Обобщающий урок по теме: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие)

Автор: Мухамадеева Лилия Мансуровна

Обобщающий урок по теме: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие)

Цели:

Образовательные:

— обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при  изучении темы «Синтаксис и Пунктуация»; применять их на практике.

Развивающие:

— учитывать и развивать индивидуальные способности учащихся; работать над развитием устной и письменной речи.

Воспитательные:

— через разнообразие форм прививать интерес к изучению русского языка. 

 

Тип урока – урок-повторение

Методы обучения: опрос, беседа, работа в группах, индивидуальные задания, сообщения.

Оборудование урока: компьютер, проектор, плакаты.

Ход урока

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Доброе утро, дорогие ребята! Рада Вас видеть! Для того, чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу и нашим гостям улыбки. Каждый из Вас, улыбнувшись, передал частичку доброй своей энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Главное – доброе начало. 

— Ребята, на листочках у вас записаны  слова

Зимнее, портфель, легкий, утро, радостное, журнал,  платье, настроение, новое, ученик, модный, шарф, прилежный, кусок.

—  А что с ними можно сделать? (Составить словосочетания)

—  Составьте словосочетания. (Дети составляют словосочетания)

—  А что еще можно сделать со словами? (Составить предложения)

— Составьте с этими словами предложения. (можете добавлять свои слова)

 (Ребята составляют предложения)

— Какой раздел науки о языке изучает словосочетания и предложения? (Синтаксис)

— Назовите самую большую единицу синтаксиса (Текст)

 

Слайд 2    Казнить нельзя помиловать

— Ребята, обратите внимание на другую сторону листочка. Что вы видите? (Предложение)

— А что в нем не хватает? (Запятой и точки)

— Поставьте знаки препинания.

 Иногда вы забываете ставить знаки препинания, поэтому получаете не совсем хорошие оценки, но иногда пропущенный знак препинания может лишить человека и жизни. Прочитайте предложения со знаками

 

Слайд 3    (Казнить нельзя, помиловать.)

— Какой раздел науки о языке изучает знаки препинания?  (Пунктуация)                                 

— Сформулируйте тему сегодняшнего урока.                                                                                    

— Да, верно, тема сегодняшнего урока

— «Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». Ребята, а это новая тема? (Нет). А зачем мы к ней возвращаемся?  Подумайте, чем мы будем заниматься на уроке? О чём мы сегодня будем говорить?

 (Повторять  и закреплять знания по теме «Синтаксис и пунктуация»).                                                                                                                   — Любые правила, изученные ранее, знания, которые вы получаете изо дня в день, становятся крепкими и полезными только тогда, когда время от времени их вспоминают, повторяют, закрепляют.

Слайд 4   Цель урока:  повторить основные единицы синтаксиса, систематизировать знания по данной теме, совершенствовать умение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, между частями сложного предложения, умение находить и графически выделять главные и второстепенные члены.                                                                                                                       

— Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете активны, собраны, и наша работа будет интересной и полезной.

 

Вступительное слово учителя.

—  Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Синтаксису и Пунктуации. Запишите в тетрадях число и тему урока. Слайд 5

 

 

Слайд 6  (Повторяем всё, что знаем) Блиц-опрос

1.Что изучает синтаксис? А что изучает  пунктуация (словосочетание и предложение), (систему знаков препинания).

2.Какими бывают предложения по наличию грамматических основ? (простые и сложные)

3.Какие предложения мы называем простыми? (с одной грамматической основой)

4. Какие предложения мы называем сложными? (с двумя и более грамматическими основами)

5. На какие группы делятся сложные предложения по способу соединения простых предложений? (союзные и бессоюзные)

6.Какие предложения бывают по цели высказывания? (повествовательные, вопросительные и побудительные)

7. Какие предложения бывают по эмоциональной окраске?

(восклицательные и невосклицательные)

8. Какие предложения бывают по наличию второстепенных членов предложения? (распространённые и нераспространённые)

9.Чем может быть осложнено простое предложение? (однородными членам, обращениями)

 

III. Тренировочные упражнения.

─ Первая станция куда мы прибыли , это станция «Словосочетаний»!

Слайд 7     (станция «Словосочетаний»)

Ребята, давайте вспомним, что же такое словосочетание?

Чтобы поселить в домики жильцов необходимо вспомнить виды словосочетаний.

Слайд 8        2Расселите в домики словосочетания.

Удивительная картина, после уроков, раздаваться в лесу, леса и парки, исчезать в кустах, преподавать литературу, далёкий горизонт, около школы, долина реки, ребята трудятся, снежная зима, приближаться к реке.

Слайд 9

Именные словосочетания

 

Глагольные словосочетания

Не являются словосочетанием

Удивительная картина

далёкий горизонт

 долина реки

 снежная зима

раздаваться в лесу, исчезать в кустах, преподавать литературу приближаться к реке.

после уроков

леса и парки

 около школы

ребята трудятся

 

3. Угадаем литературное произведение по словосочетаниям.

 

Слайд10

1 ряд. Дуб зеленый, златая цепь, кот ученый, неведомых дорожках, невиданных зверей.

Слайд 11

2  ряд Послал где-то, бежала близёхонько, вдруг остановил, говорит сладко. Голубушка как хороша

Слайд 12

3 ряд  Жили в землянке, ловил рыбу, рыбачил 30 лет, новое корыто, высокий терем.

 

Слайд 13

4. Следующая станция, на которой мы сделаем остановку это «Предложение».

 У каждого ряда есть свои задания. Выполняем  и готовимся отвечать. Кто читает задание. И отвечает______

1.Укажите среди данных предложений повествовательные:

— Зима в нашу станицу пришла очень рано.

