Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения в музыкальной школе как национальная идея современного общего и дополнительного образования детей.

Автор: Боброва Марина Салаватовна

Социокультурное воспитание, сопровождающее образовательный процесс в Детской музыкальной школе им. Чайковского, является благодатной почвой для реализации важного направления воспитательной работы, направленной на формирование патриотических чувств. Знание о своем родном городе, области, стране, уважение к своей культуре и истории, традициям, духовным ценностям наших народов, воспитания любви к Родине — является важным условием  развития патриотических качеств.

Цель данного направления воспитательной работы в нашей музыкальной школе – развить у подрастающего поколения чувства патриотизма и гордости за свою страну, развитие в личности высокой социальной активности, положительной гражданской позиции, высокой духовности и моральных ценностей; воспитание преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и любящего свою Родину патриота.

Задачи нравственно-патриотического воспитания:

— взращивание преданности и любви к своему Отечеству;

— формирование социальной зрелости личности, направленной на развитие духовных потребностей;

— формирование знаний, умений и навыков самовоспитания, самоорганизации, не способной поддаться влиянию социальных групп или отдельных субъектов, ведущих антисоциальный и антипатриотический образ жизни;

— создание благоприятного морально-нравственного климата в образовательном учреждении, положительно влияющего на контингент обучающихся. 

Содержанием нравственно-патриотического воспитания является внутренняя структура всего педагогического процесса, выражение общей цели воспитания, которая достигается в результате реализации более мелких направлений этой воспитательной работы. Такими направлениями являются, прежде всего, формирование таких качеств, как: уважение к старшему поколению, дружеские отношения со сверстниками одной социальной ячейки, умение соответственным образом откликаться на горе и радость других людей, формирование исторической памяти.

Говоря о воспитании патриотизма с точки зрения психологических основ, необходимо отметить, что патриотизм – источник этнической толерантности. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, корнями уходящую вглубь веков. О любви к отечеству и его воспитании у детей рассуждал еще древние философы – Платон, Аристотель, Демокрит, Эпикур. Как высшая ценность, любовь к Родине рассматривается в трудах таких прославленных зарубежных мыслителей, как Макиавелли, Руссо, Фихте и других. Отечественные исследователи – К.С. Аксаков, В.С. Библер, А.Г. Здравомыслов, И.А. Ильин — так же уделяли большое значение аспектам нравственного гражданского воспитания. Они видели основу нравственно-гражданского воспитания в свободном развитии личности, в создании условий для самовыражения. В педагогической мысли А.С. Макаренко весь образовательный процесс подчинялся единой цели, которая лейтмотивом проходит через всю теорию великого педагога – воспитанию достойного гражданина. Лишь тогда общество способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда оно объединено общей системой нравственных ориентиров. Психологические подходы к выявлению возможностей и путей обеспечения гражданского воспитания школьников рассматриваются в исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Маркеевой. Педагогический аспект этой проблемы с позиций различных подходов (социокультурного, личностно-ориентированного, системного, культуросообразного и других – раскрываются в работах С.П. Акутиной, Е.В. Бондаревской, Б.Т. Лихачева, Н.Е. Щурковой.

Психологический аспект нравственно-патриотического воспитания связан с формированием личности и правильным становлением ее потребностно-мотивационной, эмоциональной и волевой сферой, индивидуально-психологическими особенностями, морально-волевыми качествами.

Общеобразовательная школа – ключевой объект, способный сформировать гражданско-патриотическую позицию подрастающего поколения, основы которой, безусловно, закладываются в семье каждого ребенка. Учреждения дополнительного образования укрепляют эту позицию, совершенствуя понимание культурного кода страны. Школьный возраст наиболее восприимчив к нравственно-патриотическому воспитанию. Он должен быть максимально направлен на усвоение основ этого воспитания, так как пережитое и усвоенное в детстве отличается максимальной психологической устойчивостью.

