессионального образования, модель взаимодействия.

 

Вопрос наставничества все чаще привлекает внимание педагогического сообщества, прежде всего, как востребованная и актуальная практика в образовательной сфере. Важную роль в обучении квалифицированных кадров для рынка труда отводится сфере профессионального образования. Основные направления развития системы среднего профессионального образования определены в национальном проекте «Образование» [1].

Обозначенные цели: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций народов Российской Федерации должны быть достигнуты к 2024 году.

Для развития гармоничной и всесторонне развитой личности, подготовки компетентного специалиста, способного к самосовершенствованию и самореализации, обладающего ответственностью и гражданским самосознанием в ГАПОУ ТО «Тюменский техникум строительной индустрии и городского хозяйства» создано направление «Наставничество-Профи», целью которого является работа с талантливой молодежью для повышения интереса к профессии и профессионального становления.

Данное направление в техникуме формировалось стихийно. Всегда были студенты, желающие знать и уметь больше. Именно они составили коллектив кружка «Электротехническое творчество», который и был организован на базе техникума еще в 2014 году. Участники данного кружка становились победителями различных конкурсов профессионального мастерства, чемпионатов «Молодые профессионалы», но покидая стены техникума,  выпускники возвращались, становились наставниками обучающихся вновь вступивших обучающихся. Сообщество становилось все больше с каждым годом и выросло в сетевое взаимодействие и направление «Наставничество- Профи».

На сегодняшний день направление насчитывает более 30 человек, это и представители производственного комплекса, педагоги техникума и конечно студенты.

Предмет наставничества определен, как профессиональное становление каждого участника избранного направления.

Определены задачи направления:

·                   Показать положительный пример профессионального становления, выявление профессиональной индивидуальности студентов;

·                   Развить интерес к изучению и решению инженерных задач реального производства, освоить современные производственные технологии;

·                   Способствовать формированию приемов педагогического контроля и самоконтроля наставников\наставляемых;

·                   Ускорить процесс профессионального становления.

В соответствии с этим, разработана структура взаимодействия направления «Наставничество- Профи», которая представлена в таблице 1, где каждый участник направления выступает в роли наставника в том или ином взаимодействии, исходя из поставленных в том числе индивидуальных задач.

 

Таблица 1

Должность

Выполняемая роль в направлении

Виды взаимодействия

Схема взаимодействия

Результат

Педагоги ГАПОУ ТО «ТТСИ и ГХ»

1

Преподаватель ГАПОУ ТО

«ТТСИ и ГХ»

Зюркалова А.Н.

Организатор взаимодействия

Наставник

Наставляемый

Учитель – студент

Работодатель- учитель

Работодатель –студент\группа студентов

Учитель –  молодой педагог

Студенты

Педагоги

Наставляемый педагог

Работодатели

 

Саморазвитие

Мотивация и проф. рост наставляемого,

студентов

 

2

Мастер производственного обучения ГАПОУ ТО

«ТТСИ и ГХ»

Данекин М.Ю.

Наставляемый

Наставник

Учитель – студент

Работодатель- учитель

Работодатель –студент\группа студентов

Студенты

Педагоги

Работодатели

Наставник

 

Саморазвитие

Мотивация и проф. рост студентов

 

Представители предприятий/выпускники

3

ООО «СМАРТ-Т»

Техник по наладке и испытаниям, лаборант электротехнической лаборатории

Клименков С.А.

Наставник

Работодатель- учитель

Работодатель –студент\группа студентов

Педагоги

Студенты

Саморазвитие

Мотивация и проф. рост студентов

 

4

МУП ЖКХ «Каскаринская ЖКХ»

Технический директор

Чирич А.С.

Наставник

Работодатель- учитель

Работодатель –студент\группа студентов

Педагоги

Студенты

Саморазвитие

Мотивация и проф. рост студентов

 

5

ООО «Агро фирма «КРиММ»

Главный энергетик

Зубрилин И.А.

Наставник

Работодатель- учитель

Работодатель –студент\группа студентов

Педагоги

Студенты

Саморазвитие

Мотивация и проф. рост студентов

 

6

Зайцев М.А.

Электромонтажник по распределительным устройствам и вторичным цепям

ИП «Edison electro»

Наставник

Работодатель- учитель

Работодатель –студент\группа студентов

Педагоги

Студенты

Саморазвитие

Мотивация и проф. рост студентов

 

7

Тарасенко Д.Р.

