Автор: Инна Валерьевна Войтова
По мнению специалистов, ребёнок овладевает разговорно-бытовой речью к 8 годам, а это в условиях обновленного содержания образования соответствует 2-3 классу. Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения в школе и общего развития. Применение на уроках заданий творческого характера позволяет ребенку не только узнавать новое и неизвестное, но и развивает речь младшего школьника, и как следствие, ведет к формированию основ функциональной грамотности. Поэтому раннее развитие навыков речи, активного словарного запаса очень важно начинать с детского сада.
В данной статье представлены некоторые формы работы, направленные на развитие речи и функциональной грамотности детей, а также способствующие развитию словарного запаса.
Лимерик – стихотворный жанр английского происхождения, своего рода нелепица, пятистрочье абсурдного содержания. Дети быстро усваивают эту технику. Особенно привлекает их придумывание несуществующих слов, которое не связано с грамматикой, а в большей степени является пародией.[1]
Строение лимерика:
Первая строка- содержит указание на героя;
Вторая строка – характеристика главного героя (рифмуется с первой строкой);
Третья и четвертая строка – реализация сказуемого (рифмуются между собой);
Пятая строка – предназначена для появления конечного, экстравагантного эпитета (сочетается с первой строчкой).
RAFT-технология — это педагогический прием, направленный на создание письменных текстов определенной тематики. Творения могут различаться по жанру и оформлению. Данный вид работы учит младших школьников рассматривать тему с различных сторон и точек зрения, обучает навыкам как устной, так и письменной речи. Он является одним из способов обучения критическому мышлению, формирует систему суждений, способствует умению анализировать предметы, содержание, проблемы, формулировать свои обоснованные выводы, выносить свои оценки.[2] Аббревиатура РАФТ расписывается таким образом:
Роль — Для определения роли следует выяснить, кто может раскрыть заданную тему. Учащиеся могут сделать выбор, от чьего имени будут вести повествование. Аудитория — Выяснение, кому может предназначаться данный текст. Текст может быть обращен как к одушевленному, так и к неодушевленному предмету. Форма — Выбор жанра. Форма повествования может быть различной. Тема — Выбор тематики, определение, о чем будет текст, какие основные идеи будут раскрыты в небольшом повествовании. Это чаще всего подчинено изучаемой теме.
Буриме — (фр. bouts-rimés «рифмованные концы») — литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему.[3] Как правило, буриме обычно представляют собой забавные четверостишия, однако это могут быть и серьезные философские стихи. Заданные рифмы нельзя менять местами. Единственным исключением, пожалуй, можно считать использование перекрестных рифм, то есть если вам были заданы пары закат/ богат, ручей/ничей вы можете зарифмовать их так: закат/ручей/богат/ничей. Не забывайте и о содержании вашего стиха. Вся суть буриме, заключается в том, что из порой совсем несопоставимых и странных рифм получается законченное смысловое стихотворение. Каким содержанием вы наполните буриме — это уже вопрос вашего творческого потенциала, взгляда на мир, текущего настроения.
Ха́йку/Хокку — жанр традиционной японской лирической поэзии вака, известный с XIV века. Принцип их создания достаточно прост и, в то же время, сложен. Стихотворение состоит из трех коротких строчек, первая из которых содержит исходную информацию о месте, времени и сути события. В свою очередь, вторая строка раскрывает смысл первой, наполняя мгновение особым очарованием. Третья же строка представляет собой выводы, которые очень часто отражают отношение автора к происходящему, поэтому могут быть весьма неожиданными и оригинальными. Таким образом, первые две строчки стихотворения носят описательный характер, а последняя передает ощущения, которые навеяло на человека то, что он увидел.[4] Так, подлинные японские хокку создаются по принципу 5-7-5. Это означает, что в первой и последней строчке должно быть ровно по пять слогов, а во второй – семь. Самое главное, чтобы написать стихотворение хокку не нужно долго думать, стихи льются из вашего подсознания, возникают они мимолетно. Главное открыть душу и запустить в нее порывы вдохновения.
Круги по воде — стратегия позволяет не только понять, насколько учащиеся усвоили идею произведения, но и как умеют, глубоко анализировать прочитанное произведение, рассуждать на нравственные темы, активно выражая свои суждения и мысли. Этот прием является универсальным средством активизировать знания детей и их речевую активность.[5] Стратегия направлена на развитие творческого воображения и одновременно филологических способностей ребенка и словарного запаса. Она подходит для детей любого возраста. Когда в воду бросишь камень, от него по воде идут круги, чем дальше, тем больше. Так же и слово, запавшее в голову, может натолкнуть на массу ассоциаций, вызвать разные сравнения, воспоминания, представления, образы. Суть приёма: от одного слова начинается движение, привлекающее всё новые и новые ассоциации и приводящее к целой истории.
Последовательность работы такова: необходимо выбрать слово, в котором сосредоточена тема урока, например — «мяч» (из 3-6 букв, не содержащее Й, Ы, Ь, Ъ), слово записывается в столбик. Каждая строчка рассказа начинается с заданной буквы и составляет собой законченное предложение.
М-
Я-
Ч-
Учащимся предлагается составить рассказ из такого количества предложений, сколько букв в исходном слове. При этом каждое предложение будет начинаться с соответствующей буквы.
Стратегия RWCT «Карусель сказок- 1»
Все на свете любят и знают сказки. А чтобы интереснее стала сказка, учитель предлагает найти в ней «красную точку» (момент сказки, когда могло пойти все по другому сценарию) и придумать свое окончание сказки.
Например: если бы Дюймовочка вышла замуж за крота (лягушку…), то сказка сложилась бы так… и т.д.
ТРИЗ «Карусель сказок – 2»
Детям предлагается поменять качества характера героев, тем самым придумать свою, отличную от известной, сказку.[5] Например: Красная Шапочка станет злой, а волк- добрым и т.д.
По Дж. Родари «Карусель сказок – 3»/ Салат из сказок
Условия данной стратегии такова, что главные герои сказок попадают в другие сказки, так например: Золушка выходит замуж за Карабаса Барабаса и т.д.
Детям готовятся карточки с именами героев, дети вытягивают любые две и моделируют новый ход события старой сказки.
Карты Проппа – набор карточек В.Я. Проппа для моделирования сказок.
Известно, что сказка, как и любая система, состоит из частей.[6] Все они, очень разные, с особенным народным колоритом, но все-таки похожи друг на друга. Есть в каждой из них обязательные части, из которых строится сюжет сказки. Если выписать на отдельные карточки названия частей сказки, получатся карты, по которым можно легко сочинять новые сказки.
Каждый из представленных методических приемов станет эффективным в работе с младшими школьниками, при условии активного участия в них взрослых, учителей, воспитателей, потому что совместное обсуждение и проигрывание ситуаций гораздо результативней традиционных лекционных занятий.
Список литературы:
1. https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/2290/
2. https://multiurok.ru/blog/stratieghiia-raft-dlia-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-ghumanitarnogho-napravlieniia.html
3.https://www.syl.ru/article/436291/chto-takoe-burime-i-chem-polezna-zabavnaya-igra
4. https://stihi.ru/2013/04/15/5590
5.https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/master_klass_po_teme_ispolzovanie_priiomov_tekhnologii_razvitiia_kriticheskogo_m
6. https://pandia.ru/text/82/156/26280.php