Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников

Автор: Юлия Николаевна Сурганова

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих

способностей дошкольников

 

 

 

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — утверждал В.А.Сухомлинский.

 

Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т. д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.

Задачей творческой активности является изменение существующего порядка, создание новых подходов.

А. В. Брушлинский и О.К. Тихомиров в творчестве выделяют открытие

неизведанного создание нового, преодоление стереотипов и шаблонов.

О. К. Тихомиров в творческой деятельности отводил особую роль

целеполаганию.

По его целеустремленность выступают как личностная предпосылка.

Т. А. Маслоу считает, что подлинное творчество, креативность

проявляются у человека и в повседневной реальной жизни, каждодневном

выборе жизненных ситуаций, в разных формах самовыражения .

По мнению Я.А. Пономарева личность, стремящуюся к творчеству,

отличают такие черты как оригинальность, инициативность, высокая

саморегуляции, огромная работоспособность. Творческая личность находит

удовлетворение не столько в достижении цели труда, сколько в самом его

процессе .

Определяющим в творчестве для Я.А. Пономарева является развитие,

возникновение новых структур, нового знания, новых способов

деятельности. Среди творческой личности Б. Г. Ананьев выделял глубину и

остроту мысли, необычность постановки вопроса и его решения,

интеллектуальную инициативу.

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Применяя нетрадиционные техники рисования педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок развития воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют результат, сравнивают свои работы, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, непохожим на другие.

В настоящее время существует множество видов нетрадиционной техники рисования, позволяющие развивать интеллектуальные способности детей в процессе изобразительной деятельности. Например, кляксография, ниткография, рисование мыльными пузырями, разрисовка камешков, листьев, метод пальцевой живописи, монотипия, рисование на мокрой бумаге, рисование солью.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей.

В результатеиспользование нетрадиционных техник рисования даёт огромный толчок детскому воображению и фантазированию.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности – уверенной в себе и в своих способностях.

 

×
×