Автор: Хорошко Олеся Зуфаровна
Нравственное воспитание учащихся в современном школе.
The role of practical activities in pupil’s moral education
В статье рассматривается роль практической деятельности в формировании нравственного опыта подростков в условиях современной школы с опорой на традиции отечественной педагогики.
The article deals with the role of practical activities in forming of juveniles’s moral experience in the school environment building on the tradition of national pedagogy.
Ключевые слова: воспитание, нравственное воспитание, подростки, практическая деятельность.
Keywords: Education, moral education, adolescents, practical activities.
Воспитание ребенка начинается с формирования нравственного опыта, нравственных устоев, привычек и обычаев человека. Нравственный опыт формируется в процессе социализации личности, вырабатывается, когда человек постепенно осознает смысл и значение своего поведения. Значит, необходима такая организация повседневной деятельности подростков, которая побуждает к осознанно-эмоциональному восприятию своих поступков.
Для современного общества характерно «размывание» традиционных ценностей, в искажении их содержания и подмене их меркантильными, индивидуалистическими псевдоценностями. [1, с. 17] Острый кризис в процессе формирования ценностных ориентаций современных подростков проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое). Характерной чертой подросткового возраста является проявление у
подростка способности и потребности познать самого себя как личность, с ее специфическими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. [2]
Дети в современном мире раскованы и независимы, у них есть право на собственное мнение, их личные желания и стремления ярко выражены, и включение их в общественную деятельность, в дела коллектива часто приводит в столкновение личные и частные интересы. Дети по своей природе активны. Они ищут практических дел, однако увлечь чем-либо современного ребенка довольно сложно.
Подростки сегодня больше времени проводят в мире виртуальном, чем в мире реальном. Для многих из них Интернет и онлайновые миры стали вторым домом: там проводят все свободное время, заводят друзей, реализуют потребность в практической деятельности, не обращая внимания на то, что реальность эта мнимая, а дела – ненастоящие.
Именно однообразие жизни учащихся, отсутствие разумной занятости уводит детей в несуществующий мир, где они чувствуют себя нужными, востребованными. Однако в социальных сетях подростки часто подвергаются разного рода негативным влияниям, что может стать причиной необдуманных поступков и даже антиобщественного поведения.
В этих условиях классному руководителю необходимо внимательно и всесторонне изучать стремления и запросы учащихся и создавать условия для их удовлетворения. Ведь если их энергия не находит своего применения в практической деятельности, они сами проявляют своеобразную инициативу и изобретательность, которая не всегда принимает желательный оборот.
Организация практической деятельности учащихся по формированию нравственных основ требует от классного руководителя не только инициативности и хороших организаторских способностей, но и знание возрастных особенностей школьников. Так, младших и средних школьников привлекают походы, спортивные игры на местности, прогулки в парках и скверах, посещение культурных достопримечательностей города и исторических мест, связанных с героическими подвигами русского народа. Старшие школьники предпочитают коллективный труд, направленный на создание материальных ценностей, организацию содержательных экскурсий, посещение музеев и выставок и другие культурно-массовые мероприятия.
Широкие возможности для практического применения сил и способностей учащихся открывает трудовая деятельность, а также деятельность по сбережению школьного имущества. Это в первую очередь организация самообслуживания в школе, ремонт школьной мебели, уборка школьного двора и прилегающей к школе территории, работа на пришкольном участке (озеленение, уход за клумбами).
Большой интерес ребята проявляют к сбору вторичного сырья (металлолома и бумажной макулатуры), так как такого рода мероприятия организуются, как правило, на конкурсной основе. Ребята после уроков обходят соседей на своей улице, звонят знакомым и родственникам, привлекают родителей. Все включаются в активную совместную деятельность. Каждый класс борется за победу. На школьной линейке победителям вручаются грамоты и призы.
В настоящее время значительно возрос интерес к краеведению, истории и культуре малой родины, судьбам известных земляков. Краеведение предполагает не только знание истории родного края, оно также является формой общения людей разных поколений. В нашей школе стало традицией ежегодно в День защитника Отечества и День Победы устраивать встречи с ветеранами войны и труда. Особенно значимыми являются организованные самими детьми встречи с ветеранами войны, героями трудовых подвигов, участниками чеченского конфликта. В каждом классе есть дети, чьи родственники воевали или служили в армии, которые всегда готовы поделиться своими воспоминаниями с подрастающим поколением. Когда ребятам удается самостоятельно договориться о встрече с интересным земляком, они испытывают не только искреннюю радость, но и чувство гордости. Такие встречи проходят гораздо оживленнее и продуктивнее. С любовью и выдумкой делают ребята подарки и открытки ветеранам.
Учителю в своей работе по формированию нравственного опыта у подростков следует помнить, что важным моментом нравственного воспитания является субъективно пережитая радость при восприятии красиво сделанной вещи, необычно оформленного класса. При организации труда и других практических дел классному руководителю необходимо заботиться о том, чтобы предлагаемые мероприятия были увлекательными и интересными. Именно красочность и яркость проводимых мероприятий стимулирует активность и инициативу детей в работе.
Литература
1. Исмагулова Б.А. Нравственное воспитание подростков в условиях современной школы: традиции и перспективы [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 15-19.
2. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание [Электронный ресурс] // http://lib.druzya.org/psichlogy/dla-chainikov/.view-kon.