Автор: Зеленская Дарья Ивановна
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИСЛЕКСИЕЙ»
Аннотация: в данной статье анализируются ключевые теоретические аспекты логопедии, с особым акцентом на развитие дислексии у младших школьников. Рассматриваются основные вопросы коррекционной педагогики, связанные с диагностикой и коррекцией данного нарушения.
Ключевые слова: дислексия, логопедическая коррекция, педагогические методы, речевое развитие.
Сложности в овладении навыками чтения и письма, а также устойчивые трудности в развитии письменной речи представляют собой значительные барьеры на пути формирования полноценной языковой компетентности у детей. Логопедическая коррекция дислексии у младших школьников — одно из важнейших направлений работы специалистов, поскольку это расстройство, выражающееся в нарушениях чтения и письма, может существенно затруднять учебный процесс и социальную адаптацию ребенка.
По статистическим данным, дислексия диагностируется примерно у 5–10% детей младшего школьного возраста. Одной из основных причин является недостаточная развитость фонематического слуха — способности различать и перерабатывать звуковые элементы слов. Коррекционная работа логопеда направлена на развитие этой способности и поддержку в освоении навыков чтения и письма.
Диагностические критерии дислексии включают многоаспектную оценку: от тяжести чтения до функции сенсорных анализаторов и сопутствующих психических процессов. Термин «дислексия» впервые был введён в медицинскую практику в 1887 году немецким врачом Рудольфом Берлинером, который описал детей с нарушениями в чтении, представляя это состояние как неврологическую особенность развития мозга.
Дальнейшее понимание дислексии формировалось в течение XX века. В 1920–1930-х годах американские учёные Самуэль Ортон и Анна Гессен предложили теорию, связывающую дислексию с дефектами зрительной обработки информации мозгом.
Важной частью работы логопеда является информирование родителей о природе дислексии, чтобы снять с них излишнее чувство вины. Следует подчеркнуть, что дислексия не является следствием недостатков воспитания или низких интеллектуальных способностей.
Дислексия у младших школьников характеризуется стойким нарушением навыков чтения при нормальных показателях интеллекта, слуха, зрения и оптимальных условиях обучения. Симптомы включают чтение по буквам, замены и пропуски звуков и слогов, искажение слов, а также трудности в понимании текста. Такие проявления затрудняют обучение и могут иметь разные причины, включая неврологические.
Среди факторов развития дислексии выделяют:
¾ Генетическую предрасположенность. Исследования подтверждают связь между наследственностью и риском развития дислексии наличие расстройства у родителей увеличивает шансы у ребёнка.
¾ Патологии беременности и родов. Травмы головного мозга или гипоксия во время родов негативно влияют на развитие речевых функций.
¾ Социальные факторы. Недостаток общения, изоляция, неблагоприятная образовательная среда и квалификация педагогов могут способствовать задержкам речевого развития, что предваряет возникновение дислексии.
В совокупности данные причины влияют на недостаточное формирование устной речи, что становится пусковым механизмом затруднений при чтении.
Дислексия классифицируется на несколько видов — фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую и тактильную. Каждая форма предъявляет свои особенности, определяющие стратегию коррекционных мероприятий, требующих точного диагностического подхода.
Логопеды создали разнообразные методики для коррекции и профилактики нарушений чтения у детей.
Индивидуально ориентированная логопедическая помощь при дислексии направлена на исправление нарушений в процессе чтения, а также на развитие дополнительных когнитивных функций, необходимых для успешного освоения текста. Такой подход учитывает уникальные особенности и нужды каждого ребенка, поддерживая его в преодолении трудностей и достижении максимально высокого уровня чтения и понимания. Коррекция дислексии подразумевает не только устранение ошибок при чтении, но и улучшение произношения, а также понимания смысла прочитанного. Главная цель данного подхода — помочь детям с дислексией улучшить навыки чтения и повысить качество жизни.
Для диагностики дислексии специалисты изучают несколько ключевых аспектов. Они собирают данные о беременности и родах матери, ее перенесенных заболеваниях. Важна информация об успеваемости по русскому языку, состоянии органов артикуляции, уровне развития мелкой моторики и речи (лексика, грамматика, фонетика, произношение, связная речь).
Также оценивается уровень письменной речи — умение списывать, писать под диктовку и самостоятельно, а также навыки чтения: скорость, правильность, способ чтения, понимание текста и типичные ошибки. Значимым является анализ речевого анализа и синтеза, способности зрительного распознавания букв и ориентировки в пространстве. Все эти факторы помогают поставить точный диагноз и определить необходимость поддержки ребенку.
При необходимости проводится консультация офтальмолога для проверки зрения и невропатолога с применением электроэнцефалографии.
Основными задачами коррекционной работы при дислексии являются:
1. Закрепление связи между звуковым и буквенным материалом;
2. Автоматизация навыков слогового чтения;
3. Развитие понимания прочитанного.
Существуют различные методики для работы с дислексией, среди которых метод Рональда Дейвиса и метод Александра Корнева заслуживают особого внимания.
