Наставничество — путь к совершенствованию педагогического мастерства

Автор: Ефремова Надежда Борисовна

Наставничество — путь к самосовершенствованию

педагогического мастерства

 

Ефремова Н.Б.

 

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования:

                   Научно    –    исследовательские    условия:    изучение    работ    педагогов    и психологов по развитию профессиональной компетентности молодых педагогов.

                   Методические условия: изучение научно – педагогической литературы, передового педагогического опыта.

                   Организационно – педагогические условия.

Актуальность.

В последние годы число сотрудников со стажем работы 10 и более лет растет, а новые кадры приходят в детский сад неохотно. С чем это связано?

Со многими факторами: это и высокая утомляемость педагогов на работе в связи с сильно увеличившимся количеством детей в группах, и низкое материальное поощрение за работу, и большая ответственность за жизнь и здоровье детей, и увеличение требований к объему работ и заполнению документации у воспитателей ДОУ.

Причин много, а вот решение проблемы найти крайне сложно.

К моему большому сожалению, педагогический состав многих дошкольных учреждений стремительно «стареет». Отсутствие молодых педагогов с их оптимизмом, новыми знаниями, навыками является отрицательным фактором в системе дошкольного образования. А если молодые воспитатели и придут в ДОУ, то нагрузка, ложащаяся на плечи с первых дней, часто пугает молодых коллег, и объем работ кажется им невыполнимым.

Возросла потребность в педагоге, способном реализовывать педагогическую деятельность посредством творческого её освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. Особую роль в этом играет целенаправленная деятельность по поддержке молодых педагогов. Работа по повышению профессиональной компетентности должна превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, ее способности выносить суждения и предпринимать различные действия. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряжённостью, важностью для него личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Кто и как должен помочь молодому воспитателю, как можно своим примером, своими знаниями и энтузиазмом «заряжать» молодых воспитателей на активность и творчество в работе – это наставник. Наставничество должно обеспечить педагогу понимание самого себя, содействовать выполнению социальной роли в процессе трудовой деятельности. Создание условий для осознания необходимости повышения собственной профессиональной  компетентности,  анализ  собственного  педагогического  опыта

 

активизирует профессиональное саморазвитие педагога, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.октября 2013 г. № 544н раскрывает общие требования, предъявляемые к педагогу (образование, опыт работы, особые условия) и трудовые действия, умения и знания необходимые для выполнения общепедагогической функции по обучению, воспитанию и развитию детей, а также требования, предъявляемые конкретно к воспитателю дошкольного учреждения. В соответствии с ними, одним из трудовых действий педагога (воспитателя) является развитие профессионально значимых компетенций, необходимых ему для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития. Понятия «профессиональная компетентность», «компетенция» в настоящее время рассматриваются в работах разных ученых и специалистов.

В настоящее время, в педагогической литературе «профессиональная компетентность» и «профессиональные компетенции» представляются как ценностные ориентации, личностные качества и способности педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях своей профессиональной деятельности. Считается, что их достаточный уровень позволит воспитателю самостоятельно и эффективно не только решать уже поставленные перед ним педагогические задачи, но и самостоятельно формулировать новые задачи и разрабатывать инновационные пути их решения. А для этого педагог должен хорошо знать теорию и быть готовым самостоятельно применять ее в практике работы с детьми.

Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству. И «… это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков», как отмечал В.В. Путин.

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для него личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К.Ю. Белой, М.С. Гвоздевой, Л.М. Денякиной, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, П.И. Третьякова, Л.И. Фалюшиной и др.

Вместе с тем при постижении азов профессиональной деятельности у многих начинающих педагогов возникают те или иные трудности. Не секрет, что и у старшего воспитателя ДОУ могут возникнуть проблемы в работе с молодым педагогом в силу, к примеру, своего небольшого опыта работы или других причин.

Перед администрацией ДОУ одной из первостепенных является задача не просто привлечения молодых специалистов, но и удержания их на педагогическом поприще. В нашем учреждении на начало учебного года (2022-2023) один молодой воспитатель. Стаж педагогической деятельности – 0 лет, этот педагог работает впервые. Задача старшего

 

воспитателя – помочь молодому педагогу адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы она не разочаровалась в выбранном пути.

Решением данной проблемы по нашему мнению является наставничество. И в роли наставника в данном случае выступаю я, старший воспитатель, так как имею за плечами 15 лет педагогического стажа в должности воспитатель и считаю, что могу поделиться своим опытом.

Наставничество – тип подготовки к работе, обеспечивающий занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению работы на практике.