Начальник лаборатории приборов безопасности ГПМ

ООО «ТЭЦ»

Наставник

Работодатель- учитель

Работодатель –студент\группа студентов

Педагоги

Студенты

Саморазвитие

Мотивация и проф. рост студентов

 

8

Жолобов К.В.

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

ООО «УГМК-Сталь»

Наставник

Работодатель- учитель

Работодатель –студент\группа студентов

Педагоги

Студенты

Саморазвитие

Мотивация и проф. рост студентов

 

9

Бородин Д

Наставник

Работодатель- учитель

Работодатель –студент

Педагоги

Студенты

Саморазвитие

Мотивация и проф. рост студентов

 

10

Глухов И.

Наставник

Работодатель- учитель

Работодатель –студент

Педагоги

Студенты

Саморазвитие

Мотивация и проф. рост студентов

 

Студенты

8

Группы МЭЗ-20-9-1 ( 8 чел.)

Наставник

Наставляемый

Учитель – студент

Работодатель –студент

Студент-студент

Студенты

Педагоги

Работодатели

 

Саморазвитие

Уверенность

Победы в конкурсах различного уровня

Профессиональный рост

Трудоустройство

9

Группы МЭЗ-19-9-1 ( 5 чел)

Наставник

Наставляемый

10

Группы МЭЗ-21-9-1 (6 чел)

Наставник

Наставляемый

11

Группы ЭМР-22-11-1 ( 6 чел)

Наставник

Наставляемый

12

Группы ЭМ-20-9-1

(4 чел)

Наставник

Наставляемый

13

Студенты групп по специальности\профессиям 08.02.09. МЭЗ

08.01.09 ЭМ

13.01.10 ЭМР

Наставляемый

Учитель – студент

Работодатель –студент

Студент-студент

Студенты

Педагоги

Работодатели

 

Мотивация профессионального становления. Расширение кругозора

 

Основная роль данной модели «Наставничество-Профи» отведена наставнику, который способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации. Выделить особую роль наставника в процессе формирования личности представляется возможным потому, что в основе наставнических отношений лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от человека к человеку. Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому развитию новых компетенций, органичному становлению полноценной профессиональной личности.

В процессе работы направления определились с формами организации взаимодействия, которые представлены в таблице 2.

 

Таблица 2.

Форма взаимодействия

Наставник

Наставляемый

1.

Экскурсии, выездные занятия

Представитель предприятия

Педагог

Педагог

Студенты

2.

Мастер-классы

Представитель предприятия

Педагог

Студент

Представитель предприятия

Педагог

Студент

3

Встречи «История успеха»

Представитель предприятия

 

Студенты

4

Проведение учебных занятий

Представитель предприятия

Педагог

Студенты

Педагог

5

Разбор инженерных задач

Представитель предприятия

Педагог

Педагог

Студенты

6

Подбор материалов для реализации проекта

Представитель предприятия

Педагог

Педагог

Студент

7

Организация и проведение конференций, конкурсов профмастерства

Представитель предприятия

Педагог

Студент

Студент

Педагог

8

Подбор тем проектных работ

Представитель предприятия

Педагог

Педагог

Студент

9

Разработка заданий КП, ВКР

Представитель предприятия

Педагог

10

Оценка промежуточной\итоговой аттестации

Представитель предприятия

Педагог

Педагог

Студент

11

Трудоустройство, в т.ч. на период практической подготовки

Представитель предприятия

Педагог

Студент

 

 

Основными достигнутыми результатами внедрения системы «Наставничество-Профи» в техникуме можно считать:

·                    Студенты научились взаимодействовать, понимать профессиональную терминологию, быть в курсе происходящих изменений на производстве, умеют решать производственные задачи;

·                   Педагоги также узнают новые производственные технологии, современное оборудование;

·                   Представители предприятий подбирают себе лучшие кадры, а также имеют возможность апробировать варианты решения инженерных задач в студенческих проектах (например: систему управления освещением Dall).

·                    Слаженная организация работы наставнической деятельности является положительным результатом повышения уровня мотивированности и осознанности студентов в вопросах саморазвития и профессионального образования, получения конкретных профессиональных навыков, необходимых для вступления в полноценную трудовую деятельность, расширения пула потенциальных сотрудников региональных предприятий с должным уровнем подготовки, которое позволит совершить качественный скачок в производственном и экономическом развитии Тюменской области в долгосрочной перспективе.

