Автор: Цапик Светлана Витальевна
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу. Формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.
В комплексных программах воспитания и обучения дошкольников определены основные задачи и содержание работы по нравственно-патриотическому воспитанию, опираясь на них, мы ведем целенаправленную работу по ознакомлению дошкольников с понятием «Родина”, «Защитники Отечества”.
Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. В наше непростое время, когда для молодого поколения такие моральные принципы, как гражданский долг, патриотизм, верность своей Родине стали на последнее место, актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна. В настоящее время подобная работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, т.к. в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными.
В работе мы используем разнообразные методы и приемы патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника.
Работая над темой нравственно — патриотическое воспитание были проведены мероприятия:
Экскурсия к мемориалу героям погибшим в годы ВОВ с возложением цветов,
Экскурсия в храм.
Экскурсия в Администрацию Каменского сельского совета.
Экскурсия в музей Каменской СОШ.
Участие в праздниках и мероприятиях:
День победы (концерт и митинг),
22 июня – день памяти и скорби,
День матери,
23 февраля,
8марта,
День России.
День семьи,
День флага.
Конкурсы:
Генеалогическое древо семьи,
Создание мини-музеев:
Народная игрушка,
Защитники Отечества.
Изготовление альбома «Моё село»
Участие в праздниках:
Масленица,
Рождество,
Пасха.
Были проведены проекты:
«С чего начинается Родина?»
«Народная игрушка»
«Защитники Отечества».
Встреча с матерью – героиней.
Посещение выставок и школьного музея, где дети знакомились со старинными предметами быта и экспонатами времён ВОВ.
Во все мероприятия вовлекали родителей, и родители оказывали помощь в подготовке к мероприятиям и принимали участие в праздниках и экскурсиях.
Шили костюмы для концертов.
В рамках преемственности структурного подразделения дошкольного образования МАОУ Каменской СОШ и МАОУ Каменской СОШ слежу за успехами своих воспитанников. Анализируя успеваемость детей на конец года 1 класса, результаты показывают, что дети: целеустремлённы, активны, успешны.
На основании аналитической справки по итогам обучения в 1 классе выявили, что 92%моих выпускников освоили программу 1 класса на хорошо и отлично.
Дети принимали активное участие во всех мероприятиях, проводимых в школе и на уровне муниципального образования.
По словам классного руководителя, дети хорошо знают историю своего села, свою родословную, проявляют особый интерес к событиям ВОВ и героям ВОВ (много знают фактов, героев, знают историю и судьбу прадедов и гордятся ими)
Проявляют искреннее сочувствие к судьбам людей, переживших ВОВ (23 февраля писали письмо солдату, в котором было много слов благодарности).
В ходе работы над темой нравственно-патриотическое воспитание были разработаны авторские материалы:
Проекты: «С чего начинается Родина?», «Защитники Отечества», « Моё село», «Народная игрушка»
Конспект НОД «Волшебный ковёр»
Набрав новую группу воспитанников, опираясь на собственный опыт, начала воспитывать детей, опираясь на нравственно-патриотическое воспитание с 1младшей группы.
Были проведены мероприятия:
Знакомство с родным селом: экскурсия в магазин «Ясень», экскурсия в Каменский дом культуры, рассматривание альбома «Моё село».
Развлечение «Солдатский поход» 23февраля.
Проект «Народная игрушка», развлечение «Матрёшка в гостях у ребят», мини-музей «Русские народные игрушки»,знакомство с народными инструментами и игра на народных инструментах «Весёлый оркестр».
Участие в праздновании масленицы с блинами и сжиганием чучела.
Участие в концерте 9 мая, ация «Цветы памяти» и экскурсия с возложением цветов к мемориалу, создание плаката «Бессмертный полк».
Праздник «День России».
Праздник «День семьи».
Праздник «День матери».
Изучая тему нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, я много нового и интересного узнала для себя, считаю, что нужно с 1 младшей группы закладывать в ребёнка такие ценности как любовь к Родине, родному селу, родной культуре, уважение к взрослым, гордость за ветеранов ВОВ, за свою страну, уважение к армии и т.д.
Я считаю, что тема самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» раскрыта полностью, достигнуты все цели. А так же я считаю эту тему очень важной в воспитании современных детей.