«Музыкальная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Автор: Агеева Ирина Петровна

Музыкальное искусство  в педагогике является  важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Открывая для маленьких  детей прекрасный мир музыки, воспитывая  на её основе добрые чувства, прививая нравственные качества — является фундаментом духовного развития.

Невозможно ограничить музыкальное воспитание детей рамками обязательной части программы, ведь эта деятельность как сопутствующее звено переплетается со всеми парциальными программами в части формируемой участниками образовательных отношений.

Разрабатывая сценарии культурных практик и традиционных событий, включаю такие виды деятельности как:

·         музыкально-ритмические движения,

·         слушание,

·         пение,

·         игру на детских музыкальных инструментах,

·         музыкальные подвижные игры,

·         театрализацию.

Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства для меня заключается в том, чтобы:

·        научить детей сопереживать музыке,

·        развить способность переживать чужие радости,

·        чувствовать чужую боль,

·        воспитывать своё отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

«Душа поёт» — как часто мы слышим эти слова, а что они, по вашему мнению, означают?

(ответы педагогов)

Всё, что красиво и прекрасно в мире мы очень часто сравниваем с музыкой, а любая мелодия состоит из основы – это 7 нот.

Сегодня я бы хотела совместно с вами попробовать создать свою основу для мелодии, которая называется духовно – нравственное воспитание.

 

1. Нота — До. Тест «Добрый ли вы человек?

Итак, обратите внимание на наш нотный стан. Первая нота – это нота – ДО. Что, по вашему мнению, начинается на букву «Д» и является первой и очень важной ступенью духовно-нравственного развития.

(ответы педагогов).

Конечно, это добро и доверие. Если мы не будем обладать таким личностными качествами как добро, а наши дети не будут нам доверять – все наши усилия по воспитанию полноценной личности ребёнка будут бессильны.

Предлагаю вам небольшой самоанализ в виде теста, для того, чтобы узнать, насколько Вы добры?

Тест «Добрый ли вы человек?»

Все люди разные: одни готовы отдать последнее первому встречному, другим и снега зимой жалко. Всегда ли вы добры и внимательны к окружающим? На эти вопросы вам поможет ответить данный тест. Отвечать нужно да или нет.

(раздать участникам ручки и картонные листы формата ¼ листа А4)

ТЕСТ ВЫВЕДЕН НА СЛАЙД

1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?

2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?

3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?

4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

5. Любите ли вы злые шутки?

6. Вы злопамятны?

7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?

8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?

9. Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать?

10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

11. Вы охотно выполняете просьбы?

12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

А теперь вы можете засчитать себе один балл:

Выведено на слайд

— за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11

— за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

дать время для подсчёта

Каждый проверит свои результаты:

Вы набрали больше 8 баллов. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми — всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдет.

От 4 до 8 баллов. Ну что же, ваша доброта — вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.

Вы набрали меньше 4 баллов. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее.

Я нисколько не сомневаюсь в том, что по природе своей, вы все добрые люди, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей.

В своей повседневной работе, вы наверняка разучиваете с детьми разные добрые песни. Попробуйте их угадать по мелодиям.

 (УГАДЫВАЮТ — 3 ШТ.)

2. Нота – Ре

Переходим к ноте РЕ. Что, по вашему мнению, начинается на букву «Р» и так же является важной ступенью духовно-нравственного развития.

(ответы педагогов).

Конечно же, это и религия, и Родина, и любовь к родному краю.

РОДИНА. Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития интереса к своей «малой» Родине, её людям, их культуре, творчеству.

Наша страна, в том числе и наш родной край, объединяет людей многих национальностей и религий. У нас воспитываются дети разных национальностей и нам, как педагогам необходимо с малых лет прививать детям толерантное отношение, а это предполагает ознакомление детей с этими национальностями и их культурой.

Предлагаю вам назвать национальный танец, определив его по мелодии.

(УГАДЫВАЮТ — З ШТ.)

3. Нота – Ми

Следующая нота МИ. Какая, по вашему мнению, духовно-нравственная ценность начинается на букву «М»?

(ответы педагогов).

Это могут быть МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ, «Милосердие»

 

 

Нормы морали не являются врожденными, а усваиваются ребёнком в практике отношений с окружающими людьми и зависят от отношения к нему окружающих, от того кто его воспитывает, от того в какой социальной среде он живёт. Здесь важно помнить, что недостаточно дать ребёнку понятия «Хорошо», «Плохо», мы должны донести до него, что в зависимости от ситуации в одном случае надо уступить, в другом — помочь, в третьем — поддержать.

слушание музыки

 

Что же нам поможет в этой ситуации? Это практическая деятельность с детьми.

К ней относятся – наблюдения за природой, трудом других людей, сюжетно-ролевые игры, обсуждения и др.

Давайте сейчас с вами вместе сыграем в одну из таких игр, которая называется «Палочка-выручалочка».

Игра «Палочка-выручалочка»

Инструкция: Встаньте в круг, вспомните какую-либо ситуацию, когда вам нужна была помощь. Например: плохое настроение, болел зуб, порвала колготки, сломала ноготь и т. д. У меня в руках палочка-выручалочка. Когда первая из вас расскажет о своем затруднении, я буду говорить: «Палочка-выручалочка, помогай! Коллегу (для детей – друга) из беды выручай!». Та из вас, кто знает, как помочь или может дать дельный совет поднимает руку и получает палочку-выручалочку.

Совет в случае с детьми: Если никто из детей не знает, как помочь своим друзьям, педагог сам прикасается палочкой-выручалочкой к ребенку и рассказывает детям, как можно выручить друга из беды.

4. Нота — Фа

Следующая нота – ФА. С помощью чего, начиная с раннего возраста, возможно формировать духовно-нравственные ценности? Это слово начинается на букву «Ф»?

(ответы педагогов).

Конечно же, это фольклор. Существует даже такая наука как ФОЛЬКЛОРИ́СТИКА, которая изучает словесное, песенное, музыкальное (инструментальное), хореографическое, драматическое коллективное творчество народных масс.

сказка-шумелка игру на детских музыкальных инструментах

 

 

 

5. Нота – Соль

Нота СОЛЬ. Какие, по вашему мнению, духовно-нравственные ценности начинаются на букву «С»?

(ответы педагогов).

Свободы человека, созидательный труд, справедливость

какое-то музыкальное задание, связанное с ценностями на «с»

 

6. Нота – Ля

Нота ЛЯ.  Какие, по вашему мнению, духовно-нравственные ценности начинаются на букву «Л»?

(ответы педагогов).

Любовь к близким и окружающим

какое-то музыкальное задание, связанное с ценностью любовь

 

7. Нота – Си

Вот мы и дошли с вами до последней нашей нотки СИ. На  букву «С» мы уже проработали духовно-нравственные ценности, отражённые в федеральной образовательной программе. Но есть такая ценность, которая раскрывается в процессе активного стремления к личностному росту, раскрытию потенциала. Как вы думаете что это?

(ответы педагогов).

Это саморазвитие, самосовершенствование.

У нас педагогов такая профессия, которая требует от нас постоянно идти вперёд, самообразовываться, изучая нашу культуру, искать интересные факты и истории, вести детей за собой, делая этот путь волшебным, интересным и незабываемым.

Вот мы и создали основу нашей мелодии, которая называется духовно-нравственное воспитание и каждая нотка важна в этом стане. И если какая-нибудь из них «западает», то развитие гармоничной, самодостаточной и нравственной личности – невозможно. Поэтому, я от всей души желаю вам, чтобы ваша мелодия духовно-нравственного воспитания – не фальшивила!

×
×