Автор: Плетнева Анна Геннадьевна
Патриотическое воспитание — это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с любви к самым близким людям – отцу и матери, к своему дому, улице, детскому саду, городу.
Знакомя детей с родным городом нужно обратить внимание на достопримечательности, памятники, музеи; следует подчеркнуть, что люди из других городов и сел приезжают, чтобы побывать в музее, увидеть исторические места. Мысль, что родной город интересен всем, побуждает гордость за родной край. Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – это основа воспитания будущего гражданина, поэтому важно искать новые формы работы с детьми в этом направлении. Самым эффективным средством воспитания патриотических чувств является правильная организация патриотического центра в группе. В процессе его создания мною учитывались возрастные особенности детей, интересы. Игры располагаются в доступном для детей месте.
Использование игры как средства патриотического
воспитания актуально. Считаю необходимым использовать игру как одну из активных форм работы по данному направлению.
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт. В игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.
Я в своей работе использую народные игры – неотъемлемая часть нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Они отражают образ жизни людей, их труд, национальные устои, представления о чести, отваге, ловкости, настойчивости, изобретательности, мужестве, находчивости. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что, имея нравственные устои, они учат ребенка находить гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре своей страны, создается эмоционально положительный фундамент для развития патриотических чувств.
Русские народные игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Народная игра учит премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Они разнообразны, развлекательны и эмоциональны. Народные игры делятся
на :
Пальчиковые игры
Движения пальцев ребенка соединяются с короткими ритмическими стихами. Использую такие народные игры: «Сорока-белобока», «Бабушкины пирожки», «Этот пальчик хочет спасть» и другие.
Игры-забавы
В этих играх необходимо проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этим играм относятся: «Горелки», «Жмурки», «Отгадай, чей голосок», «Колечко» и другие.
Игры-ловишки
Игры, в которых воспитываются такие психофизические качества как, ловкость, быстрота, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве. К таким играм относятся: «Колдуны», «Хвост и голова», «Мы веселые ребята», «Мороз — красный нос» и др.
Игры, отражающие отношение человека к природе
Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк и овцы», «Пчелки и ласточки», «У медведя во бору», «Коршун и наседка» и их различные варианты.
Бытовые игры (драматические)
Игры, отражающие повседневные занятия наших предков — «Быт русского народа». Это такие игры как: «Ворота», «Каравай», «Невод», «Рыбаки и рыбка», «Птицелов», а также различные их варианты.
Сезонно-обрядовые игры
Игры проводятся в определенное время года. Соответствуют русским народным праздникам. К таким играм относятся: «Катись-катись, яичко», «Венок», «Заинька», «Заря», «Петушки», «Берёзка», и другие.
Хороводные игры
Это целый ряд детских игр, который основан на соединении песни с движением. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой. К таким играм относятся: «Где был, Иванушка?», «Берёзка», «Гуси и волк», «Колпачок», «Я на бочке сижу», «Селезень и утка», и другие.
Значение дидактических игр особо актуально в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника. В дидактических играх развивается интеллект, способность самостоятельно решать задачу, согласовывать свои действия других участников игры.
Использование развивающего потенциала дидактических игр,
их воздействие на формирование знаний о родине, развитие нравственных
качеств личности, таких как честность, доброта, дружелюбие, уважение к
старшим, любовь к родине, малой родине, готовность помочь близким,
является очень важной сферой.
Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества,– в этом заключается главный смысл дидактических игр.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными,
национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и
гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об
истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти
человека на всю жизнь.
«При ознакомлении детей с родным городом, краем больше возможностей у настольно-печатных дидактических игр, так как они разнообразны по видам. Это парные картинки, лото, домино, разнообразные картинки, круги Луллия, лепбуки, гексы.
При подборе иллюстраций, наглядного материала для дидактических игр используем художественные образы, транслирующие нравственные смыслы и идеалы.
Они не просто должны быть связаны с нравственно-
патриотической тематикой, но и должны быть увлекательными для детей,
вызывать их эмоциональную реакцию: восхищение, сопереживание,
удивление и пр. Только в этом случае дети их с интересом
воспримут и запомнят.
Разрешая игровую задачу, дошкольники, сами того не ведая, занимаются изучением новой информации, тренируют память, мышление, воображение, речь.
Процесс формирования нравственно-патриотических чувств будет проходить более успешно, если в работе с дошкольниками будут использованы все виды игр.
Вот здесь вы можете посмотреть игры, которые мы используем в своей работе.
Дидактическая игра помогает посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.