Автор: Зюркалова Александра Николаевна
Зюркалова А.Н., преподаватель ГАПОУ ТО «Тюменский техникум строительной индустрии и городского хозяйства», г. Тюмень
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «НАСТАВНИЧЕСТВО-ПРОФИ»
Аннотация. В данной статье автор представляет опыт реализации модели наставничества студентов, так как вхождение любого специалиста в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Сопровождение студентов в приобретении профессиональных компетенций, передача жизненного и профессионального опыта, знаний, ценностей через взаимное общение, основанное на доверии и партнерстве. Также в новых реалиях развития производства, как никогда предприятия испытывают голод в квалифицированных кадрах, способных в короткие сроки решать инженерные задачи и способствовать быстрому развитию производства.
Ключевые слова: наставничество, система среднего профессионального образования, модель взаимодействия.
Вопрос наставничества все чаще привлекает внимание педагогического сообщества, прежде всего, как востребованная и актуальная практика в образовательной сфере. Важную роль в обучении квалифицированных кадров для рынка труда отводится сфере профессионального образования. Основные направления развития системы среднего профессионального образования определены в национальном проекте «Образование» [1].
Обозначенные цели: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций народов Российской Федерации должны быть достигнуты к 2024 году.
Для развития гармоничной и всесторонне развитой личности, подготовки компетентного специалиста, способного к самосовершенствованию и самореализации, обладающего ответственностью и гражданским самосознанием в ГАПОУ ТО «Тюменский техникум строительной индустрии и городского хозяйства» создано направление «Наставничество-Профи», целью которого является работа с талантливой молодежью для повышения интереса к профессии и профессионального становления.
Данное направление в техникуме формировалось стихийно. Всегда были студенты, желающие знать и уметь больше. Именно они составили коллектив кружка «Электротехническое творчество», который и был организован на базе техникума еще в 2014 году. Участники данного кружка становились победителями различных конкурсов профессионального мастерства, чемпионатов «Молодые профессионалы», но покидая стены техникума, выпускники возвращались, становились наставниками обучающихся вновь вступивших обучающихся. Сообщество становилось все больше с каждым годом и выросло в сетевое взаимодействие и направление «Наставничество- Профи».
На сегодняшний день направление насчитывает более 30 человек, это и представители производственного комплекса, педагоги техникума и конечно студенты.
Предмет наставничества определен, как профессиональное становление каждого участника избранного направления.
Определены задачи направления:
· Показать положительный пример профессионального становления, выявление профессиональной индивидуальности студентов;
· Развить интерес к изучению и решению инженерных задач реального производства, освоить современные производственные технологии;
· Способствовать формированию приемов педагогического контроля и самоконтроля наставников\наставляемых;
· Ускорить процесс профессионального становления.
В соответствии с этим, разработана структура взаимодействия направления «Наставничество- Профи», которая представлена в таблице 1, где каждый участник направления выступает в роли наставника в том или ином взаимодействии, исходя из поставленных в том числе индивидуальных задач.
Таблица 1
№ |
Должность |
Выполняемая роль в направлении |
Виды взаимодействия |
Схема взаимодействия |
Результат |
Педагоги ГАПОУ ТО «ТТСИ и ГХ» |
|||||
1 |
Преподаватель ГАПОУ ТО «ТТСИ и ГХ» Зюркалова А.Н. |
Организатор взаимодействия Наставник Наставляемый |
Учитель – студент Работодатель- учитель Работодатель –студент\группа студентов Учитель – молодой педагог |
Студенты Педагоги Наставляемый педагог Работодатели
|
Саморазвитие Мотивация и проф. рост наставляемого, студентов
|
2 |
Мастер производственного обучения ГАПОУ ТО «ТТСИ и ГХ» Данекин М.Ю. |
Наставляемый Наставник |
Учитель – студент Работодатель- учитель Работодатель –студент\группа студентов |
Студенты Педагоги Работодатели Наставник
|
Саморазвитие Мотивация и проф. рост студентов
|
Представители предприятий/выпускники |
|||||
3 |
ООО «СМАРТ-Т» Техник по наладке и испытаниям, лаборант электротехнической лаборатории Клименков С.А. |
Наставник |
Работодатель- учитель Работодатель –студент\группа студентов |
Педагоги Студенты |
