Автор: Юнина Екатерина Алексеевна
Экзамен по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста – высокая степень восприимчивости, мотивация и компетентный педагог. В любом случае натаскивание на экзаменационные варианты необходимо, но его нужно сочетать с фундаментальной подготовкой, формируя системные знания и навыки.
В ГИА по математике встречаются специфические, каверзные вопросы и задачи. Их часто не может быстро решить даже опытный специалист. Эти задачи на первый взгляд незаметны и их немного, но обязательно включаются разработчиками в ГИА. Однако даже в таких нетиповых заданиях можно выделить шаблоны, что позволяет подготовленному правильным образом ученику уметь распознавать ход мыслей составителя и часто обыгрываемые типы каверзных задач.
Для эффективной подготовки к экзаменам нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма. Видеть единственный возможный вариант ответа среди четырех предложенных.
Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ГИА можно выделить следующие составляющие:
-информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
-предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
-психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Ориентируясь на данные компоненты, актуальными вопросами в подготовке к экзаменам являются следующие:
-организация информационной работы по подготовки учащихся к экзаменам;
-мониторинг качества;
-психологическая подготовка к экзаменам.
Подготовка к сдаче ГИА по математике должна идти через приобретение и освоение конкретных математических знаний. Только это обеспечит выпускнику успешную сдачу экзамена.
В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ГИА.
Первый принцип – тематический. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая принцип от простых типовых заданий к сложным.
Второй принцип – логический. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.
Третий принцип – тренировочный. На консультациях учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.
Четвёртый принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.
Пятый принцип – временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя — за какое время сколько заданий они успевают решить.
Шестой принцип – контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.
Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.
Моя цель состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Развиваю способность мыслить свободно, без страха, творчески. Стараюсь давать возможность каждому школьнику расти настолько, насколько он способен.
Содержание информационной работы с учащимися.
1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:
— правила поведения на экзамене;
— правила заполнения бланков;
— расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам Интернет).
2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ГИА.
3) Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.
4) Пробные внутришкольные экзамены.
Содержание информационной работы с родителями учащихся.
1) Родительские собрания:
— информирование родителей о процедуре ГИА, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет;
— информирование о результатах пробного внутришкольного ГИА;
— пункт проведения экзамена, вопросы проведения ГИА.
2) Индивидуальное консультирование родителей.
Уровень усвоения знаний можно увидеть с помощью проведения комплексной проверки знаний, умений и навыков учащихся.
Одна из задач, которые решаем на уроках математики — подготовка учащихся 9-х, 11-х классов к итоговой аттестации в новой форме и в форме единого государственного экзамена, поэтому стараемся найти такие способы организации учебного процесса, которые будут ускорять, интенсифицировать развитие учащихся и при этом учитывать, возможности каждого.
Особое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся к ГИА и ОГЭ занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые учащихся будут сдавать в форме и по материалам ГИА.
Мониторинг – отслеживание, диагностика, прогнозирование результатов деятельности, предупреждающие неправомерную оценку события, факта по данным единичного измерения (оценивания). Мониторинг качества образования – «следящая» и в определенной степени контрольно-регулирующая система по отношению к качеству образования.
Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предмету, , оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного экзамена. Учитель анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на выпускном экзамене.
Педагогический мониторинг как динамичная система результативности и прогнозирования деятельности ученика и учителя имеет цель: повысить контролирующую и оценочную деятельность:
а) учителя – анализ своего труда, его результатов и эффективности;
б) учащихся – развивать объективный взгляд на собственную деятельность и ее результаты, воспитывать самостоятельность и ответственность, формировать самоконтроль и самооценку.
Базой для мониторинга качества математического образования в школе являются образовательные стандарты. Так как, основной формой организации учебно-воспитательного процесса в школе, является урок, то именно от качества урока в наибольшей степени зависит качество и объем приобретаемых ребенком знаний. В своей практике я стараюсь использовать различные формы уроков, прежде всего для того, чтобы процесс получения знаний не стал однообразно-утомительным для учеников. Выбор оптимальной формы – одна из самых сложных задач, которую ежедневно приходится решать учителю. И очень важно, чтобы этот контроль осуществлялся на каждом уроке, а не только по окончании изучения какого-то блока материала. Своевременность контроля позволяет учителю, вовремя выявив затруднения в усвоении материала, провести корректировку своих действий или действий учеников.
Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы. Для себя я поставила следующие задачи:
· определение достижений учащихся по темам изучаемого курса математики;
· реализация индивидуальных возможностей учащихся;
· отслеживание результатов учебной деятельности по предмету.
Основным принципом мониторинга качества образования является
— систематичность в проведении исследований и наблюдений,
— доступность и открытость в полученной информации.
В начале учебного года необходимо определить уровень обучаемости учащегося. Это самое первое с чего я начинаю мониторинг. Это как основа (своеобразный фундамент) — для ученика. Потолок его возможностей, хотя бывают небольшие изменения в течение года.
Методика определения уровня обучаемости:
1. Учитель выбирает небольшой по объему новый учебный материал базисного характера на 7-8 минут работы.
2. Учитель перед изучением нового повторяет изученный материал, необходимый для усвоения новых знаний.
3. Учитель объясняет новый материал.
4. Учитель показывает образец применения нового материала в аналогичной и измененной ситуациях.
5. Учитель организует самостоятельную работу учащихся.
Затем, чтобы получить ожидаемый результат, планирую коррекционную работу индивидуально с каждым из слабоуспевающих учащихся. При подготовке к урокам, проведении самостоятельных работ включаю различные виды заданий для устранения нарушений. А в этом мне помогает уже тематический мониторинг. Тематический контроль я представляю в виде диагностических карт по темам, изучаемым в курсе математики. В обучении математике важным звеном является целенаправленная работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, которую предваряет объективная содержательная оценка уровня усвоения учащимися изученного материала. Диагностические карты помогают решить эту проблему.
Диагностическая карта ученика-это отражение его степени обучаемости, обученности и результатов. По данным, отраженным в диагностической карте учитель должен отслеживать умения приобретенные учащимися и если по какой-то из позиций у учащегося стойкое не выполнение заданий, то такому ученику необходимо оказывать индивидуальную помощь именно по этой теме. Ученик должен быть ознакомлен со своей картой, тогда у него может появиться целенаправленное желание постепенно приобрести все необходимые знания и навыки.
Данный мониторинг позволяет мне получить:
· объективную динамику математического образования ученика за определенный период обучения;
· возможность постоянно корректировать свою работу, исходя из анализа динамики;
· возможность знать и влиять на сильные и слабые стороны ученика и класса в целом;
· осуществлять систематический контроль над качеством знаний, полученных учениками с учетом индивидуальных возможностей учащихся.
Ценность мониторинга в том, что ни один, даже небольшой успех учащегося, не остается незамеченным. Оценка становится более значимой и более конкретной для ученика.
Для меня мониторинг является еще и диагностикой, на основании которой можно наблюдать развитие мотивации учения у каждого ученика и класса в целом. Проводя мониторинговые исследования, необходимо помнить, что главная цель – помочь, а не оценить, выявить недостатки и успехи.
Математика – наука интересная и сложная, поэтому нельзя упускать ни одной возможности, чтобы сделать ее более доступной. Возрастание роли математики в современной жизни привело к тому, что для адаптации в современном обществе и активному участию в нем необходимо быть математически грамотным человеком. Под математической грамотностью понимается способность учащихся: распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические знания и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы.