НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Автор: Туманова Галина Александровна

             НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

   Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения ориентирует на переход от обучения, где обучаемый – объект воздействия обучающего, к учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а обучающий выступает в роли организатора, сотрудника и помощника. Постепенно меняются принципы организации образовательного процесса, создаются условия для реализации динамичного персонализированного обучения.

   Технологии дают ученику возможность выбирать время и место обучения. Темп, с одной стороны, регулируется учителем за счёт классных занятий, с другой стороны, дома учащиеся осваивают материал с удобной для них скоростью. Если нужно, школьник возвращается к изучаемому материалу, осознанно пытаясь его освоить. Каждый учащийся получает возможность продемонстрировать понимание темы разными способами.
И самое интересное: благодаря дистанционной части процесса обучения учитель получает возможность эффективнее использовать время урока. Будут ли ребята с преподавателем разбирать задания повышенной сложности, выполнять творческие работы, решать обучающие тесты, защищать проекты, вести дискуссии — решать учителю. В любом случае есть возможность сосредоточиться на практических навыках и наиболее важных моментах.

   Смешанное обучение позволяет также частично снять трудности организации занятий с теми, кто вынужден пропускать школу по состоянию здоровья или по другим причинам, а также с теми, кто готовится к олимпиадам по предмету.

     Одна из многообещающих и наиболее новых образовательных моделей — смешанное обучение.

   Эта технология организации учебного процесса, сочетая в себе преимущества традиционного классного и дистанционного обучения позволяет выстроить индивидуальные траектории освоения учащимися учебного материала, обеспечивает постоянную активность обучающихся.
Создаётся новое образовательное пространство: ученик, сопровождаемый учителем, попадает в поле множества возможностей для реализации собственного потенциала, несёт ответственность за своё образование, приобретает навыки самообучения и самоорганизации.
Модель «смена рабочих зон» является удобной в случае, если изучение темы предполагает разные виды деятельности в рамках одного урока. Тогда виды деятельности чередуются не одновременно для всего класса, а для групп детей в определенном темпе.

   Содержание деятельности определено учителем. Класс должен быть оборудован так, чтобы обеспечить работу учебных групп в полном объеме, а для этого необходимо, в первую очередь, компьютерное оборудование.
Следовательно, смешанное обучение предполагает работу по группам. Можно возразить, какой же это эксперимент, если групповая работа известна давно, и мы все ее используем в своем работе. Постараюсь на примере показать разницу использования групповой работы при обычном уроке и при использовании групповой работы при использовании модели «смена рабочих зон».
Кабинет разделен на 3 зоны: зона для самостоятельной работы, зона работы с учителем, зона работы с компьютером. Класс соответственно также разделен на 3 группы, которые начинают работу в разных зонах и по сигналу должны поменять свои рабочие зоны. В течение урока учащиеся должны поработать во всех 3 зонах. Кто куда движется? Кто чем занимается в каждой зоне? Как идет процесс усвоения нового материала? Это далеко не праздные вопросы, так как учитель на данном уроке «привязан» к своей зоне.
Именно поэтому на помощь приходят маршрутные листы для каждого учащегося.

 В чем сложность?

 1.Требуется большая подготовительная работа со стороны учителя:
-продумать маршрут движения групп;

 -определить основные вопросы, которые должны решить учащиеся на каждом этапе при смене рабочих зон;

-найти видео  по определенной теме.

2.При смене вида деятельности мы ставим определенные цели.

3 Необходимо продумать систему контроля в каждой рабочей зоне.
Преимуществом данной разновидности модели является то, что со временем вырабатывается привязка определённого вида деятельности к определённому месту, что снижает временные затраты на включение обучающихся в соответствующий вид деятельности. Кроме этого, работа в данной модели делает урок более интенсивным, насыщенным учебным материалом, очень увлекает детей.

   Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность обучающихся. В процессе деятельности обучающийся осваивает УУД, развивается как личность.

   Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность.

    Наибольшую популярность приобретает модель смешанного обучения – «перевернутый класс». Причины ее широкого использования связаны с тем, что учитель традиционно много времени тратит на предъявление нового учебного материала, при этом в своей деятельности ориентируясь на учеников среднего уровня. Те же учащиеся, которые работают в более быстром темпе, начинают скучать, а те, что испытывают трудности, фактически выпадают из учебного процесса. В модели перевернутый класс все наоборот – обучающиеся изучают новый материал дома либо предварительно готовятся к изучению этого материала, актуализируют какие-то базовые понятия, термины, необходимые теоремы, аксиомы.