Саморазвитие Мотивация и проф. рост студентов
|
4 |
МУП ЖКХ «Каскаринская ЖКХ» Технический директор Чирич А.С. |
Наставник |
Работодатель- учитель Работодатель –студент\группа студентов |
Педагоги Студенты |
Саморазвитие Мотивация и проф. рост студентов
|
5 |
ООО «Агро фирма «КРиММ» Главный энергетик Зубрилин И.А. |
Наставник |
Работодатель- учитель Работодатель –студент\группа студентов |
Педагоги Студенты |
Саморазвитие Мотивация и проф. рост студентов
|
6 |
Зайцев М.А. Электромонтажник по распределительным устройствам и вторичным цепям ИП «Edison electro» |
Наставник |
Работодатель- учитель Работодатель –студент\группа студентов |
Педагоги Студенты |
Саморазвитие Мотивация и проф. рост студентов
|
7 |
Тарасенко Д.Р. Начальник лаборатории приборов безопасности ГПМ ООО «ТЭЦ» |
Наставник |
Работодатель- учитель Работодатель –студент\группа студентов |
Педагоги Студенты |
Саморазвитие Мотивация и проф. рост студентов
|
8 |
Жолобов К.В. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования ООО «УГМК-Сталь» |
Наставник |
Работодатель- учитель Работодатель –студент\группа студентов |
Педагоги Студенты |
Саморазвитие Мотивация и проф. рост студентов
|
9 |
Бородин Д |
Наставник |
Работодатель- учитель Работодатель –студент |
Педагоги Студенты |
Саморазвитие Мотивация и проф. рост студентов
|
10 |
Глухов И. |
Наставник |
Работодатель- учитель Работодатель –студент |
Педагоги Студенты |
Саморазвитие Мотивация и проф. рост студентов
|
Студенты |
|||||
8 |
Группы МЭЗ-20-9-1 ( 8 чел.) |
Наставник Наставляемый |
Учитель – студент Работодатель –студент Студент-студент |
Студенты Педагоги Работодатели
|
Саморазвитие Уверенность Победы в конкурсах различного уровня Профессиональный рост Трудоустройство |
9 |
Группы МЭЗ-19-9-1 ( 5 чел) |
Наставник Наставляемый |
|||
10 |
Группы МЭЗ-21-9-1 (6 чел) |
Наставник Наставляемый |
|||
11 |
Группы ЭМР-22-11-1 ( 6 чел) |
Наставник Наставляемый |
|||
12 |
Группы ЭМ-20-9-1 (4 чел) |
Наставник Наставляемый |
|||
13 |
Студенты групп по специальности\профессиям 08.02.09. МЭЗ 08.01.09 ЭМ 13.01.10 ЭМР |
Наставляемый |
Учитель – студент Работодатель –студент Студент-студент |
Студенты Педагоги Работодатели
|
Мотивация профессионального становления. Расширение кругозора |
Основная роль данной модели «Наставничество-Профи» отведена наставнику, который способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации. Выделить особую роль наставника в процессе формирования личности представляется возможным потому, что в основе наставнических отношений лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от человека к человеку. Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому развитию новых компетенций, органичному становлению полноценной профессиональной личности.
В процессе работы направления определились с формами организации взаимодействия, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2.
№ |
Форма взаимодействия |
Наставник |
Наставляемый |
1. |
Экскурсии, выездные занятия |
Представитель предприятия Педагог |
Педагог Студенты |
2. |
Мастер-классы |
Представитель предприятия Педагог Студент |
Представитель предприятия Педагог Студент |
3 |
Встречи «История успеха» |
Представитель предприятия
|
Студенты |
4 |
Проведение учебных занятий |
Представитель предприятия Педагог |
Студенты Педагог |
5 |
Разбор инженерных задач |
Представитель предприятия Педагог |
Педагог Студенты |
6 |
Подбор материалов для реализации проекта |
Представитель предприятия Педагог |
Педагог Студент |
7 |
Организация и проведение конференций, конкурсов профмастерства |
Представитель предприятия Педагог Студент |
Студент Педагог |
8 |
Подбор тем проектных работ |
Представитель предприятия Педагог |
Педагог Студент |
9 |
Разработка заданий КП, ВКР |
Представитель предприятия |
Педагог |
10 |
Оценка промежуточной\итоговой аттестации |
Представитель предприятия Педагог |
Педагог Студент |
11 |
Трудоустройство, в т.ч. на период практической подготовки |
Представитель предприятия Педагог |
Студент |
Основными достигнутыми результатами внедрения системы «Наставничество-Профи» в техникуме можно считать:
· Студенты научились взаимодействовать, понимать профессиональную терминологию, быть в курсе происходящих изменений на производстве, умеют решать производственные задачи;
· Педагоги также узнают новые производственные технологии, современное оборудование;
· Представители предприятий подбирают себе лучшие кадры, а также имеют возможность апробировать варианты решения инженерных задач в студенческих проектах (например: систему управления освещением Dall).
