Автор: Ефремова Надежда Борисовна
Наставничество — путь к самосовершенствованию
педагогического мастерства
Ефремова Н.Б.
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования:
— Научно – исследовательские условия: изучение работ педагогов и психологов по развитию профессиональной компетентности молодых педагогов.
— Методические условия: изучение научно – педагогической литературы, передового педагогического опыта.
— Организационно – педагогические условия.
Актуальность.
В последние годы число сотрудников со стажем работы 10 и более лет растет, а новые кадры приходят в детский сад неохотно. С чем это связано?
Со многими факторами: это и высокая утомляемость педагогов на работе в связи с сильно увеличившимся количеством детей в группах, и низкое материальное поощрение за работу, и большая ответственность за жизнь и здоровье детей, и увеличение требований к объему работ и заполнению документации у воспитателей ДОУ.
Причин много, а вот решение проблемы найти крайне сложно.
К моему большому сожалению, педагогический состав многих дошкольных учреждений стремительно «стареет». Отсутствие молодых педагогов с их оптимизмом, новыми знаниями, навыками является отрицательным фактором в системе дошкольного образования. А если молодые воспитатели и придут в ДОУ, то нагрузка, ложащаяся на плечи с первых дней, часто пугает молодых коллег, и объем работ кажется им невыполнимым.
Возросла потребность в педагоге, способном реализовывать педагогическую деятельность посредством творческого её освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. Особую роль в этом играет целенаправленная деятельность по поддержке молодых педагогов. Работа по повышению профессиональной компетентности должна превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, ее способности выносить суждения и предпринимать различные действия. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряжённостью, важностью для него личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Кто и как должен помочь молодому воспитателю, как можно своим примером, своими знаниями и энтузиазмом «заряжать» молодых воспитателей на активность и творчество в работе – это наставник. Наставничество должно обеспечить педагогу понимание самого себя, содействовать выполнению социальной роли в процессе трудовой деятельности. Создание условий для осознания необходимости повышения собственной профессиональной компетентности, анализ собственного педагогического опыта
активизирует профессиональное саморазвитие педагога, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.
Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.октября 2013 г. № 544н раскрывает общие требования, предъявляемые к педагогу (образование, опыт работы, особые условия) и трудовые действия, умения и знания необходимые для выполнения общепедагогической функции по обучению, воспитанию и развитию детей, а также требования, предъявляемые конкретно к воспитателю дошкольного учреждения. В соответствии с ними, одним из трудовых действий педагога (воспитателя) является развитие профессионально значимых компетенций, необходимых ему для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития. Понятия «профессиональная компетентность», «компетенция» в настоящее время рассматриваются в работах разных ученых и специалистов.
В настоящее время, в педагогической литературе «профессиональная компетентность» и «профессиональные компетенции» представляются как ценностные ориентации, личностные качества и способности педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях своей профессиональной деятельности. Считается, что их достаточный уровень позволит воспитателю самостоятельно и эффективно не только решать уже поставленные перед ним педагогические задачи, но и самостоятельно формулировать новые задачи и разрабатывать инновационные пути их решения. А для этого педагог должен хорошо знать теорию и быть готовым самостоятельно применять ее в практике работы с детьми.
Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству. И «… это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков», как отмечал В.В. Путин.
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для него личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К.Ю. Белой, М.С. Гвоздевой, Л.М. Денякиной, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, П.И. Третьякова, Л.И. Фалюшиной и др.
Вместе с тем при постижении азов профессиональной деятельности у многих начинающих педагогов возникают те или иные трудности. Не секрет, что и у старшего воспитателя ДОУ могут возникнуть проблемы в работе с молодым педагогом в силу, к примеру, своего небольшого опыта работы или других причин.
Перед администрацией ДОУ одной из первостепенных является задача не просто привлечения молодых специалистов, но и удержания их на педагогическом поприще. В нашем учреждении на начало учебного года (2022-2023) один молодой воспитатель. Стаж педагогической деятельности – 0 лет, этот педагог работает впервые. Задача старшего
воспитателя – помочь молодому педагогу адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы она не разочаровалась в выбранном пути.
Решением данной проблемы по нашему мнению является наставничество. И в роли наставника в данном случае выступаю я, старший воспитатель, так как имею за плечами 15 лет педагогического стажа в должности воспитатель и считаю, что могу поделиться своим опытом.
Наставничество – тип подготовки к работе, обеспечивающий занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению работы на практике.
