«Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них» (8 класс)

Автор: Трощенко Ольга Анатольевна

Открытый    урок  в 8 классе

Тема: «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них»

I.Организационный момент

Учитель приветствует обучающихся. Обеспечивает положительную обстановку на уроке: наличие необходимого оборудования, документации, психологический настрой. Привлекает внимание обучающихся к предстоящей учебной деятельности.

 

 

II. Повторяем то, что знали, вспоминаем, что забыли

 

1. «Мозговой штурм»
— Какие члены предложения называются однородными? (которые относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос, являются одним и тем же членом предложения) 
— Чем соединяются однородные члены предложения? (соединительными союзами, разделительными союзами, противительными союзами, интонацией перечисления)


2.  Синтаксическая пятиминутка

Расставить знаки препинания в схемах  (на доске, 1 ученик, остальные в рабочих листах).

1.      О и О и О.

2.      О зато О.

3.      не только О но и О.

4.      как О так и О.

5.      ни О ни О ни О.

6.      О и О О и О.

Проверка правильности выполнения задания:

Правильно расставлены знаки – 1 балл;

Неверно расставлены знаки препинания -0 баллов

 

III.                 Переход к  теме.

Прочитайте предложения и сформулируйте тему и цели нашего сегодняшнего урока.

 

1.      А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, В.В.Маяковский, С.А.Есенин  – поэты.

 

2.      Сергей Есенин воспел русскую природу в своих стихотворениях: «Пороша», «Поёт зима, аукает», «С добрым утром», «Черемуха»

(предложения записаны на доске) 

Подумайте, что объединяет эти два предложения?

(ряды  однородных членов, есть ли здесь слова, которые объединяют ОЧ, где находятся общие слова в предложении, какие знаки препинания стоят? Одинаковые знаки препинания?

1) Как же называются слова, значение которых является общим для других слов?

2) О чем мы будем вести разговор на уроке?

3) Как вы думаете, какая тема нашего урока?

4) Какие цели мы поставим перед собой?

 

— Откройте тетради и запишите число, тему урока.

 

IV.             Работа с текстом.

Любой уголок земли может под…рить миру способного человека. И всё( таки) есть места, загадочно богатые знатными земляками.  В этом смысл… рязанская земля выход…т на одно из первых  мест.

     (З,с)десь жили и творили величайшие ру(сс, с)кие поэты и писатели: Константин Паустовский и Михаил Салтыков-Щедрин, Яков Полонский и Константин Симонов,  Сергей Есенин. И пр..рода этих широт России не в малой степен… служила колыбел…ю писательства. Творчество без присутствия в нём природы было немыслимо для таких художников слова.

     — Прочитайте текст. О чём он? Озаглавьте его. Вставьте пропущенные буквы

-(например, «Рязанская земля», «Богатства  рязанской земли», «Рязанская земля – родина великих русских писателей и поэтов»).   

—  (автор рассказывает об особенностях рязанской земли, о писателях, живших и творивших в Рязанской области; подчёркивает, что именно природа этих мест послужила источником вдохновения)

 

— Найдите в тексте предложение с однородными членами, выпишите его в тетрадь и постройте схему этого предложения.

Любой уголок земли может подарить миру способного человека. И всё — таки есть места, загадочно богатые знатными земляками.  В этом смысле  рязанская земля выходит на одно из первых  мест.

     Здесь жили и творили величайшие русские поэты и писатели: Константин Паустовский и Михаил Салтыков-Щедрин, Яков Полонский и Константин Симонов,  Сергей Есенин. И природа этих широт России не в малой степени служила колыбелью писательства. Творчество без присутствия в нём природы было немыслимо для таких художников слова.

Здесь жили и творили величайшие русские поэты и писатели: Константин Паустовский  и Михаил Салтыков-Щедрин, Яков Полонский и Константин Симонов,  Сергей Есенин.

 :

и      ,      и       ,

Самопроверка по документ – камере.

Поставьте себе баллы в оценочный лист (рабочий лист)

Количество баллов:

 -Правильно вставлены буквы и составлена схема – 2 балла.

 -Неверно  вставлены буквы или неправильно составлена схема – 1 балл.

-Неверно выполнено всё задание – 0 баллов.

—  Сколько рядов однородных членов в этом предложении?

—   Являются ли однородными определения  ВЕЛИЧАЙШИЕ  РУССКИЕ ? (нет) Почему? 

Физкультминутка

 

 

V.     Давайте вспомним, что мы знаем об обобщающих словах?

Видеофрагмент РЭШ (3.11 – 3.28)

1.      Тренировочные упражнения.

 Подберите к данным существительным обобщающие слова.

1). Имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, междометие –

2). Сказуемое, определение, обстоятельство –

3). Фортепиано, виолончель, скрипка, фагот, баян–

 2. Синтаксический разбор предложения (у доски работает 1 ученик, остальные в рабочих листах)

В человеке должно быть все прекрасно и лицо и одежда и душа  и мысли. (повеств, невоскл., простое, двусоставное, полное,  распространённое, осложнено однородными подлежащими с обобщающим словом)

Проверяем все вместе.

Какие знаки препинания ставятся при обобщающих словах?)

Какими частями речи могут быть обобщающие слова?

Продолжение ролика РЭШ (3.28 – 5.58)                               

Физкультминутка

2.Синтаксический разбор предложения ( ??? у доски работает 1 ученик)

С.А.Есенин описывал русскую природу в разные времена года.

( повеств., невоскл., простое, двусоставное, распр.).

 – Распространите это предложение так, чтобы оно соответствовало схеме

( схема заранее записана в рабочем листе)

[ О : О , О, О и О ].

С.А.Есенин описывал  русскую природу в разные времена года: зимой, весной, летом и осенью.

 

    —  А теперь перестройте это предложение так, чтобы оно соответствовало схеме:

[ О, О, О, О  — О ].

  Зимой, весной, летом, осенью – в разные времена года описывал русскую природу С.А.Есенин.

 

     — И такой схеме:

[ О : О , О, О и О — … ].

 

В разные времена года: зимой, летом, весной и осенью – описывал русскую природу С.А.Есенин.

 

Проверьте себя (или взаимопроверка) и выставьте оценки: «5» — без ошибок,  «4» — 1 ошибка, «3» — 2 ошибки.  Поставьте себе баллы  в оценочном (рабочем) листе.

 

 

VI.   Контрольный тест

А теперь, я предлагаю вам проверить свои знания, полученные на уроке с помощью теста – пликерса

Проставьте полученные баллы в оценочный (рабочий) лист.

100% — 5б.

80%   — 4б.

60%  — 3б.

40%  — 2б.

20%  — 1б

0%    — 0б

Посчитайте полученный результат, подведите итоги за работу на уроке:

10 -11 баллов – «5»

8 — 9 баллов – «4»

6- 7 баллов – «3»

0-5 баллов – «2»

 

VII.   Подведение итогов урока ( Насколько нам удалось реализовать поставленные цели:

— Что вы узнали нового?

— Чему научились? (От чего зависит постановка знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах?)

— Какие затруднения вы испытывали?

— Определите, над чем ещё нам с вами необходимо  поработать?

 

Если с какими-то заданиями вы не справились, не переживайте: эту тему мы доработаем на последующих уроках.  

— Благодарю вас за плодотворную работу в течение всего урока.

 

 

×
×