Автор: Кондратова Алина Алексеевна
Наука в годы Великой Отечественной войны
Цель: Формирование у обучающихся целостного представления о роли науки и учёных в обеспечении победы в Великой Отечественной войне, понимания взаимосвязи научных достижений и хода военных действий, а также воспитание чувства гордости за вклад советской науки в защиту Родины.
Задачи:
Образовательная:
Систематизировать знания о ключевых научных разработках и изобретениях военного времени (например, танки, самолёты, оружие, медикаменты, новые технологии производства)
Развивающие:
Формировать навыки критического мышления и оценки исторических событий.
Развивать навыки публичного выступления и презентации результатов работы.
Воспитательные:
Воспитывать чувство патриотизма и гордости за достижения советской науки и учёных.
Формировать уважение к труду и самоотверженности учёных в годы Великой Отечественной войны.
Развивать чувство ответственности и гражданской позиции.
Воспитывать толерантность и уважение к исторической памяти.
Результаты:
Иметь целостное представление о вкладе науки в победу в Великой Отечественной войне.
Знать ключевые научные разработки и изобретения военного времени и их влияние на ход боевых действий.
Уметь анализировать исторические источники, связанные с темой.
Уметь презентовать свои знания и результаты исследований.
Проявлять чувство патриотизма и гордости за достижения советской науки.
Демонстрировать критическое мышление и умение работать с информацией.
Тип урока: комбинированный (комбинирование объяснительно-иллюстративного, проблемно-поискового и игрового методов)
Оборудование: презентация PowerPoint, карточки с заданиями для групповой работы, маркеры, листы А4.
Ход урока:
I. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности учащихся.
Объявление темы и целей урока.
II. Вступительная беседа (5 мин)
9 мая 2025 года исполнилось 80 лет со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Великая Отечественная война принесла большие перемены в жизнь всех советских людей, работу научных центров, университетов и институтов, в будущие планы как их преподавателей, так и студентов. Уже в первые дни, недели, месяцы войны значительная часть студентов и преподавателей ушла на фронт, а в Москве, Ленинграде и Воронеже – в народное ополчение. В июле 1941 г. начали формироваться группы из студентов и преподавателей для рытья окопов на дальних подступах к Москве.
Великая Отечественная война 1941-1945 годов стала тяжелейшим испытанием для советского народа. Но, несмотря на ужасы и невзгоды военных лет, наука в Советском Союзе не умерла, учёные продолжали работать.
Постановка проблемного вопроса: Какую роль сыграла наука в условиях войны? Была ли она нужна? Какие задачи решали учёные?
Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю вам поработать в группах, где вам необходимо на основе знаний по предмету и подсказкам придумать, как тот или иной школьный предмет помог в победе над фашисткой Германией.
3. Работа в группах + выступление (15 мин)
1 группа: физика и математика в годы ВОВ (танки, самолёты, оружие). Примеры: Т-34, Ил-2, Катюша.
2 группа: литература и музыка в годы ВОВ
3 группа: химия и биология в годы ВОВ
4. Своя игра (15 мин)
История:
200: что такое «план Барбаросса»?
Ответ: План молниеносной войны Германии против СССР.
400: Какая битва считается переломным моментом в Великой Отечественной войне?
Ответ: Битва под Сталинградом (1942-1943 гг.).
600: Какая конференция союзников сыграла решающую роль в послевоенном устройстве мира и почему?
Ответ: Ялтинская конференция. На ней обсуждались основы послевоенного устройства мира и создание международной конференции для поддержания мира
800: объясните понятие «блокада Ленинграда» и каковы были её основные последствия для населения города?
Ответ: Полная блокада Ленинграда нацистскими войсками привела к массовому голоду, эпидемиям, гибели сотен тысяч мирных жителей, и продемонстрировала небывалую стойкость защитников города.
Физика:
200: какой танк призван лучшим в годы ВОВ?
Ответ: Т-34
400: Данный тип оружия называли «Ванюша»
Ответ: так называли созданные в условиях блокадной зимы 1941-1942 годов тяжёлые фугасные ракеты вращательного типа (тяжёлые реактивные мины).
