Мозартикотерапия в работе специалистов

Автор: Анастасия Андреевна Конных

Аннотация: в этой статье автор пишет о новой игровой технологии «Мозартике», используемую в Центре семьи «Минусинский». «Мозартика» представляет собой наборы настольных игр с фантазийными фигурками, вдохновлёнными мировым искусством. Отсутствие жёстких правил делает процесс творческим и свободным. Игры построены на ассоциативном принципе, позволяя ребёнку или подростку выразить своё эмоциональное состояние, взаимоотношения с окружающими и видение мира. Различные тематические комплекты («Витражи», «Усадьба», «Городок», «Дорога в космос») позволяют работать с разными аспектами внутреннего мира.

Ключевые слова: «Мозартика», игровая технология, коррекционная и диагностическая работа

Специалисты Центра семьи «Минусинский» всегда открыты новому и находятся в поиске современных подходов в решении психолого-педагогических задач. Одной из таких находок и стала «Мозартика».

Мозартика – это новая игровая технология, представляющая собой синтез игротерапии, арт-терапии и психоанализа. Автором данной игровой технологии является математик, художник-дизайнер — Полина Эрнестовна Руссавская.

Мозартикотерапия является одним из новых, эффективных методов применяющихся в нашем Центре для психологической коррекции детей и подростков.

Внешне «Мозартика» представляет собой наборы настольных печатных игр. Каждый игровой комплект состоит из игрового поля, размеры которого могут варьироваться, а также набора из довольно большого количества так называемых фантазийных фигурок. Фигурки, входящие в игровой комплект, насыщены специально разработанными образными ассоциациями, которые берут свое начало в мировом изобразительном искусстве и адаптированы с учетом законов восприятия для использования в играх. В состав «Мозартики» входит шесть различных видов. В этих играх нет четких правил, нет выигравших и проигравших – это свободный процесс творчества. Нужно просто выкладывать из фигурок на игровом поле то, что хочется и как хочется, при этом не ограничивается время работы.

Каждая из предложенных автором игр работает со своим ассоциативно-тематическим подпространством внутреннего мира человека. К примеру, игра под названием «Витражи». В ней из разноцветных геометрических фигурок можно создать картину-композицию, которая, является моделью эмоционального состояния человека. В игре «Усадьба», выполненной в стиле величайшего голландского живописца, непревзойденного мастера передачи света и воздушной среды Ван Гога, Винсента, предлагаются четыре игровых поля с разными ландшафтными акцентами (река, дорога и так далее) и двумя сотнями тематических фигурок: садиков, прудиков, болотцев, разнообразных домиков, мостиков. Здесь открывается масса возможностей для моделирования взаимоотношений с ближним кругом – семьей, друзьями, определения своего места в этих взаимоотношениях. А есть еще «Городок», в котором играющий по своему представлению организует пространство, отражающее связь с социумом. В игре «Дорога в космос» играющий строит свой образ Вселенной (мира), ассоциативно связывая с ней самые разные «сюжеты»: отношения с родными, окружающими людьми, поиск своего «уголка» в фантазийном космическом пространстве.

«Мозартика» может использоваться в нескольких направлениях: диагностическом (индивидуальная и групповая диагностика), развивающем (способствующем развитию личности, мышления, восприятия, воображение), коррекционном (коррекция страхов, тревожности, личностных проблем, проблем межличностного взаимодействия, коррекция детско — родительских отношений).

Основными задачами в коррекционной работе с детьми и подростками с применением «Мозартики», являются: раскрытие внутренних, личностных ресурсов, постепенное вытеснение, изживание негативных образов индивидуальной картины мира и замещение их на позитивные, возвращение способности радоваться, получение удовольствия от творчества, ощущение хорошего настроения. Мозартикотерапия способствует снижению чувства подавленности, расширяет диапазон личностной реализации, возвращает интерес к миру.

Работа психолога с детьми и подростками с использованием «Мозартики» направлена на ликвидацию постстрессовых состояний. Применяется и при длительных воздействиях негативных факторов, когда формируется сильно искаженная картина мира с негативными стереотипами социального поведения. В этом случае «Мозартика» помогает в гармонизации индивидуальной картины мира. В результате работы изменяется отношение к взрослому, появляется понимание ответственности за свой выбор, возникает желание менять свою среду за счет позитивного творческого импульса, повышается уровень самооценки. Дети и подростки перестают считать себя бездарным, становится смелее, учится самовыражаться без страха быть непонятым, осужденным.На смену желанию «плыть по течению», чувству пассивности приходит желание искать новые позитивные варианты самореализации.

Задания на развивающих занятиях для выполнения ребенком могут быть даны как самостоятельные, отдельные, не связанные друг с другом, так и выполняться последовательно, задание за заданием из занятия в занятие. Сначала ребенок выкладывает что-то из фигурок «Мозартики», как из фигурок обычной мозаики. Но постепенно выложенные фигурки рождают у него на подсознательном уровне собственные образные ассоциации, он начинает реализовывать их в игре новыми построениями. Таким способом во время игры ребенок активно, самостоятельно расширяет свой образный мир.

При помощи Мозартики можно работать с разными возрастными категориями и разными проблемами.

Скачать статью

×
×