НОД ДО по позновательному развитию в старший группе на тему: «Моя республика — Башкортостан»

Автор: Гульшат Бадртдинова

Тема: «Моя Республика – Башкортостан»

Задачи: закрепить знания детей о Республике, о столице, о городе, в котором живем. Дать представления о народах Башкортостана, о его традициях в прошлом, закрепить понятие орнамент.

Развивать речь детей, двигательную активность, мелкую моторику рук.

Воспитывать интерес к предкам, к истории города и Республики, уважение к Республике и родному городу, трудолюбие, уважение к друг другу

Формы организации:

— беседа «Моя Республика»;

— беседа «Символика РБ»

— беседа «Мой город»

— физминутка «Журавли»;

-пальчиковая гимнастика «Пчёлы»;

— презентация на тему «Моя Башкирия»;

— аппликация «Эскизы башкирской посуды»;

Оборудование:презентация «Моя Башкирия», альбомный лист бумаги , краски, кисточки, банки с водой, салфетки, клеёнка на столе. 

Алгоритм:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с Вами очень интересный день. Я хочу вам рассказать о нашей Республике, и показать все её красоты.

Воспитатель: Как называется наша Республика?

Дети: Наша республика называется Башкортостан

Воспитатель: Правильно. Как называется столица нашей республики Башкортостан?

Дети: Столица нашей республики Башкортостан называется Уфа.

Воспитатель: Верно ребята, у нашей республики Башкортостан есть свой флаг, гимн и герб. Кто мне скажет какие цвета имеет наш флаг?

Дети: Голубой, белый, зеленый, а на белом фоне изображен узор.

Воспитатель: Этот узор называется курай. Курай – это цветок, который растет на берегу реки, а древние башкиры сделали из него национальный музыкальный инструмент, обозначающий символ дружбы.

Воспитатель: Также у нашей республики есть свой гимн, в котором звучит курай, и поётся о благополучии родного края, о его красоте и дружелюбии.

Воспитатель: Наша республика Башкортостан очень богата, как вы думаете ребята чем?

Дети: Наша республика богата лесами, дикими животными, горами, водоемами, красивыми городами и селами, многонациональным дружным и трудолюбивым народом, еще республика богата нефтью и природным газом.

Воспитатель: Назовите мне города, которые вы знаете?

Дети: Кумертау, Стерлитамак, Учалы, Сибай, Бирск…..

Воспитатель: А какие реки вы знаете?

Дети: Белая, Кама, Танып, Инзер, Нугуш…..

Воспитатель: А что вы знаете о многонациональном народе?

Дети: Это разные нации, проживающие в нашей республике. Башкиры, татары, русские, украинцы, армяне, узбеки, мордва.

Воспитатель: Посмотрите на экран, какая красивая наша республика Башкортостан. Это все наша Родина.

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, какие красивые дома нас окружают, в каких уютных квартирах мы живем, у нас очень много помощников в доме, вокруг нас очень много магазинов, и мы можем себе многое позволить. 

Но в давние времена башкирам жилось очень трудно, и приходилось много работать.

Воспитатель: Какой это был народ? Как они жили? Они жили в таких же условиях как мы сейчас?

Дети: Нет. Древние башкиры – это был кочевой народ и жили они в юртах.

Воспитатель: А кто такой кочевой народ?

Дети: Это когда часть переезжают с одного места на другое.

Воспитатель: Почему древние башкиры часто переезжали?

Дети: Потому что они содержали очень много домашнего скота, для того чтобы животные были здоровыми и приносили пользу – им нужна свежая трава и чистая вода. Когда на старом месте заканчивалась трава, то приходилось искать новое место.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете что такое юрта?

Дети: Юрта – это круглая палатка с земляным полом, она очень быстро разбиралась и собиралась.

Воспитатель: Юрта как раз для кочевого народа.

Воспитатель: Что находилось в юрте?

Дети: Полы застилали паласами, которые ткали башкирские рукодельницы, стояли сундуки с постелью и посудой.

Воспитатель: А какой посудой пользовались древние башкиры? Стеклянной? Фарфоровой? Глиняной?

Дети: Башкиры пользовались деревянной посудой.

Воспитатель: Правильно. Эта посуда деревянной. В наше время такая посуда используется как сувенирная.

Воспитатель: Ребята скажите, как вы думаете почему деревянная посуда использовалась древними башкирами?

Дети: Потому что древние башкиры были кочевым народом, а деревянная посуда была удобна в обращении и не боялась переезда.

Воспитатель: Ребята, хотите посетить очень удивительное место, где сохранилась деревянная посуда и традиции древних башкир? (ответы детей). Тогда отправляемся в путь.

Летят высоко журавли,

Над опустевшими полями,

И рощи сонные, пустые,

Им машут голыми ветвями.

Лесам, где лето провели,

Они кричат «Летите с нами».

Кружатся листья золотые,

До свидания журавли!

Воспитатель: Вот мы и на месте. Здравствуй Гульбикай апа.

Гульбикай апа: Здравствуйте дети.

Воспитатель: Посмотрите ребята, как тут красиво, какие ковры, какой красивый костюм. А чем же занимается наша Гульбикай апа?

Гульбикай апа: Я ребята очень люблю посуду. Я раскрашиваю её разноцветными красками.Вы поможете мне помочь раскрасить пиалы ? 

Дети: Да

Воспитатель: сейчас Гульбикай апа расскажет и покажет, как нужно украсить посуду. (рисует башкирский орнамент, показывает какие цвета используются. Орнамент повторяется, что означает орнамент).

Гульбикай апа: Проходите в мою мастерскую ребята, но сначала нам надо подготовить наши руки к работе и провести гимнастику для рук.

Домик маленький на елке (одна рука согнута в локте, пальцы растопырены — елка, на второй пальцы смыкаются в кольцо — улей).

Домик маленький на елке,

дом для пчел, а где же пчелки? (заглядываем в улей)

Надо в домик постучать (сжимаем кулаки, стучим друг об друга)

Раз, два, три, четыре, пять

Я стучу, стучу по елке

Где же, где же эти пчелки? (стучим друг об друга кулаками, чередуя руки)

Стали вдруг вылетать (разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчелки летают)

Раз, два, три, четыре, пять!

Воспитатель: Берем кисточки, макаем ее в воду, потом в краску такого цвета, какой мы решили сделать орнамент. (напоминаем детям при необходимости).

Воспитатель: Вот как красиво и ярко получается у наших ребят. Они тоже очень трудолюбивые и старательные.

Гульбикай апа: Я вижу вы большие молодцы, так много знаете о родном крае, о своей республике, о своем народе. Спасибо Вам за помощь.. За помощь я вас хочу угостить башкирскими сладостями. Называется это блюдо «Чак — чак».

Дети: Спасибо Гульбикай апа.

Гульбикай апа: До свидания ребята. До новых встреч.

(уход под башкирскую мелодию).

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше увлекательное путешествие по нашей республике Башкортостан?

Дети: Да.

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось?

Воспитатель: Но, нам пора возвращать к себе в нашу любимую группу.

Воспитатель: До свидания.

Дети: До свидания.

×
×