На мой взгляд, наставничество – это перспективная образовательная технология, которая позволяет:
— передавать знания,
— формировать необходимые компетенции быстрее, чем традиционные способы.
Одним из основополагающих моментов здесь является обоюдная готовность наставника и молодого специалиста к совместной работе: готовность наставника к передаче опыта и, несомненно, готовность молодого педагога воспринимать этот опыт.
Министерство Просвещения Российской федерации ставит задачу – возродить институт наставничества, чтобы у каждого молодого педагога был свой наставник.
Так целью моей работы стало — создание условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Для достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи:
— Оказывать методическую помощь молодому педагогу в повышении уровня собственной профессиональной компетенции, в организации образовательной деятельности;
— Создать условия для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;
— Способствовать развитию мотивации и потребности в непрерывном самообразовании;
— Планировать совместное взаимодействие с молодым педагогом.
Современная ситуация в образовании требует особой подготовки педагогов ДОУ. Так, ведущей педагогической идей опыта стало повышение основных профессиональных компетенций молодых педагогов через систему методического сопровождения – наставничество.
«Наставничество — это инвестиция в долгосрочное развитие организации, в ее
«здоровье».
Вся работа по организации наставничества в ДОУ проходила в три этапа:
— Подготовительный этап
— Реализационный этап
— Аналитический этап
В ходе подготовительного этапа нами была изучена литература. Подобраны способы, формы и содержание работы с молодыми педагогами. Проведено исследование профессиональной компетенции педагогов путем анкетирования и наблюдения за проведением и организацией образовательной деятельности. Учитывая итоги анкетирования, нами намечается план совместной индивидуальной работы на учебный год, куда включаются консультации по организации и проведению педагогической диагностики, организации развивающей предметно – пространственной среды, консультацию психолога по организации взаимодействия с родителями, обязательное посещение занятий у опытных воспитателей и др.
В ходе второго этапа – реализационного, нами реализуется непосредственно сама система работы по наставничеству:
— Разрабатывается и утверждается положение о наставничестве;
— Утверждается план работы наставничества;
— А также начинается самый важный процесс – вхождение в профессию — процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, родителями и коллегами.
Молодой педагог здесь изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия, методические объединения. На этом этапе я предлагаю определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно.
Наставник в этот период выполняет роль подсказчика, советчика, а так же
«энергетика». Своими действиями, идеями и творчеством мотивирует наставляемых на участие в инновационной деятельности, конкурсном движении, готовит к скорой предстоящей аттестации.
Также молодой воспитатель готов к созданию своего портфолио, куда вносятся педагогические находки, достижения, т. д. Это даёт возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого воспитателя в процессе наставнической деятельности. Именно на этом этапе и важна оценка наставником. Ежедневно молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда. Нередко мы анализируем работу воспитателя, руководствуясь внешними признаками. Спокойно в группе – значит, все в порядке. А что за этим скрывается? Главное ведь не внешняя дисциплина, а то, сумел ли педагог воспитать детей, научил ли с уважением относиться к окружающим, умеет ли вовремя оказать помощь всем, кто в ней нуждается. Именно на это в первую очередь нужно обращать внимание, а, заметив педагогические успехи новичка, я непременно отмечаю их вслух.
Так же, на данном этапе, мы постепенно привлекаем молодых специалистов к посещению открытых районных мероприятий: методических объединений воспитателей, конкурсов профессионального мастерства; приобщаем их к подготовке и посильному участию в проведение педагогических семинаров, педагогических советов и т.п.
В ходе аналитического этапа реализуются следующие мероприятия:
— Сбор и анализ результатов работы молодого педагога, производится самоанализ и рефлексия деятельности наставника;
— Выявление динамики профессионального роста на основе «Мониторинга профессиональной деятельности» (в ходе этой оценки учитывается отношение к своим
обязанностям, выполнение инструкций, выполнение индивидуальных планов работы и развития сотрудников, вклад в реализацию задач учреждения;
— Определение перспектив дальнейшей работы с молодым педагогом;
— Подведение итогов, выводы;
— Молодой педагог подтверждает свою педагогическую компетентность через показ открытых занятий, участие в методических мероприятиях, как в детском саду, так и на муниципальном уровне.
Повысилась профессиональная компетентность, а именно:
— Методическая
— Коммуникативная
— Икт
— Рефлексивная
— Игровая
— Создана картотека Кейсов для работы с молодым педагогом
— Разработан план взаимодействия «Наставник – молодой педагог»
— Созданы картотеки педагогических ситуаций
— Созданы и регулярно сопровождаются персональные сайты педагогов Результативность.