 Анализ проекта практики наставничества показывает, что наставничество в процессе подготовки наставляемых к участию в различных чемпионатных, конкурсных движениях дает  стабильную положительную динамику.

Эффективность данной модели наставничества отражается в полученных результатах, представленных в таблице 3.

Таблица 3.

 

Год

Участник направления

Результат участия в конкурсах

Наставники

1

2019

Студент группы МЭЗ-16-11-1

Клименков С.А.

3 место

VI открытый региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia) Тюменская область 2019 по компетенции Электромонтаж

Зюркалова А.Н.

Жолобов К.В.

2

2020

Студент группы МЭЗ-17-11-1

Данекин М.Ю.

2 место

Региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Россия) Тюменская область 2020

Зюркалова А.Н.

Чирич А.С.

Клименков С.А.

Наливайко А.А.

3

2020

Студент группы МЭЗ-17-11-1

Наливайко А.А.

2 место

Региональный этап конкурса профессионального мастерства «Славим человека труда» УФО по номинации «Лучший электромонтер»

Зюркалова А.Н.

Жолобов К.В.

Данекин М.Ю.

4

2019

 

Студенты группы МЭЗ-17-11-1

Зубко Е.А., Кравченко А.С.

1 место

II межрегиональный конкурс практико-ориентированных проектов «От теории к практике»

1 место

X НПК «Шаг в будущее»

Зюркалова А.Н.

Зубриллин И.А.

Клименков С.А.

5

2021

Студент группы МЭЗ-18-11-1

Зайцев М.А.

3 место

Региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Россия) Тюменская область 2021 по компетенции Электромонтаж

Зюркалова А.Н.

Клименков С.А.

6

2022

Студент группы МЭЗ-18-9-1

Пешков Д.С.

Диплом 1 степени

XLIX Всероссийский конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ обучающихся «Обретенное поколение» (медальон за лучшую научную студенческую работу)

1 место

III Областная научно-практическая конференция обучающихся СПО ОО «Шаг в науку»

2 место Областная НПК «Юный исследователь – развитию региона»

Зюркалова А.Н.

Клименков С.А.

 

7

2022

Студент группы МЭЗ-18-9-1 Коломеец А.В.

2 место

XI НПК «Шаг в будущее»

Зюркалова А.Н.

Зубриллин И.А.

Чирич А.С.

8

2022

Студент группы МЭЗ-19-11-1

Бородин Д.А.

2 место

Региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Россия) Тюменская область 2022 по компетенции Электромонтаж

Всероссийский конкурс научно-технологических проектов НПК «Большие вызовы» — сертификат участника

Зюркалова А.Н.

Данекин М.Ю.

Клименков С.А.

Зайцев М.А.

Комаривцев

9

2022

Студент группы ЭМ-21-11-1

3 место

XII НПК «Шаг в будущее»

 

Данекин М.Ю.. под руководством наставника

Зюркаловой А.Н.

10

2023

Студент группы МЭЗ-20-9-1

Авдеюк М.Е.

Диплом 1 степени XVII Всероссийский конкурс достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России»

 

Зюркалова А.Н.

Бородин Д.А.

Тарасенко Д.Р.

11

2023

Студенты группы МЭЗ-20-9-1 Трофимов Д.С., Авдеюк М.Е.

Победители в номинации «Мастер своего дела»

XII НПК «Шаг в будущее»

Зюркалова А.Н.

Бородин Д.А.

Тарасенко Д.Р.

 

Также результатом работы модели «Наставничество-Профи» могут выступать результаты трудоустройства выпускников по специальности и поступление в высшие учебные заведения по направлению подготовки, которые представлены в диаграмме 1.

 

 

 

Диаграмма 1- Анализ трудоустройства выпускников

 

Современные процессы в образовании определяют необходимость более широкого применения наставничества, а также совершенствование его форм и инструментов. Наставничество может служить эффективным механизмом повышения профессионального мастерства студентов, формирования системы передачи им производственного опыта, знаний, общечеловеческих ценностей. Модель взаимодействия «Наставничество-Профи» отражает новый этап в развитии техникума, поскольку ее главный результат – становление студента, способного управлять собственной деятельностью и осуществлять целенаправленное самообразование, преобразование собственной профессиональной деятельности.

 

Библиографический список

1.                  Паспорт национального проекта «Образование»: утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16)). – Текст : электронный. – URL : https://demo.garant.ru(дата обращения: 07.10.2021)

×
×