Автор: Козлова Екатерина Константиновна
В своей работе я использую нестандартные пособия «Нейроковрики». Работа с такими ковриками позволяет решать следующие задачи:
1. Создавать эмоционально положительный настрой и интерес детей.
2. Развивать пространственную ориентировку, зрительную память, внимание.
3. Развивать крупную моторику при выполнении упражнений на нейроковриках в сочетании с проговариванием звуков, слогов или цифр.
Первый коврик используется для игр двумя руками. На начальном этапе работы с ковриком, детям предлагаются такие задания как:
— на внутреннем круге показать цвет, и положить ладошку на указанный цвет. В зависимости от того с какой стороны находится ладонь (справа или слева), ребёнок меняет руки местами.
— на внешнем круге, ребенок уже взглядом прослеживает за кругами, состоящими из двух цветов, и кладёт ладошки на соответствующие поля.
Затем, когда дети осваивают первый этап, можно давать задания с усложнением:
— можно предложить ребенку на каждой ладошке нарисовать маркером от одного до трёх кружков, затем дать задание «покажи цвет на внутреннем круге, а другой рукой хлопни по ладошке нужного цвета столько раз, сколько нарисовано кругов».
— затем можно предложить ребенку написать на ладошках буквы или цифры, которые он уже знает, или педагог может написать сам для закрепления пройденного материала, а затем предложить ребенку показать цвет на внутреннем круге и назвать букву (цифру), которая написана на ладошке.
— при работе с внешним кругом, можно написать с левой стороны на ладошках гласные буквы, на правой согласные и когда ребенок кладет руки на соответствующие кругам ладошки, он соединяет звуки вместе и называет слог который получается. В дальнейшем можно на ладошках писать слоги и тогда уже ребенок будет их соединять и называть двусложные слова. Если использовать цифры, то ребенку можно предложить составлять примеры на сложение. Или наоборот на вычитание, но тогда с левой стороны цифры должны быть больше чем слева.
Во втором коврике уже задействуется крупная моторика. Как вы видите коврик поделен на три дорожки. И на начальном этапе ребенку предлагается несколько раз пройти по дорожкам, внимательно смотреть на стрелочки как правильно переставлять ноги и постепенно запоминать. Затем для усложнения можно предложить ребенку на каждый шаг совершать какое-либо действие руками (хлопнуть, касаться плеч поочередно каждой рукой, передавать предмет из одной руки в другую сверху-снизу или спереди-сзади). Когда ребёнок запоминает правильное переставление ног, то можно уже предложить задания с мячом, например на каждый шаг подкидывать мяч вверх. Иногда детям нравится доходить до конца дорожки и возвращаться задом обратно, при этом совершая движения с мячом или другими предметами.
На третьем коврике уже задействуются руки и ноги, и здесь можно предложить ребенку много разных заданий. Начать можно с простого – пройтись по коврику поставить руки и ноги на нужные поля, что бы ребенок примерно запомнил правильное расположение. Как вы видите здесь есть различные символы, буквы, цифры и геометрические фигуры на полях. И далее ребенку можно дать задание пройтись только по тем полям на которых есть буква А или цифра 3 и хлопнуть или топнуть столько раз, сколько кружков на этом поле. Можно предложить пройтись по полям определенного цвета, например зеленного и назвать цифру, букву или геометрическую фигуру которые нарисованы на этом поле. Для развития пространственной ориентировки педагог проговаривает ребенку его дорогу. Например: пройди три поля вперед, одно поле вправо, два назад и т.д. При этом ребенок ставит правильную руку или ногу указанные у него на полях которые он проходит.
Для развития памяти можно проговорить ребенку дорогу по символам. Например: уточка, зайка, зайка, рыбка. Ребенок запоминает и идет по дорожке.
Можно использовать этот коврик для работы в подгруппе, дети по очереди идут друг за другом, но у каждого совой символ, буква, цифра или цвет.
Как вы видите, поля между собой соединены колечками и коврик можно составлять по-разному. Его можно сделать длиннее или наоборот короче, можно составить дорожку только из полей для ног или только для рук. Дети могут сами составить дорожку как им хочется, колечки легко открываются и закрываются.
Таким образом, такое выразительное, яркое, красочное пособие привлекает внимание детей, вызывает желание познакомиться с ним, выполнить то или иное игровое упражнение, помогает запоминать букву или цифры, научиться читать слоги или составлять слова, а также улучшает результативность в организованной образовательной деятельности. Благодаря таким нейроковрикам, педагогическая деятельность становится для дошкольников более интересной.