Автор: Людмила Викторовна Нахашева
Тема: «Обогащение словарного запаса детей»
Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками.
Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Ведь наша речь – это не только звукопроизношение (умение правильно произносить звуки родного языка), но и развивает:
• словарный запас;
• фонематическое восприятие (умение на слух воспринимать и различать звуки);
• грамматический строй (умение образовывать новые слова, соединять слова в предложении, правильно употреблять окончания слов и т.д.);
• связная речь (умение связно высказываться, составлять рассказы по картинкам, из собственного опыта, и наконец, сочинять сказки, фантазировать).
Работу над обогащением словарного запаса нельзя рассматривать как самоцель. Дело в то, что у детей может быть достаточно большой словарный запас, если этому уделяется большое внимание. Но важен не сам по себе словарный запас, а умение активно пользоваться имеющимися словами, правильно сочетать их между собой, образовывать из них новые слова.
Необходимо обогащать речь ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами углублять и уточнять понимание значений уже имеющихся у них слов, а также прививать простейшие навыки образования новых слов.
Хотелось бы обратить ваше внимание на несколько логопедических советов:
• развивайте челюстные мышцы и мышцы языка ребенка. Приучайте детей эффективно пережёвывать грубую пищу, полоскать рот, надувать щёки, и т.д.;
• разговаривайте с ребёнком только на правильном русском языке, ни в коем случае не используйте «детский язык»;
• каждый день читайте ребенку короткие стихи и сказки;
• чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы;
• говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами;
• не перегружайте ребёнка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут;
• используйте упражнения для развития мелкой моторики.
1. Игры по обогащению словарного запаса.
Имена существительные
• Игра «Кто у кого?»
Назови детенышей животных: у тигра — тигренок; у лисы — лисенок…
• Игра «Большой — маленький»
Стол-столик; шапка-шапочка; жук-жучок
• Игра «Мой, моя, моё, мои».
Ребенок берет картинку (предмет) и говорит: «Это моя лента»; «Это моё пальто»; «Это мой шкаф»; «Это мои ботинки»…
Обобщающие слова
• Игра «Назови одним словом»
Фрукты, овощи, мебель, грибы, ягоды, транспорт и т.д. (желательно использовать картинки).
Обогащение словарного запаса за счет глаголов
• Игра «Что летает?». Шары, самолеты, ракеты, вертолеты, перо птицы, пух тополя, одуванчика.
• Игра «Кто плавает?» Утки, гуси, рыба, тюлень…
• Игра «Что плавает?» Лодки, корабли, поплавки, бревна, пароходы…
• Игра «Кто что делает?»
• Использовать картинки (спит, ест, играет, конструирует).
• Игра «Кто больше назовет слов»
Назвать все действия, которые делает собака (кошка, лошадь) (бежит, лает, злиться, ест, лежит, бежит, сидит, грызёт.
• Игра «Кто как кричит» или «Кто рычит», «Кто мяукает», «Кто лает».
Можно надеяться, что в результате всех этих упражнений (игр) ребёнок прочно усвоит названия действий животных, и дальнейшем будет свободно употреблять в своей речи соответствующие глаголы.
Обогащение словаря именами прилагательными
(которые обозначают признаки предметов)
• Игра «Что бывает кислое?» или «Что бывает сладкое?», «Что бывает горькое?»
• Игра «Скажи наоборот» (слова с противоположным значением)
Дерево высокое, а кустик низенький, Веревка толстая, а нитка тонкая…
• Горячий — холодный, светлый — темный, добрый — злой, мягкий – твёрдый, лёгкий – тяжёлый…
• Игра «Кто больше слов скажет про яблоко (лимон)»
Например, хлеб – вкусный, душистый, черствый, хрустящий, свежий…
• Игра «Скажи из какого материала, сделаны предметы»
Рукавички из шерсти – шерстяные, из меха – меховые, стакан – стеклянный…
Игры на образование притяжательных прилагательных
• Игра «У кого какая голова»
У вороны – воронья, у оленя – оленья, у белки – беличья, у лисы – лисья….
Для обогащения речи ребенка наречиями
• Игра «Наоборот»
Высоко – низко, далеко – близко, хорошо-плохо, холодно-жарко…
Все эти игры не только значительно обогатят словарный запас ребенка и положат начало развитию наблюдательности, пробудят интерес к языку.
И вряд ли нужно объяснять какую великую службу сослужит все это в школе и вообще в жизни.