Автор: Константинова Татьяна Николаевна
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И В РАМКАХ ВУД КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Константинова Татьяна Николаевна, учитель географии
МБОУ «Крест-Хальджайская СОШ им.Ф.М.Охлопкова»
с. Крест-Хальджай, Российская Федерация
Аннотация. В данной научной статье рассматривается роль научно-исследовательской деятельности на уроках географии и в рамках внеурочной деятельности (ВУД) как одного из ключевых средств достижения целей Федеральных государственных образовательных стандартов. Представлены результаты успешных проектов МБОУ «Крест-Хальджайская СОШ им.Ф.М.Охлопкова», обсуждается проектная технология, способствующая их эффективной реализации.
Ключевые слова: география, ФГОС, научно-исследовательская деятельность.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения (ФГОС), научно-исследовательская деятельность является важным условием эффективности образовательной программы. В условиях мирового экологического движения и принципов экологичности проблемно-ориентированное экологическое образование играет особенно значимую роль в развитии исследовательской деятельности учащихся [2].
Осуществление научно-исследовательской деятельности возможно в контексте реализации различных педагогических технологий. Особенности их реализации зависят от педагогических методов и приемов, используемых в рамках конкретного предмета. В данной работе мы рассмотрим научно-исследовательскую деятельность учащихся в области географии.
Прогресс научной активности в образовании представляет собой важную национальную и мировую тенденцию в области педагогических наук. В. А. Басов указывает, что в содержании образования возрастает развитие новых процессуальных компетенций, компетенций управления информацией, что требует интеграции технологических методов в образовательный процесс [1].
Обзор методической литературы позволяет сделать вывод о том, что исследовательская деятельность учащихся — это деятельность, связанная с решением творческих задач исследовательского характера при наличии ранее неизвестных решений. Обычно такой процесс включает несколько этапов, в том числе формулировку проблемы, изучение соответствующих теоретических положений, выбор и практическое применение соответствующих методов исследования, сбор и анализ данных, формулирование выводов по результатам анализа [3].
Одна из основных задач проектной технологии — развитие исследовательских навыков, включая аналитическое мышление, наблюдение, формулирование гипотез, экспериментирование и обобщение. Эта цель неразрывно связана с ходом научно-исследовательской деятельности учащихся [6].
Проектная методика, впервые предложенная Джоном Дьюи, представляет собой развитие концепции проблемно-ориентированного обучения [4]. Они разрабатываются и создаются учащимися под руководством учителей, в результате чего создаются новые продукты, обладающие как субъективной, так и объективной новизной и имеющие практическую значимость. Проблемное обучение может достичь своей конечной цели только в том случае, если учебные материалы основаны на решении поставленных задач, если учащиеся являются активными участниками процесса обучения и если учебный процесс связан с практикой и практическим применением в реальном мире.
Реализация проектной деятельности состоит из следующих этапов: выявление проблемной ситуации, формулирование проблемы, определение ожидаемого результата и соответствующих критериев оценки, планирование, реализация, оценка проекта по установленным критериям, формулирование выводов о степени достижения целей и, наконец, оценка всей проектной деятельности [5].
Рассмотрим особенности применения проектной технологии непосредственно в рамках разработанной нами программы.
Нижеприведённые разработки проектов и научных работ являются звеньями одного научно-исследовательского проекта.
Актуальными проектами являются
· Криогенные формы рельефа с. Крест-Хальджай,
· Фауна булавоусых чешуекрылых в окрестности Крест-Хальджай,
· Степной бизон из Мамонтовой горы Томпонского района,
· Сравнение оттаивания мерзлоты в лиственничном лесу и в лесу после пожара,
· Изучение мерзлоты на метеостанции села Крест-Хальджай,
· Динамика протаивания верхней части вечной мерзлоты в различных условиях в окрестности села Крест-Хальджай,
· Изучение мерзлоты на метеостанции села Крест-Хальджай,
· Морфологические особенности черепа ископаемого бизона из местности Мамонтовая гора Томпонского района.
Все вышеизложенные были признаны призёрами в НПК «Шаг в будущее», «Кычкинские чтения», «Дарбасовские чтения», «Петровские чтения», НПК агропрофильных школ МСО «Алдан-Ситим» посвященный 60-летию совхоза им. Ф.М.Охлопкова, НПК по палеонтологии «Научная школа доктора биологических наук, профессора Боескорова Г.Г», «Открой в себе ученого» г. Санкт-Петербург, НПК «На пути к познанию» г. Екатеринбург.
Изучая отличительные особенности научно-исследовательской деятельности учащихся и реализации проектной технологии педагогом, а также их взаимосвязь, мы разработали методические подходы к проектному обучению как в аудиторных, так и в полевых условиях.
Использование проектной технологии является эффективным методом повышения мотивации к исследовательской деятельности.
Непрерывное включение учащихся в изучение экологических проблем, оценку их остроты, последствий проявления и разработку путей их решения выполняет важную воспитательную функцию. Это связано с тем, что оно опирается на активную позицию учащихся в обучении через решение значимых экологических и социальных проблем. Кроме того, она приобщает их к социально значимой природоохранной деятельности.
Результаты данного исследования предлагаются для апробации в педагогической практике учителей географии на уроках и во внеклассной работе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Басов В.А. ОБОБЩЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ КАК ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Инновационная наука. 2021. №2.
2. Бобченко, О. В. Формирование функциональной грамотности учащихся через научно-исследовательскую деятельность в современной школе в условиях внедрения обновленного ФГОС / О. В. Бобченко, А. Е. Кудряшова, И. Ю. Люлякина // Актуальные вопросы современной науки : сборник статей XI Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 февраля 2024 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2024. – С. 276-278.
3. Копнина, В. В. Принципы работы с одаренными детьми по географии в рамках дополнительного образования (географическая школа, профильные смены, научно-образовательные проекты) / В. В. Копнина, Н. В. Семенова // Развитие одаренности в контексте больших вызовов: методология, проекты, технологии : Сборник научных статей IV Международной научно-практической конференции, Саратов, 15–16 ноября 2023 года. – Саратов: ИЦ «Наука», 2023. – С. 167-173.
4. Петригина, В. А. Прагматическая педагогика Дж. Дьюи / В. А. Петригина // Педагогика и просвещение. – 2013. – № 4. – С. 326-335.
5. Региональные географические и экологические исследования: актуальные проблемы : Сборник материалов Всероссийской молодежной школы-конференции, посвященной 15-летию основания кафедры природопользования и геоэкологии и 10-летию возрождения деятельности Чувашского республиканского отделения ВОО «Русское географическое общество», Чебоксары, 08–13 ноября 2016 года / Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2016. – 468 с.
6. Учебная экологическая тропа: история, виды, назначение и примеры использования / Э. В. Ахметгареева, З. Б. Латыпова, И. С. Сафиуллина, Д. С. Стулин // ЦИТИСЭ. – 2021. – № 2(28). – С. 422-434. – DOI 10.15350/2409-7616.2021.2.40.