— Как ослепителен белый снежок!

— Когда выпал первый снег?

2. В конце какого предложения нужно поставить восклицательный знак :

— Дубравы пышные, где ваше одеянье

— Как красиво в зимнем сказочном лесу

— Наступила холодная зима

 

3. В каком предложении нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым:

-Вышла на край леса волчица.

-Небо чистое.

-Земля наш общий дом.

 

Слайд 14

5. Игра на развитие внимания «Строим предложение» работаем в тетрадях.

Из предложения «Купили яркие краски» взять определение.

Из предложения «Синели звезды на рассвете» взять подлежащее.

Добавить сказуемое из предложения «Капли росы блестели на траве».

Взять обстоятельство из предложения «На небе замелькали огоньки».

Слайд 13

Яркие звезды блестели на небе.

 

Запишите предложение, укажите члены предложения. Дайте характеристику данному предложению(повествовательное, невосклицательное, простое, неосложнённое)

Слайд 14 «Неприступный замок».

Замок окружён рвом, наполненным водой. В нём «тонут» простые и сложные предложения. Поможем им? Чтобы их вытащить, нужно вспомнить схемы предложений.

6.                    На стенах кабинета вы видите листы с предложениями. Найдите предложения, соответствующие схемам. (Предложения развешаны по всем стенам на листах.)

1)   По лесу раздаются шепоты, шелесты и шорохи. [ О,О и О ]

2)   Свети нам, солнышко, свети! [ …,Обр.,… ]!

3) Луна восходит, а в лесу ложатся тени на росу. [ ], а [ ].

4) Он остался, чтобы навести порядок .[ ], (чтобы…).

 

IV. Физминутка.

 

 

Слайд 16     7. “Бурная река”.

Впереди препятствие – бурная река. Нужно проложить мостик из бревен, а для этого надо выполнить задание по карточкам. Правильные ответы будут спасительным мостиком.

(Учащиеся получают карточки с предложениями)

Индивидуальная работа по карточкам (на столах таблицы по мере выполнения задания каждый вписывает ответ в соответствующий столбик. Чья команда быстрее и правильно, без ошибок, выполнила задание, получает жетон)

 

Карточка 1

Укажите предложение, осложнённое однородными членами.

А) Осень наступила высохли цветы.

Б) Воздух чист и прозрачен..

В) Ребята вместе с учителем ходили в цирк.

Г) Они выучили сложный текст.

Карточка 2

Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены):

А) Река была не глубокая но широкая.

Б) Лес пахнет дымом и сосной.

В) Весёлые шутки и смех быстро разносились по долине.

Г) Солнце уже скрылось и ночные тени быстро надвигались со стороны леса.

Карточка 3

Укажите сложное предложение, части которого связаны союзом:

А) С вечера подморозило, лужи покрылись тонким льдом.

Б) Зацвёл багульник, и склоны сопок заполыхали фиолетово-малиновым огнём.

В) Весёлые шутки и смех разносились по долине.

Г) Туча росла, мигала тусклыми молниями.

Карточка 4

Укажите предложение, которое начинается с прямой речи (знаки препинания не расставлены):

А) Девки, девки простонала барыня.

Б) Подумал Капитон про себя А ты небось лучше?

В) Дворецкий крикнул ему вслед Ты-то сам согласен?

В) Проговорила Татьяна тихим голосом Что прикажете, Гаврила Андреич?

Карточка 5

Какое предложения является простыми? (Знаки препинания не расставлены).

А) Мне стало грустно, и я весь вечер просидел дома.

Б) Ребята пошли в лес и набрали полную корзину ягод.

В) Стояла зима и яблони около дома утопали в снегу.

Г) Он мечтал о том, что поедет на море.

Слайд 17 (мост)

Учитель: Поменяйтесь листочками проверяйте  ответы

1

2

3

4

5

 Б

 Г

 Б

 А

 Б

 

 

 

 

 

 

 

8  Станция Диалог

Слайд  20-26

 Ребята, скажите с чего начинается Родина. А как называется Республика в котором мы живём? Какие достопримечательностей Башкортостана вы знаете? Сейчас  составьте диалог состоящий из 6-8 реплик

 

8. Долина «Пунктуации».

а) Чтение сказки «О пользе знаков препинания» (читает учитель).

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо с одной интонацией. Его уже ничего не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире. Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки. Берегите знаки препинания! (А. Каневский.)

─ Почему человек разучился мыслить и дошел до точки? (Знаки препинания помогают нам понять смысл написанного, сказанного. Помните всегда о важности правильной постановки знаков препинания.)

9. Подведение итогов.

Учитель. Наше путешествие подошло к концу. Вы хорошо справились с испытаниями: восстановили карту волшебной страны, побывали в роли исследователей русского языка и показали хорошие знания.

Что мы повторили на сегодняшнем уроке?

10. Рефлексия. Изобрази настроение.

Учитель. Мне очень хочется узнать ваше мнение о нашем сегодняшнем уроке. На парте перед каждым из вас – три жетона: один – с улыбающимся личиком, второй – с безразличным выражением лица, третий – с грустным. Выберите тот жетон, изображение на котором соответствует вашему эмоциональному состоянию в настоящий момент.

Слайд 27

V. Домашнее задание.

Сочинить лингвистическую сказку о знаках препинания.

Минуты быстро пролетели,

Но повторить мы всё успели,

Вот-вот подаст сигнал звонок,

Ребята, всем спасибо за урок!

 

Скачать статью

×
×