600: что такое Манхэттенский проект и кто его возглавлял? Манхэттенский проект, занимавшийся созданием атомной бомбы?
Ответ: Проект занимался созданием атомной бомбы. Автор -Роберт Оппенгеймер.
800: Какие достижения в области медицины, связанные с физикой, были сделаны во время Второй мировой войны?
Ответ: например, развитие рентгеновской техники, усовершенствование методов лечения ожогов.
Литература:
200: Назовите одну известную песню о войне.
Ответ: «Катюша» или «Священная война»
400: Назовите советских поэтов и их произведения, посвященные войне
Ответ: А. Твардовский (Василий Теркин), К. Симонов (Живые и мертвые, Жди меня).
600: Какая симфония была сыграна в Блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года, и кто ее автор?
Ответ: Д. Шостакович (его 7-я симфония «Ленинградская»
800: как отразилась тема «малой родины» в произведениях военной прозы, и какую роль она играла в формировании патриотических чувств?
Ответ: Контраст между фронтом и родным домом усиливал патриотические мотивы, «малая родина» становилась символом, за который стоит бороться.
Биология:
200: Какие овощем была засажена Исаакиевская площадь в Ленинграде в годы оккупации?
Ответ: капуста
400: Какие биологические исследования были наиболее актуальны для нужд армии во время Великой Отечественной войны?
Ответ: Исследования инфекционных заболеваний (тиф, дизентерия, холера), разработка вакцин и сывороток, изучение действия отравляющих веществ на организм.
600: как назывался первый антибиотик, созданный в годы ВОВ?
Ответ: пенициллин
800: В годы ВОВ Борис Александрович Кудряшов создал препарат тромбин. В чем заключалась его важность?
Ответ: свертывал кровь
География:
200: Какую важную географическую информацию собирали и анализировали советские ученые для нужд Красной Армии во время Великой Отечественной войны?
Ответ: Советские ученые собирали и анализировали данные о рельефе местности (карты, аэрофотосъемка), климате, почвах, растительности, гидрографии (реки, озера, болота), дорогах и населенных пунктах. Эта информация была критически важна для планирования военных операций, обеспечения войск и выбора наиболее эффективных стратегий.
400: Какие географические особенности территории использовались для маскировки войск и техники?
Ответ: Леса, болота, овраги и другие природные особенности ландшафта активно применялись для маскировки войск и военной техники от воздушной разведки противника.
600: Какие географические знания были необходимы для организации партизанского движения?
Ответ: Знание местности, расположение лесов, болот, дорог и населенных пунктов было жизненно важным для успешной организации партизанских отрядов и планирования диверсионных операций.
800: как географические факторы влияли на выбор маршрутов снабжения Красной Армии?
Ответ: Выбор маршрутов снабжения учитывал состояние дорог, рельеф местности, наличие водных преград и климатические условия, чтобы обеспечить бесперебойную доставку продовольствия, боеприпасов и других необходимых ресурсов.
Заключительная часть:
1. Рефлексия: что из изученного на уроке вам уже было известно? Что захотелось еще узнать?
2. подведение итогов:
Сегодня на уроке мы познакомились с невероятно сложной и важной темой – вкладом науки в победу в Великой Отечественной войне. Мы увидели, что наука не просто существовала параллельно с военными действиями, а стала неотъемлемой частью борьбы за освобождение нашей Родины. Разработки в области медицины, вооружения, связи и разведки напрямую повлияли на ход войны и приблизили долгожданную Победу.
Важно понимать, что достижения учёных были результатом не только гениальности отдельных личностей, но и колоссального труда целых коллективов, часто работавших в экстремальных условиях, рискуя собственной жизнью. Мы вспомнили имена многих выдающихся деятелей науки, чьи открытия и изобретения стали символом мужества и самоотверженности нашего народа.
Подводя итог, можно сказать, что Великая Отечественная война продемонстрировала огромный потенциал отечественной науки и её жизненно важную роль в обеспечении безопасности и развития страны. Изучение этой темы помогает нам не только понять исторические события, но и оценить значимость научных исследований для будущего нашей страны.