На мой взгляд, наставничество – это перспективная образовательная технология, которая позволяет:

                   передавать знания,

                   формировать необходимые компетенции быстрее, чем традиционные способы.

Одним из основополагающих моментов здесь является обоюдная готовность наставника и молодого специалиста к совместной работе: готовность наставника к передаче опыта и, несомненно, готовность молодого педагога воспринимать этот опыт.

Министерство Просвещения Российской федерации ставит задачу – возродить институт наставничества, чтобы у каждого молодого педагога был свой наставник.

Так целью моей работы стало — создание условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Для достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи:

                   Оказывать методическую помощь молодому педагогу в повышении уровня собственной профессиональной компетенции, в организации образовательной деятельности;

                   Создать условия для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;

                   Способствовать развитию мотивации и потребности в непрерывном самообразовании;

                   Планировать совместное взаимодействие с молодым педагогом.

Современная ситуация в образовании требует особой подготовки педагогов ДОУ. Так, ведущей педагогической идей опыта стало повышение основных профессиональных компетенций молодых педагогов через систему методического сопровождения – наставничество.

«Наставничество — это инвестиция в долгосрочное развитие организации, в ее

«здоровье».

Вся работа по организации наставничества в ДОУ проходила в три этапа:

                   Подготовительный этап

                   Реализационный этап

                   Аналитический этап

 

В ходе подготовительного этапа нами была изучена литература. Подобраны способы, формы и содержание работы с молодыми педагогами. Проведено исследование профессиональной компетенции педагогов путем анкетирования и наблюдения за проведением и организацией образовательной деятельности. Учитывая итоги анкетирования, нами намечается план совместной индивидуальной работы на учебный год, куда включаются консультации по организации и проведению педагогической диагностики, организации развивающей предметно – пространственной среды, консультацию психолога по организации взаимодействия с родителями, обязательное посещение занятий у опытных воспитателей и др.

В ходе второго этапа – реализационного, нами реализуется непосредственно сама система работы по наставничеству:

                   Разрабатывается и утверждается положение о наставничестве;

                   Утверждается план работы наставничества;

                   А также начинается самый важный процесс – вхождение в профессию — процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, родителями и коллегами.

Молодой педагог здесь изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия, методические объединения. На этом этапе я предлагаю определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно.

Наставник в этот период выполняет роль подсказчика, советчика, а так же

«энергетика». Своими действиями, идеями и творчеством мотивирует наставляемых на участие в инновационной деятельности, конкурсном движении, готовит к скорой предстоящей аттестации.

Также молодой воспитатель готов к созданию своего портфолио, куда вносятся педагогические находки, достижения, т. д. Это даёт возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого воспитателя в процессе наставнической деятельности. Именно на этом этапе и важна оценка наставником. Ежедневно молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда. Нередко мы анализируем работу воспитателя, руководствуясь внешними признаками. Спокойно в группе – значит, все в порядке. А что за этим скрывается? Главное ведь не внешняя дисциплина, а то, сумел ли педагог воспитать детей, научил ли с уважением относиться к окружающим, умеет ли вовремя оказать помощь всем, кто в ней нуждается. Именно на это в первую очередь нужно обращать внимание, а, заметив педагогические успехи новичка, я непременно отмечаю их вслух.

Так же, на данном этапе, мы постепенно привлекаем молодых специалистов к посещению открытых районных мероприятий: методических объединений воспитателей, конкурсов профессионального мастерства; приобщаем их к подготовке и посильному участию в проведение педагогических семинаров, педагогических советов и т.п.

В ходе аналитического этапа реализуются следующие мероприятия:

                   Сбор и анализ результатов работы молодого педагога, производится самоанализ и рефлексия деятельности наставника;

                   Выявление динамики профессионального роста на основе «Мониторинга профессиональной деятельности» (в ходе этой оценки учитывается отношение к своим

 

обязанностям, выполнение инструкций, выполнение индивидуальных планов работы и развития сотрудников, вклад в реализацию задач учреждения;

                   Определение перспектив дальнейшей работы с молодым педагогом;

                   Подведение итогов, выводы;

                   Молодой педагог подтверждает свою педагогическую компетентность через показ открытых занятий, участие в методических мероприятиях, как в детском саду, так и на муниципальном уровне.

Повысилась профессиональная компетентность, а именно:

                   Методическая

                   Коммуникативная

                   Икт

                   Рефлексивная

                   Игровая

                   Создана картотека Кейсов для работы с молодым педагогом

                   Разработан план взаимодействия «Наставник – молодой педагог»

                   Созданы картотеки педагогических ситуаций

                   Созданы и регулярно сопровождаются персональные сайты педагогов Результативность.

