Автор: Логачева Юлия Владимировна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 25 «Солнышко» села Покойного Буденновского района Ставропольского края»
«Наставничество как форма передачи педагогического опыта»
В первый год работы молодые педагоги, которые не получают поддержки коллег и руководства, сталкиваются с различными проблемами. Чувствуют неуверенность в себе и разочарование, бывают случаи, когда педагоги уходят из профессии навсегда. Испытывают трудности в адаптации к новому коллективу, ведении различных документов, организации учебной деятельности, написании планов и конспектов, грамотном применении знаний на практике. Исходя из этого, возникла необходимость найти форму работы с молодыми педагогами. которым необходимо оказывать всестороннюю поддержку и содействие. Поэтому такая форма работы, как наставничество, часто используется в дошкольных образовательных учреждениях.
Педагог наставник -это человек, который должен обладать высокими профессиональными и нравственными качествами. Коммуникативными навыками в работе с родителями детей. Только от опытного специалиста молодой специалист на рабочем месте может получить помощь, как практическую, так и теоретическую.
Основной задачей наставничества является:
-организация процесса профессионального становления;
-оказание помощи в профессиональной адаптации наставляемому;
-способствовать раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста;
-сформировать у начинающего педагога потребность в самообразовании.
Наставническая работа имеет многообразие форм.
Выделяются следующие формы:
1.Коллективная работа.
Коллективная работа, направлена на оказание педагогической помощи молодым специалистам. Она может быть представлена :педагогическим советом или семинаром, педагогическими конференциями и др.
2.Групповая работа.
Групповая работа-может быть в виде групповых дискуссий, консультирования, обзора педагогической литературы и др.
3.Индивидуальная работа. Такая форма работы позволяет следить за каждым его действием при решении конкретных педагогических задач в процессе профессиональной деятельности.
Индивидуальная работа проходит в виде индивидуальных консультаций и практических занятий.
Наставничество следует рассматривать как универсальный способ поддержки педагогов и передачи наставником своих профессиональных умений и навыков
Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация наставник должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым специалистом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, анализ ситуаций, способности принимать решения, умение аргументированно формулировать мысли. Человек становится успешным наставником только в том случае, если он эффективно реализует навык наставничества.
Молодой специалист должен быть способным гибко реагировать на изменение образовательной ситуации, учитывая специфику существующих педагогических систем, быстро адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности.
Подготовка молодого специалиста к сложной деятельности является целостным, длительным и непрерывным процессом, ориентированным на формирование личностных качеств, профессиональных способностей, знаний, умений и навыков, адекватных его личностным и квалификационным требованиям.