Преимущества наставничества, как формы организации помощи молодому специалисту очевидны: педагогическое наставничество имеет более широкую направленность, обладает большей гибкостью, отличается многообразием форм и методов работы, и самое главное происходит в условиях реальной трудовой деятельности.
Кроме того, в этом процессе осуществляется тесный межличностный эмоциональный контакт наставника и наставляемого, анализ сильных и слабых профессиональных позиций конкретного воспитателя, а следовательно, и более строгий контроль за его практической деятельностью.
Не меньше пользы приносит эта система и наставнику. Наставник развивает свои деловые качества; повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения. Общаясь с молодыми коллегами, наставники приобретают новые взгляды на развитие и воспитание детей. Также администрация ДОУ получает бонус — повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров, улучшаются взаимоотношения между сотрудниками.
Результаты от наставничества:
Наставник:
Развивает свои деловые качества;
Повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения. Администрация:
Повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; Улучшаются взаимоотношения между сотрудниками.
Молодой специалист:
Получает знания;
Повышает свой профессиональный уровень и способности; Развивает собственную профессиональную карьеру;
Учится выстраивать конструктивные отношения с наставником.
Новизна данного опыта заключается в комплексном подходе к преодолению возможных трудностей адаптации молодого воспитателя к трудовой деятельности в новом коллективе, открытом диалоге с наставляемым по всем профессиональным вопросам, передаче практического опыта через организацию работы в позиции «вместе», «рядом», формировании мотивации у молодых воспитателей к дальнейшему самообразованию, раскрытию своей индивидуальности через собственный пример и позитивное, честное и бережное отношение к профессии.
Хочется отметить, что начинающий педагог 100% успешно прошла адаптацию в ДОУ. Этому способствовали:
— Разработанные методические рекомендации по организации работы с молодыми педагогами в ДОУ.
— Грамотное применение кейс-метода в работе педагога — наставника.
— Построение успешной стратегии профессионального становления.
Максимальная творческая самореализация выражается в участии молодого педагога в профессиональных конкурсах, мероприятиях ДОУ и района.
В нашем ДОУ молодой специалист приобретает навыки работы с использованием интернет — ресурсов, создает мультимедийные презентации, буклеты, образовательные проекты, внедряется в инновационную деятельность ДОУ.
Перспективы на будущее:
— Продолжать работу по наставничеству.
— Продолжить работу, направленную на формирование и развитие ключевых компетенций педагога.
— Представление опыта работы в ДОУ (педагогические советы, семинары, круглые столы, консультации, открытые показы).
— Повышение квалификации.
— Активное участие в педагогических конкурсах, педсоветах, методических объединениях.
— Стремление к самосовершенствованию и саморазвитию.
— Обобщение материалов педагогов в педагогический опыт, распространение его в социальных сетях.
Литература.
1. Аладатова, Е. В. Реализация наставничества между возрастными группами ДОУ через проект «Содружество» / Е. В. Аладатова, А. М. Нехорошева, Н. А. Николаева, Т. П. Шестакова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442).
— С. 385-386.
2. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент// Профессиональное образование и рынок труда. – 2019. – № 3. – С. 4–18.
3. Вакуленко Л.С., Ахтырская Ю.В., Кернер О.А. Журнал «Дошкольная педагогика». Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОО. [Текст] / Л. С. Вакуленко, Ю. В. Ахтырская, О. А. Кернер. – Санкт – Петербург, 2018г.
4. Материалы региональной конференции «Современные формы наставничества и шефства среди обучающихся в образовательном учреждении (из опыта работы)», в рамках проведения регионального этапа Всероссийского конкурса учебно —
исследовательских экологических проектов «Человек на Земле» – Старый Оскол: МБУ ДО «ЦДО одарённость», 2021. – 170 с.
5. Письмо министерства просвещения «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» от 23.01. 2020 года № МР-42/02
6. С.В. Бондаренко, М. Ю. Ефимочкина [и др.]; Наставничество в образовательной организации / под общ. ред. Г. А. Вашкиной. – Кемерово: изд-во МБОУ ДПО «Научно-методический центр», 2017. – 88 с.
7. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1 январь 2023г.; ООО «Актион-диджитал»; Главный редактор Т.Н. Агуреева; «Шесть форматов наставничества на выбор, чтобы реализовать задачи Года педагога и наставника»; 2023г. – стр.4
8. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 8 август 2022г.; ООО «Актион-диджитал»; Главный редактор Т.Н. Агуреева – «Пять направлений наставничества в детском саду», 2022г. – стр.16