О возможности оценки согласованности мнений экспертов об информационной ёмкости учебной литературы.

Автор: Богатырёва Анастасия Валерьевна

О возможности оценки согласованности мнений экспертов об информационной ёмкости учебной литературы.

   Вопросам информационной насыщенности учебных занятий последние годы уделяется повышенное внимание, что предопределяет необходимость оценки этого параметра и в учебной литературе [1-3 ].

   В то же время очевидно, что определение информационного уровня того или иного учебника в значительной степени зависит от личности, определяющей этот уровень- от «эксперта». Именно степень согласованности мнений экспертов позволяет получить правильный ответ на вопрос об информационной ёмкости как отдельных разделов учебника, так и об учебнике в целом.

   Несмотря на то, что процедура выяснения согласованности (конкордации) мнений экспертов важна, этот вопрос остаётся исследованным в педагогике далеко не в полной мере.

   В этой связи представлялось целесообразным рассмотреть две проблемы. Во-первых, оценить информационную ёмкость раздела учебника [4] «Молекулярная физика. Тепловые явления» по параграфам. Во-вторых, оценить степень согласованности мнений экспертов, оценивающих родственные разделы этого учебника.

   В соответствии со сказанным (см. табл.1-6) представлены информационные ёмкости параграфов учебника [5] с §56 по § 78.

 

Глава 8. Основы молекулярно-кинетической теории.

Параграфы

56

57

58

59

60

61

63

Количество информации, бит

32,765

57,4422

13,66

21,585

46,952

19,585

31,907

Таблица 1.

 

 

Глава 9.Температура. Энергия теплового движения молекул.

Параграфы

64

66

Количество информации, бит

11,4222

2,8074

Таблица 2.

Глава 10. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.

Параграфы

68

69

Количество информации, бит

29,5218

122,0348

Таблица 3.

Глава 11. Взаимные превращения жидкостей и газа.

Параграфы

70

71

72

Количество информации, бит

60,8916

104,3948

67,1658

Таблица 4.

Глава 12. Твердые тела.

Параграфы

73

74

Количество информации, бит

29,755

122,0348

Таблица 5.

          Глава 13. Основы термодинамики.

Параграфы

75

76

77

78

Количество информации, бит

37,3698

20,17

12,17

15,585

Таблица 6.

 

    Расчёт информационной ёмкости проводился по формуле Хартли [6] на основе семантико-прогматической теории путём выделения информационно-значимых элементов текста учебника (смысловых элементов) и выявления неопределённостей, которые существовали до получения информации и не существуют после.

   Отметим, что в семантической теории сообщение рассматривается не как набор символов, как это делалось в работе [7], а как связанная грамматическая конструкция, в которой существуют неделимые смысловые компоненты.

   В соответствии с порядком поиска коэффициента конкордации необходимо предварительно оценить информационную ёмкость нескольких родственных разделов учебника и присвоить их ранги, отражающие уровень информационной ёмкости соответствующих разделов учебника. В результате получается матрица рангов, строками которой являются номера объектов, то есть уровни информационных ёмкостей разделов учебника, а столбцами-мнения экспертов.

   Возможен и другой подход, состоящий  в нахождении коэффициентов парных ранговых корреляций  и построении матрицы, содержащей k(k-1)/2 коэффициентов, где k-число ранжировок. Получившаяся матрица может способствовать отбору ранжировок, сильно согласующихся между собой или, наоборот, плохо согласующихся. Однако, считается, что меру согласованности лучше оценивать одним коэффициентом- коэффициентом конкордации, который обозначают обычно символом W.

   Коэффициент конкордации вычисляется по формуле:

           

            12S

W = ——

                   k2n(n2 -1),

 

 

где n – число сравниваемых объектов исследования, то есть родственных параграфов учебника посвящённых одинаковым вопросам; k-количество экспертов, оценивающих информационную ёмкость соответствующих параграфов; S-сумма квадратов отклонений ранжировок.