У них существует возможность обратиться к материалу повторно, особое внимание уделить трудным теоретическим местам, предварительно проверить свои знания на тестовых заданиях и, естественно, дистанционно отправить свои вопросы учителю. А в классе организуются разные виды деятельности и формы индивидуальной и групповой работы.
Суть перевернутого урока заключается в следующем:
учителя готовят мини-видеоролики и выкладывают их в сеть;
учащиеся смотрят их дома. Это позволяет осваивать материал в своем темпе, дает возможность общаться со сверстниками и учителем.
урочное время используется для совместной деятельности по изученной теме: решение задач, создание мини-проектов, составление алгоритмов, проведение экспериментов.

    Перевернутый класс — для учителя при использовании модели перевернутый класс существенно меняется структура деятельности. Он не должен строить всё обучение на объяснении нового материала, не должен тратить время урока на трансляцию. Учитель по-прежнему много работает дома, созданием проверочных форм — всё это необходимо для организации онлайн-среды. 
   В модели перевёрнутого класса предполагается, что на очном уроке ученики активны: они спрашивают, совещаются, спорят друг с другом, поэтому для обеспечения продуктивного очного взаимодействия нужно продумать диалоговые форматы заданий. Но всё это осуществимо при условии, что первая часть учебной работы — ознакомление с материалом — выполнена дома. Создание опорного конспекта, составление вопросов разных типов к теме, разработка теста, поиск ошибок в лекции, само- и взаимоконтроль — все эти виды работы призваны помочь ученикам самостоятельно разобраться с темой.

   Другими словами, меняется содержание домашней работы и работы на уроке, и открываются новые преимущества: учителя располагают большим временем на уроке, чтобы помочь учащимся и объяснить разделы, вызвавшие затруднение; традиционное домашнее задание теперь делается в классе, при поддержке и консультации учителях; учитель может использовать как собственные методические разработки, так и готовые; учитель на уроке имеет возможность оптимально организовать совместную учебную деятельность, вовлекая в разные виды работ всех учеников класса. Таким образом, при использовании модели перевернутый класс: заинтересованные ученики работают друг с другом, а образовательный процесс организуется с учетом потребностей учеников; хорошо успевающие ученики могут углублять свои знания, а отстающие получают гораздо больше возможностей наверстать упущенное; общение ученика и учителя выходит на новый качественный и количественный уровень. Следует лишь помнить, что переход от традиционного класса к перевернутому осуществляется постепенно. Учителю важно понять, что его роль заключается не в том, чтобы «дать урок», передать, а затем проверить знания. Его роль заключается в создании учебной ситуации для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности учащихся. Такой ситуации, работая в которой они будут ответственными за свое обучение. Вот тогда и можно считать, что класс перевернут.

    Для реализации технологии перевёрнутого обучения необходимо, чтобы у каждого ученика был дома компьютер (смартфон, планшет) с выходом в Интернет, что, к сожалению, ещё не всем доступно. Ориентируясь на возможности своих учеников, каждый учитель может разработать собственный сценарий переворота, который не требуют постоянного выхода в Интернет для изучения теоретического учебного материала. Можно собрать все необходимые видеоролики и записать их на диск, предложить ученикам посетить библиотеку, распечатать и раздать тексты с дополнительной информацией по учебной теме, адаптированной для восприятия учеников. Теперь на уроке у учителя появляется возможность организовать обсуждение проблем учебной темы, ответить на вопросы учеников, если они возникли, при изучении теоретического материала, проконтролировать понимание изученного материала (с помощью систем тестирования, на карточках с заданными параметрами) и организовать дифференцированную работу с детьми, провести индивидуальную или групповую консультацию, организовать совместную деятельность учеников над проектом или проведением экспериментов.

   Использование на уроках технологии перевёрнутого обучения требует от учителя больших затрат времени, пересмотра своей позиции на уроке и позиции учеников, изменение подходов в организации уроков. Другими словами, учителю предстоит перевернуть собственное сознание и дать возможность ученикам:

-изучать самостоятельно учебный материал дома;

-на уроке взаимодействовать с партнёрами, обсуждать проблемы и решать их;

-создавать совместные продукты;- задавать вопросы и делиться полученными сведениями;

-оценивать собственную деятельность и деятельность своих партнёров;

-проявлять лидерство и нести ответственность;

-проявлять инициативность и самостоятельность, прежде всего за собственное обучение, что в свою очередь переворачивает и сознание ученика, потому что он начинает чувствовать ответственность за собственные образовательные результаты.

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.     Абросимов, А. Г. Развитие информационно-образовательной среды высшего учебного заведения на основе информационных и телекоммуникационных технологий /А.Г. Абросимов//Смешанное обучение. – 2005. – № 3. – С.102-109.

2.      Комбинированное (смешанное) обучение. [Электронный ресурс]. – URL: http://kvn-e-learning.blogspot.ru/2012/08/blog-post_22. (дата обращения: 20.11.2019).

3.     Кондаков, А. М. В России готовятся к переходу на смешанное образование. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.school-688.ru/newschannel/V-Rossii-gotovyatsya-k-perehodu-na-smeshannoe-obrazovanie  (дата обращения: 21.11.2019).

 

×
×