Автор: Искакова Элиза Федаильевна
Данная статья осуществляет анализ основных способов реализации и защиты основных конституционных прав и свобод личности в рамках современного законодательства. В статье дано определение гарантий, предоставляемых гражданам. Также рассмотрена одна из ключевых сложностей, связанных с фактическим обеспечением прав и свобод человека.
Ключевые слова: Конституция РФ, права, свободы, конституционные нормы, реализация, защита, человек, гражданин, гарантии.
Конституционные права и свободы человека и гражданина – это основа гражданского общества и демократического государства. В Российской Федерации, институт прав и свобод является основой конституционного строя.
Одной из значимых характеристик Конституции Российской Федерации – это закрепление высшей ценности человеческой личности, его прав и свобод. Данный принцип закреплен в статье 2 и несет в себе огромную важность для общества: права и свободы каждого человека неотъемлемы и находятся в его распоряжении с момента рождения. Рассматривая ст. 17 следует, что гарантировано признание, соблюдение и защита основных прав и свобод граждан со стороны государства – это является залогом свободного и справедливого общества.
По мнению, С.А. Авакьяна, под гарантиями следует понимать материальные, организационные, духовные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью осуществление основных прав и свобод, исполнение обязанностей человека и гражданина и обеспечивающие их охрану от незаконных ограничений и посягательств[2, с. 808].
М.В. Баглай приводит несколько иное, но схожее понятие: под гарантиями ученый понимает правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности государства, применительно к конституционным правам и свободам это обязанность государства[1, с. 305].
В Российской Федерации существует ряд проблем, затрагивающих защиту и реализацией конституционных прав и свобод граждан. Например, многие люди сталкиваются с трудностями в реализации своих прав на образование и на работе, причем национальное происхождение может стать основой для этого. Такие неравенства отказывают гражданам в возможности реализовать свои конституционные права и свободы и, следовательно, наносят ущерб всему обществу.
В постановлении Конституционного суда от 01.11.2019 №33-П, который касается вопроса о соответствии Конституции Российской Федерации положений Федерального закона от 31.12.2014 года № 488-ФЗ «О внесении изменений в статьи 298 и 299 части первой и части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно данного постановления следует, что ФЗ № 488 предусматривает льготы по уплате налогов для организаций, созданных на территории Крыма после присоединения полуострова к России. Конституционный суд указал на то, что эти льготы не предоставляются всем организациям, действующим на территории Российской Федерации, и, следовательно, нарушают принцип равенства перед законом.
Кроме того, Конституционный суд отметил, что предоставление льгот на основе происхождения (в данном случае на основе места создания организации) является дискриминационным и противоречит статье 19 Конституции, которая гласит, что никто не может быть притеснен или принужден к чему-либо на основании своих социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Таким образом, Постановление Конституционного суда № 33-п от 01.11.2019 является значимым в механизме обеспечения конституционных принципов равенства перед законом и запрета дискриминации на основе происхождения в налоговой сфере.
Таким образом, реализация защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в России остается актуальным вопросом и в настоящее время. Основным направлением развития законодательства по рассматриваемому нами в статье вопросу этот дальнейшее совершенствование законодательства в соответствие с развивающимися общественными отношениями в условиях современной динамики изменения политических, экономических, культурных и социальных факторов.