   Очевидно, что при совпадении ранжировок W=1, а при уменьшении степени согласованности ранжировок коэффициент конкордации уменьшается. При относительно малых значениях n может наблюдаться существенное уменьшение значения W, однако критерием удовлетворительной и неудовлетворительной согласованности мнений экспертов может служить сравнение полученного значения W с табличным значением, определяемым из F— распределения [8] для того или иного уровня значимости.

   Отличие коэффициента конкордации W от коэффициента ранговой корреляции состоит в том, что W изменяется от 1 до 0, в то время как коэффициент корреляции   изменяется от +1 до -1. Это объясняется неантисимметричностью полной согласованности и несогласованностью.

   Известно, что если ранжировки взаимно независимы, то величина (k-1) W/(1- W) имеет распределение, близкое к F-распределению с числом степеней свободы v1=n-1 и v2=(n-1)(k-1)-2.

   Поскольку целью работы являлась демонстрация процесса нахождения коэффициента конкордации, то были не все, лишь четыре раздела, «Молекулярная физика», а число экспертов было равно 2. Соответствующая матрица рангов сведена в таблицу 1.

  Таблица 1. Результаты ранжирования

Разделы учебника, т.е. факторы(n)

Эксперты

Сумма рангов

Отклонения от среднего

Квадраты отклонений

1

2

1. Температура

3

4

7

2

4

2.Уравнение состояния идеального газа

2

2

4

-1

1

3.Газовые законы

1

1

2

-3

9

4.Внутренняя энергия

4

3

7

2

4

 

   В таблицу 1 внесены места, отданные каждым из экспертов тому или иному фактору в ранжированном ряду. Чем меньше сумма рангов, тем более высокое место занимает данный фактор в средней ранжировке, то есть большая информационная ёмкость соответствующего раздела учебника, оцененная соответствующим экспертом.

   После подстановки результатов таблицы для коэффициента конкордации получаем:   W=0,15.

   Для проверки значимости W вычисляем степени свободы: v1=3, v2=1,   после чего по таблице  F-распределения находим, что  величина (k-1)W/(1-W) =0,176 значима на уровне α ˃0,05. Таким образом можно констатировать, что существует неслучайная согласованность мнений экспертов.

   Следует отметить, что в данной работе рассмотрен один из возможных непараметрических критериев. Такие критерии не основываются на предположении о каком-либо конкретном виде распределения, хотя требуется непрерывность распределения изучаемой совокупности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Железовский Б.Е., Белов Ф.А. Краткий анализ существующих направлений изучения эффективности учебников// Наука в современном мире: Материалы VII Международной научно-практической конференции(31 августа2011г.).-М.: Издательство «Спутник».-С.73-80.

2. Белов Ф.А., Железовский Б.Е. Метод оценки информационной ёмкости учебников//В мире научных открытий. Научно-инновационный центр, 2011, №2 914).-С.189-193.

3. Железовский Б.Е., Белов Ф.А. Классификационные параметры компенсационной мультимедийной технологии// категория социального в современной педагогике и психологии: Материалы второй научно-практической конференции с международным участием. Ульяновск: SIVJET,2014.-С.170-173.

4.Железовский Б.Е., Белов Ф.А. Теория учебника. Принцип информативности.  Саратов: Издательство Саратовского университета, 2013. 132с.

5. Мякишев Г.Я. Физика. Учебник для 10 класса образовательных учреждений //Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский.-11-е издание.-М:Просвещение,2003.-336с.

6.Хартли Р. Передача информации//Хартли Р.-М.Физматгиз,1959.-135с.

7. Беспалько В.П. Теория учебника. Дидактический аспект.-М., 1988.

8. Ликеш Н., Ляга Й.Основные таблицы математической статистики/ Пер. с чешск. М.: Финансы и статистика,1985, 356с.

 

 

 

 

 

×
×