Автор: Козлова Светлана Евгеньевна
МБДОУ ЦРР «Детский сад «Голубок»
Мастер – класс
(учитель-логопед Козлова Светлана Евгеньевн)
«Необходимость развивающих игр в коррекционно-образовательном процессе логопедической работы для преодоления речевых дефектов»
Цель: создать условия для получения практические знания о развивающих играх в коррекционно-развивающей работе в процессе плодотворного общения участников мастер-класса в данной области.
Ход мероприятия:
Солнце – это логопед!
Он образец красивой речи.
Освещая путь детишкам,
Лучики бегут навстречу.
Облака для нас – общение.
В них своё хитросплетение.
Это поза, жесты, взгляд,
Слова, мимика, контакт.
Солнце капелек коснулось.
Что за чудо-красота?
Засияла речь игриво,
Появилась радуга
Семь компонентов нашей речи
Запомнить просто и легко.
Лишь вспомни радугу на небе,
И станет на душе светло.
В ней правильность, логичность, точность,
Богатство красок, чистота,
А выразительность какая!
Ведь от неё поёт душа!
— С каждым годом увеличивается число детей, страдающих нарушениями речи.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
— Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами поговорим о значимости развивающих логопедических игр в речевом развитии детей.
Развивающие игры помогают усвоить грамматические нормы, способствуют обогащению словаря.
— Я предлагаю поиграть в логопедические игры.
Игра «Веселый Язычок» со сказочным героем Лого шариком. Во время проведения артикуляционной гимнастики Логошарик «предлагает» выполнить вместе с ним упражнение, найти правильное положение языка. Педагоги делают вместе с логопедом, двигает, выгибает язык, помещает кончик языка за верхние, нижние зубы; те же действия показывает на языке Логошарика
Рот — домик, губы — двери.
А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,
Живет Веселый Язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка,
И немножко шалунишка.
(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение «Стрелочка».)
Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо…
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
(Упражнения «Часики», «Змейка».)
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять,
На крылечке загорать.
(Упражнение «Улыбка», «Жало», «Стрелочка».)
Скрылось солнце за горой,
Язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок.
Лег в кроватку и умолк.
(Упражнения «Горка», «Лопаточка».)
— Благодарю вас.
Вот размялся язычок, к звукам, буквам он готов.
Игра «Озорные буквы» от Незнайки
Найдите в пословицах и поговорках «озорные» буквы, которые встали не на свои места.
Буква «С» – Мы сами с ушами (усами) Ш-С
Буква «Л» – Больше дела, меньше снов (слов) Н-Л
Буква «Т» – Не тесто красит человека, а человек тесто (место) Т-М
Буква «Б» – Корова на дворе, молоко на столбе (столе) лишняя Б
Буква «Щ» – Лес рубят, кепки летят (щепки) К-Щ
С помощью такой игры у детей формируется звуковой анализ слова и профилактика изографии.
— Вот мы и буквы повторили, слова правильно сложили.
Игра «Цепочка слов»
Предлагаю вам составить своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.
Например, исходное слово «заяц». Вы задаёте вопрос:
Логопед: Заяц, бывает какой?
Педагог: Пушистый, белый, быстрый.
Л: Что еще бывает быстрым?
П: Автомобиль, речка, белка.
Л: Какой еще может быть белка?
П: Рыжая, хитрая.
Л: Кто еще может быть хитрым?
П: Лиса, мышка.
Игра: «Похожие слова».
Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
Есть сладкое слово — конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком – вагон,
Есть кислое слово – лимон!
А теперь все не зевайте, слово к слову подбирайте!
Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).
— У меня в руке есть волшебный кубик, который поможет нам понять методику Кубика Блума.
Я буду вам бросать кубик, а вы должны поймать, прочитать, что написано на верхней грани и выполнить задание. Придумайте существительное.
Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.
Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.
Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление?
Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и пр.
Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.
Оцени. То есть, укажи все «плюсы» и «минусы»
— А сейчас мы обобщим все знания, полученные на мастер-классе, используя метод Интеллект-карты.
Педагоги садятся за столики и заполняют интеллект-карты.
Общий алгоритм составления интеллект-карты:
1. В центре листа обозначьте общую тему мастер-класса (мастер класс по теме игра)
2. «Мозговой штурм» — подберите слова-ассоциации по теме (обучение, обобщение, прятки, дети, кукла, интерес и др.)
3. От центрального рисунка отходят линии-мысли, по часовой стрелке (мастер класс по теме игра позволил…, мастер класс по теме игра научил…, мастер класс по теме игра способствовал…, мастер класс по теме игра сформировал…)
3. К каждому существительному подбираются слова-признаки.
4. Составляется карта педагогами.
В заключение нашей встречи, хочется поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей трудной, но интересной работе.
Терпение и творчество,
Упорство и победа –
Вот главные этапы
В работе логопеда.