Преимущества наставничества, как формы организации помощи молодому специалисту очевидны: педагогическое наставничество имеет более широкую направленность, обладает большей гибкостью, отличается многообразием форм и методов работы, и самое главное происходит в условиях реальной трудовой деятельности.

Кроме того, в этом процессе осуществляется тесный межличностный эмоциональный контакт наставника и наставляемого, анализ сильных и слабых профессиональных позиций конкретного воспитателя, а следовательно, и более строгий контроль за его практической деятельностью.

Не меньше пользы приносит эта система и наставнику. Наставник развивает свои деловые качества; повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения. Общаясь с молодыми коллегами, наставники приобретают новые взгляды на развитие и воспитание детей. Также администрация ДОУ получает бонус — повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров, улучшаются взаимоотношения между сотрудниками.

Результаты от наставничества:

Наставник:

Развивает свои деловые качества;

Повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения. Администрация:

Повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; Улучшаются взаимоотношения между сотрудниками.

Молодой специалист:

Получает знания;

Повышает свой профессиональный уровень и способности; Развивает собственную профессиональную карьеру;

Учится выстраивать конструктивные отношения с наставником.

 

Новизна данного опыта заключается в комплексном подходе к преодолению возможных трудностей адаптации молодого воспитателя к трудовой деятельности в новом коллективе, открытом диалоге с наставляемым по всем профессиональным вопросам, передаче практического опыта через организацию работы в позиции «вместе», «рядом», формировании мотивации у молодых воспитателей к дальнейшему самообразованию, раскрытию своей индивидуальности через собственный пример и позитивное, честное и бережное отношение к профессии.

Хочется отметить, что начинающий педагог 100% успешно прошла адаптацию в ДОУ. Этому способствовали:

                   Разработанные методические рекомендации по организации работы с молодыми педагогами в ДОУ.

                   Грамотное применение кейс-метода в работе педагога — наставника.

                   Построение успешной стратегии профессионального становления.

Максимальная творческая самореализация выражается в участии молодого педагога в профессиональных конкурсах, мероприятиях ДОУ и района.

В нашем ДОУ молодой специалист приобретает навыки работы с использованием интернет — ресурсов, создает мультимедийные презентации, буклеты, образовательные проекты, внедряется в инновационную деятельность ДОУ.

Перспективы на будущее:

                   Продолжать работу по наставничеству.

                   Продолжить работу, направленную на формирование и развитие ключевых компетенций педагога.

                   Представление опыта работы в ДОУ (педагогические советы,    семинары, круглые столы, консультации, открытые показы).

                   Повышение квалификации.

                   Активное участие в педагогических конкурсах, педсоветах, методических объединениях.

                   Стремление к самосовершенствованию и саморазвитию.

                   Обобщение материалов педагогов в педагогический опыт, распространение его в социальных сетях.

 

Литература.

 

1.                  Аладатова, Е. В. Реализация наставничества между возрастными группами ДОУ через проект «Содружество» / Е. В. Аладатова, А. М. Нехорошева, Н. А. Николаева, Т. П. Шестакова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442).

— С. 385-386.

2.                  Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент// Профессиональное образование и рынок труда. – 2019. – № 3. – С. 4–18.

3.                  Вакуленко Л.С., Ахтырская Ю.В., Кернер О.А. Журнал «Дошкольная педагогика». Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОО. [Текст] / Л. С. Вакуленко, Ю. В. Ахтырская, О. А. Кернер. – Санкт – Петербург, 2018г.

4.                  Материалы региональной конференции «Современные формы наставничества и шефства среди обучающихся в образовательном учреждении (из опыта работы)», в рамках проведения регионального этапа Всероссийского конкурса учебно —

 

исследовательских экологических проектов «Человек на Земле» – Старый Оскол: МБУ ДО «ЦДО одарённость», 2021. – 170 с.

5.                  Письмо министерства просвещения «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» от 23.01. 2020 года № МР-42/02

6.                  С.В. Бондаренко, М. Ю. Ефимочкина [и др.]; Наставничество в образовательной организации / под общ. ред. Г. А. Вашкиной. – Кемерово: изд-во МБОУ ДПО «Научно-методический центр», 2017. – 88 с.

7.                  Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1 январь 2023г.; ООО «Актион-диджитал»; Главный редактор Т.Н. Агуреева; «Шесть форматов наставничества на выбор, чтобы реализовать задачи Года педагога и наставника»; 2023г. – стр.4

8.                  Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 8 август 2022г.; ООО «Актион-диджитал»; Главный редактор Т.Н. Агуреева – «Пять направлений наставничества в детском саду», 2022г. – стр.16

×
×