Метод Дейвиса
Этот метод разработан Роном Дейвисом, американским художником, который в детстве сам столкнулся с дислексией. Основной посыл заключается в том, что дислексия вызвана нарушением восприятия пространства и времени, а также несогласованной работой полушарий мозга. Цель — научить пациентов правильно воспринимать информацию и задействовать оба полушария одновременно.
В программу входят упражнения на улучшение пространственного восприятия, координации работы полушарий, а также развитие навыков чтения и письма. Метод также акцентирует внимание на эмоциональной поддержке и укреплении психологической устойчивости пациента.
Метод Корнева
Александр Корнев, российский логопед, предположил, что дислексия обусловлена нарушениями фонематического слуха. Его метод направлен на развитие слуховой системы и обучение анализу звуков в словах.
В практике метода применяются упражнения для совершенствования слухового восприятия и навыков звукового анализа, а также большое внимание уделяется психологической поддержке и повышению самооценки ребенка.
Помимо этих методик, существует множество других, каждая из которых предлагает уникальные способы работы с дислексией, адаптированные под индивидуальные особенности ребенка. Логопед выбирает подход, исходя из конкретных потребностей пациента.
В России коррекция дислексии осуществляется согласно стандартам Министерства здравоохранения РФ и базируется на актуальных научных данных. Занятия проводятся как в государственных, так и в частных логопедических учреждениях.
Многочисленные исследования подтверждают высокую эффективность логопедической помощи детям младшего школьного возраста с дислексией, что способствует их успешной учебной и социальной адаптации.
Исследования и методы коррекции дислексии
В 2017 году публикация в журнале «Journal of Educational Psychology» продемонстрировала, что индивидуальные занятия с логопедом, проводимые на протяжении 10 недель, существенно способствуют улучшению навыков чтения и понимания текстов у детей.
В 2019 году, другое исследование, опубликованное в «Annals of Dyslexia», установило, что применение специализированных компьютерных программ для борьбы с дислексией, таких как «Fast ForWord» и «Lindamood-Bell», также может быть действенным средством коррекции для младших школьников.
Исследование 2020 года в журнале «Dyslexia» выявило, что «мультилингвистический подход» в логопедии также является перспективным методом для коррекции дислексии у детей. Этот подход подразумевает использование нескольких языков для обучения, что может значительно повысить фонологическую осведомленность и аналитические навыки, необходимые для чтения.
Эти исследования подтверждают, что логопедическая коррекция дислексии демонстрирует свою эффективность в помощи детям младшего школьного возраста, страдающим данным нарушением.
Несмотря на позитивные результаты, в процессе логопедической работы по коррекции дислексии могут возникнуть определенные сложности:
¾ Неэффективность методов. Порой некоторые пациенты не получают ожидаемых результатов от занятий, что связано с различными факторами: от тяжести дислексии до наличия сочетанных нарушений и несовпадения выбранной методики с индивидуальными особенностями психологического состояния.
¾ Сложности с младшими детьми. Работать с детьми младшего возраста бывает непросто из-за их низкой концентрации и интереса. Важно адаптировать методики под возрастные и личностные особенности ребенка.
¾ Проблемы в коммуникации с родителями. Разные взгляды родителей на природу дислексии и процесс коррекции могут стать источником недопонимания. Необходимо устанавливать доверительное общение и объяснять родителям, как они могут содействовать процессу коррекции.
¾ Низкая мотивация. Некоторые дети могут сталкиваться с недостатком мотивации для работы над своей проблемой. Крайне важно поддерживать их и показывать, что преодоление дислексии возможно.
¾ Недостаточная квалификация логопеда. Логопед должен обладать достаточным опытом и профессиональной подготовкой для работы с дислексией, чтобы оказать эффективную помощь.
В общем, логопедическая работа может добиться положительных результатов, если учесть указанные проблемы и применять индивидуализированные подходы для каждого пациента.
Дислексия – это расстройство письменной речи, затрагивающее навыки чтения и понимания текста. Часто оно сопровождается другими речевыми и психологическими проблемами, но может наблюдаться и у детей с нормальным развитием речи, слуха и зрения, если имеются недостатки в когнитивных процессах.
Важно приступить к профилактике и коррекции дислексии как можно раньше, чтобы избежать проблем с учебой и эмоционального дискомфорта у детей. Это поможет предотвратить развитие негативных последствий в будущем.
Несмотря на имеющиеся трудности, среди известных людей есть многие, кто преодолел дислексию, включая Ганса Христиана Андерсена, Уинстона Черчилля и Альберта Эйнштейна. Дислексия не является фатальным диагнозом, и с правильной поддержкой и помощью, дети, страдающие этим расстройством, могут достигать больших успехов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. СПб.: МиМ, 1997. 286 с.
2. Макарова С.А. Дислексия или нарушения чтения: виды, симптом, способы профилактики и коррекции. Ирбит, 2020. 23 с.
3. Нагапетян Р.С. Дислексии у детей младшего школьного возраста // Преподаватель XXI век. 2012. №1(1). С. 153-157.
4. Астапов В.М., Малкова Е.Е. Эмоциональные нарушения в детском и подростковом возрасте. Тревожные расстройства: Учебное пособие для вузов , 2-е изд. испр. и доп. – 2020. 273 с.