Автор: Прокофьева Анна
НОВАТОРСКИЙ МЕТОД О.И. ПРОКОФЬЕВОЙ КАК ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОВ И СЮЖЕТНЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Аннотация: В этой работе была поднята несомненно важнейшая проблема современного учебного процесса- низкая учебная и познавательная мотивации. А также в данной статье была рассмотрена главная идея новаторского подхода к обучению О.И. Прокофьевой. На примерах были показаны методы применения этого авторского подхода и пути его реализации.
Ключевые слова: учебный процесс, учебная мотивация, новаторский подход, саморазвитие, учебный процесс, исторический аспект, сюжетная задача, историческая справка.
Низкая учебная мотивация- одна из важнейших проблем современной общеобразовательной школы. Она касается каждого участника образовательного процесса, как учителя и ученика, так и родителей, так как именно мотивацией обуславливается главное условие успешного обучения. Последние 5 лет снижение мотивации обучения начинается в средней школе и доходит до максимума к 8-9 классу. Это, конечно, можно объяснить нарушениями дисциплинарного характера, а именно пропуски уроков, без уважительной причины, невыполнение домашнего задания и так далее. Эти неутешительные тенденции носят метапредметный характер школьной подготовки современного ученика.
Основной задачей педагога является постоянное развитие мотивации учебной деятельности учеников, так как именно она повышает работоспособность во время образовательного процесса, облегчает усвоение учебного материала и в целом определяет успешность протекания познавательных процессов.
А что же я как преподаватель математики могу сделать, чтобы повысить интерес детей к своему предмету? Именно этим вопросом я задалась, когда на практике столкнулась с проблемой низкой мотивации современный школьников к обучению в целом. При рассмотрении данной проблематике было понятно, что каждый современный педагог должен пересмотреть методы, формы и стиль обучения. Но ни один учебник, ни одна рабочая программа, ни одно пособие не смогут предоставить педагогу «готовое решение», они смогут только направить, что бы учитель сам сконструировал свой путь к этому решению, учитывая условия обучения и состав учеников. Необходимо изменить сам урок, внести в него что-то новаторское, которое поможет привлечь внимание ученика, а вместе с этим и активизировать его познательную деятельность, заставить мыслить, искать и действовать.
Все эти проблемы лучше всего решаются, если организовывать целостный учебный процесс с использованием современных педагогических технологий. Самообразование в школе- цель новаторской методики О.И. Прокофьевой. Как можно раньше приучать детей к самостоятельной деятельности. Ведь именно самообразование в современном мире имеет очень широкое значение. Я же хочу углубиться в один из аспектов, а именно использование исторического материала на уроках математики и внедрение исторического материала в сюжетные задачи, которые сама использую на своих уроках.
На одном из уроков математики в 6 классе детям в виде домашнего задания было предложено ознакомиться с картиной, на которой изображены дети, решающие сложный пример. Им необходимо было узнать название данной картины и автора, а также историю написания этого полотна.В ходе выполнения задания многие дети самостоятельно нашли рациональный способ решения примера на данной картине,а в последствии охотнее выходили к доске на этапе закрепления нового материала.
Урок геометрии- здесь неотьемлемой частью становится историческая справка, так как без познания кем и как была описана та или иная теорема и доказана, зачастую очень сложно сложить правильно ход доказательства. А также при изучении темы «Треугольник» можно подвести урок к фронтовым письмам во время ВОВ, но прежде рассказать о них и попросить учеников измерить его размер, найти площадь и периметр.
Но самым ярким примером новаторской методики О. И. Прокофьевой является итеграция исторического аспекта в сюжетные задачи, ведь именно показывая детям, что математика не просто наука о «цифрах», но и о жизни, учитель и развивает интерес к этому предмету. Приведу пример на теме «Проценты»
Задача. В Московском Кремле находится Царь-пушка. Она весит 40 т, была отлита русским мастером Андреем Чоховым в 1586 г. В 2007 году на площади Оболенского-Ноготкова в Йошкар-Оле была установлена копия Царь-пушки, которая составила 50 % массы от оригинала. Найдите массу копии.
Эта задача приводит детей в восторг, после решения данной задачи дети интересуются не только математикой, но историей нашего Государства, а именно этого и добивается преподаватель- повышение познавательной и учебной мотивации своих учеников.
Таким образом, использование исторического материала и решение сюжетных задач, включающих исторические сведения, способствует повышению мотивации и развитию познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для обучающихся не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а некоторым трамплином к познанию нового.
БИБЛИОТЕЧНЫЙ СПИСОК
1. Глейзер Г.И. История математики в школе. Пособие для учителей. Москва. Просвещение. 2005 г.
2. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. Москва. Просвещение. 1989 г.
3. Малыгин К.А. Элементы историзма в преподавании математики в средней школе. Пособие для учителя. Москва. Просвещение. 2007 г.
4. Прокофьева О.И. Самообразование детей в школе. Новаторская методика. Изд-во «Феникс», 2008 г.