· Слаженная организация работы наставнической деятельности является положительным результатом повышения уровня мотивированности и осознанности студентов в вопросах саморазвития и профессионального образования, получения конкретных профессиональных навыков, необходимых для вступления в полноценную трудовую деятельность, расширения пула потенциальных сотрудников региональных предприятий с должным уровнем подготовки, которое позволит совершить качественный скачок в производственном и экономическом развитии Тюменской области в долгосрочной перспективе.
Анализ проекта практики наставничества показывает, что наставничество в процессе подготовки наставляемых к участию в различных чемпионатных, конкурсных движениях дает стабильную положительную динамику.
Эффективность данной модели наставничества отражается в полученных результатах, представленных в таблице 3.
Таблица 3.
№ |
Год |
Участник направления |
Результат участия в конкурсах |
Наставники |
1 |
2019 |
Студент группы МЭЗ-16-11-1 Клименков С.А. |
3 место VI открытый региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia) Тюменская область 2019 по компетенции Электромонтаж |
Зюркалова А.Н. Жолобов К.В. |
2 |
2020 |
Студент группы МЭЗ-17-11-1 Данекин М.Ю. |
2 место Региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Россия) Тюменская область 2020 |
Зюркалова А.Н. Чирич А.С. Клименков С.А. Наливайко А.А. |
3 |
2020 |
Студент группы МЭЗ-17-11-1 Наливайко А.А. |
2 место Региональный этап конкурса профессионального мастерства «Славим человека труда» УФО по номинации «Лучший электромонтер» |
Зюркалова А.Н. Жолобов К.В. Данекин М.Ю. |
4 |
2019
|
Студенты группы МЭЗ-17-11-1 Зубко Е.А., Кравченко А.С. |
1 место II межрегиональный конкурс практико-ориентированных проектов «От теории к практике» 1 место X НПК «Шаг в будущее» |
Зюркалова А.Н. Зубриллин И.А. Клименков С.А. |
5 |
2021 |
Студент группы МЭЗ-18-11-1 Зайцев М.А. |
3 место Региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Россия) Тюменская область 2021 по компетенции Электромонтаж |
Зюркалова А.Н. Клименков С.А. |
6 |
2022 |
Студент группы МЭЗ-18-9-1 Пешков Д.С. |
Диплом 1 степени XLIX Всероссийский конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ обучающихся «Обретенное поколение» (медальон за лучшую научную студенческую работу) 1 место III Областная научно-практическая конференция обучающихся СПО ОО «Шаг в науку» 2 место Областная НПК «Юный исследователь – развитию региона» |
Зюркалова А.Н. Клименков С.А.
|
7 |
2022 |
Студент группы МЭЗ-18-9-1 Коломеец А.В. |
2 место XI НПК «Шаг в будущее» |
Зюркалова А.Н. Зубриллин И.А. Чирич А.С. |
8 |
2022 |
Студент группы МЭЗ-19-11-1 Бородин Д.А. |
2 место Региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Россия) Тюменская область 2022 по компетенции Электромонтаж Всероссийский конкурс научно-технологических проектов НПК «Большие вызовы» — сертификат участника |
Зюркалова А.Н. Данекин М.Ю. Клименков С.А. Зайцев М.А. Комаривцев |
9 |
2022 |
Студент группы ЭМ-21-11-1 |
3 место XII НПК «Шаг в будущее»
|
Данекин М.Ю.. под руководством наставника Зюркаловой А.Н. |
10 |
2023 |
Студент группы МЭЗ-20-9-1 Авдеюк М.Е. |
Диплом 1 степени XVII Всероссийский конкурс достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России»
|
Зюркалова А.Н. Бородин Д.А. Тарасенко Д.Р. |
11 |
2023 |
Студенты группы МЭЗ-20-9-1 Трофимов Д.С., Авдеюк М.Е. |
Победители в номинации «Мастер своего дела» XII НПК «Шаг в будущее» |
Зюркалова А.Н. Бородин Д.А. Тарасенко Д.Р. |
Также результатом работы модели «Наставничество-Профи» могут выступать результаты трудоустройства выпускников по специальности и поступление в высшие учебные заведения по направлению подготовки, которые представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1- Анализ трудоустройства выпускников
Современные процессы в образовании определяют необходимость более широкого применения наставничества, а также совершенствование его форм и инструментов. Наставничество может служить эффективным механизмом повышения профессионального мастерства студентов, формирования системы передачи им производственного опыта, знаний, общечеловеческих ценностей. Модель взаимодействия «Наставничество-Профи» отражает новый этап в развитии техникума, поскольку ее главный результат – становление студента, способного управлять собственной деятельностью и осуществлять целенаправленное самообразование, преобразование собственной профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Паспорт национального проекта «Образование»: утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16)). – Текст : электронный. – URL : https://demo.garant.ru(дата обращения: 07.10.2021)