Процесс обучения в музыкальной школе способен организовать опыт патриотического поведения учащихся, сформировать у них соответствующие чувства и убеждения. Искусство является одним из важнейших средств воспитания духовного и нравственного начал. Сформировать положительную нравственно-патриотическую позицию у детей и подростков, привлекая богатейший потенциал, который заключает в себе музыкальное искусство – очень важно, ведь именно музыка затрагивает самые тонкие и восприимчивые струны человеческой души, именно музыка способна найти мгновенный отклик в человеческом сердце. И в этом смысле в МБУ ДО «Детская музыкальная школа им. П.И.Чайковского» г. Ростова-на-Дону созданы все условия: участие в многочисленных концертах, посвященных памятным для нашей страны датам; включение в исполнительский репертуар широкого диапазона произведений русских композиторов; внимание к наследию ростовских композиторов, которое формирует благодатную почву для воспитания уважения и патриотического отношения к культуре малой родины. Возможность участвовать в музыкальных коллективах, олицетворяющих исконно русскую традицию — оркестрах и ансамблях русских народных инструментов, а также в хоровых коллективах – создает дополнительные возможности для восприятия национального колорита.

Богатейший музыкальный материал для нравственно-патриотического воспитания содержит русская музыкальная классика XIX и XX веков. Произведения М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, С.В. Лядова, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича  и других русских композиторов безусловно положительно влияет не только на истинно музыкальное, но и на общее, всестороннее развитие подрастающего поколения. Исполнение произведений русских классиков на специальности и изучение их творчества на уроках музыкальной литературы означает не просто прикосновение к высокому художественно-эстетическому наследию великих русских композиторов, к широте музыкальной культуры России.

Произведения русских композиторов тесно связаны с литературными первоисточниками, что создает еще более тесную связь с культурой и историей России. Освоение учебной программы, акцентно ориентированное на духовную и нравственную опору, осуществляется не только в стенах школы. Многочисленные тематические концертные мероприятия проходят в исторически знаковых местах, что позволяет глубже окунуться в атмосферу национальной истории – истории России и родного края. «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека». Эти знаменитые слова выдающегося советского педагога-новатора В.А. Сухомлинского сегодня как никогда актуальны. Именно в настоящее время, обществом в полной мере осознаны постулаты, которые еще несколько десятилетий назад легли в основу эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения.

Музыкальная школа – особенная, неповторимая коллаборация творческих людей, наделенных преподавательским талантом. А при грамотной работе, акцентированной на индивидуальном подходе, однако, с четкими и определенными общими целями – школа становится настоящей творческой «лабораторией».

Согласно официальной статистике второго десятилетия XXI века, всевозможные организации дополнительного образования посещают 65 процентов детей в возрасте от 5 до 17 лет. Это более 12 миллионов человек по всей стране. Правительство ставит задачу в ближайшее время довести охват детей дополнительным образованием до 70-75 процентов. Среди учреждений дополнительного образования, на долю муниципального бюджетного музыкального образования детей приходится 5,2 тысячи музыкальных школ с контингентом 1,5 миллиона детей, причем в последние годы число учащихся детских музыкальных школ постоянно растет, на приемных прослушиваниях в музыкальных школах наблюдается конкурсный отбор. Музыкальное образование в настоящее время как никогда близко к высочайшим стандартам, выработанным в советское время, обучение музыке престижно и актуально. Родители все чаще ставят в приоритет творческое и культурное развитие своих детей.

Проблема патриотического воспитания детей и подростков как никогда является актуальной в современном обществе. Очень важно сберечь моральные и нравственные ценности, привить бережное отношение к своей истории, рассказать о важности её сохранения. Очень точно высказался о проблеме великий советский педагог В. А. Сухомлинский: «Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

В рамках инновационной воспитательной программы ДМШ им. П. И. Чайковского 2022–2026 гг. проходит ежегодное проведение открытого городского детского конкурса исполнителей на баяне и аккордеоне «Этих дней не смолкнет Слава!». Этот конкурс не имеет аналогов в Ростовской области. Баян не является распространенным музыкальным инструментами, несмотря на свою исконно русскую принадлежность. Конкурс «Этих дней не смолкнет слава!» оказывает влияние на популяризацию инструмента, а также дает юным музыкантам возможность показать себя, получить поддержку от слушателей и других участников, а также, исходя из сходства интересов, расширить круг общения, найти тех, кто будет вдохновлять, единомышленников и друзей.

Также в рамках инновационной воспитательной программы ДМШ им. П.И. Чайковского планируется проведение ежегодного открытого школьного конкурса «Майский вальс». Главной особенностью конкурса «Майский вальс» является включение участниками в программу произведений, посвященных нашим ветеранам, нашей Великой Победе.

Таким образом, складывается тесная связь непосредственной задачи детской музыкальной школы – обучение игре на музыкальном инструменте, и сопутствующей – воспитанию патриотизма у подрастающего поколения.

 

×
×