«Обогащение словарного запаса детей»

Автор: Людмила Викторовна Нахашева

Тема: «Обогащение словарного запаса детей»

 Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками.

Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Ведь наша речь – это не только звукопроизношение (умение правильно произносить звуки родного языка), но и развивает:

      словарный запас;

      фонематическое восприятие (умение на слух воспринимать и различать звуки);

      грамматический строй (умение образовывать новые слова, соединять слова в предложении, правильно употреблять окончания слов и т.д.);

      связная речь (умение связно высказываться, составлять рассказы по картинкам, из собственного опыта, и наконец, сочинять сказки, фантазировать).

Работу над обогащением словарного запаса нельзя рассматривать как самоцель. Дело в то, что у детей может быть достаточно большой словарный запас, если этому уделяется большое внимание. Но важен не сам по себе словарный запас, а умение активно пользоваться имеющимися словами, правильно сочетать их между собой, образовывать из них новые слова.

Необходимо обогащать речь ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами углублять и уточнять понимание значений уже имеющихся у них слов, а также прививать простейшие навыки образования новых слов.

Хотелось бы обратить ваше внимание на несколько логопедических советов:

      развивайте челюстные мышцы и мышцы языка ребенка. Приучайте детей эффективно пережёвывать грубую пищу, полоскать рот, надувать щёки, и т.д.;

      разговаривайте с ребёнком только на правильном русском языке, ни в коем случае не используйте «детский язык»;

      каждый день читайте ребенку короткие стихи и сказки;

      чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы;

      говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами;

      не перегружайте ребёнка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут;

•   используйте упражнения для развития мелкой моторики.

1.    Игры по обогащению словарного запаса.

Имена существительные

      Игра «Кто у кого?»

Назови детенышей животных: у тигра — тигренок; у лисы — лисенок…

      Игра «Большой — маленький»

Стол-столик; шапка-шапочка; жук-жучок

      Игра «Мой, моя, моё, мои».

Ребенок берет картинку (предмет) и говорит: «Это моя лента»; «Это моё пальто»; «Это мой шкаф»; «Это мои ботинки»…

Обобщающие слова

      Игра «Назови одним словом»

Фрукты, овощи, мебель, грибы, ягоды, транспорт и т.д. (желательно использовать картинки).

Обогащение словарного запаса за счет глаголов

      Игра «Что летает?». Шары, самолеты, ракеты, вертолеты, перо птицы, пух тополя, одуванчика.

      Игра «Кто плавает?» Утки, гуси, рыба, тюлень…

      Игра «Что плавает?» Лодки, корабли, поплавки, бревна, пароходы…

      Игра «Кто что делает?»

      Использовать картинки (спит, ест, играет, конструирует).

      Игра «Кто больше назовет слов»

Назвать все действия, которые делает собака (кошка, лошадь) (бежит, лает, злиться, ест, лежит, бежит, сидит, грызёт.

      Игра «Кто как кричит» или «Кто рычит», «Кто мяукает», «Кто лает».

Можно надеяться, что в результате всех этих упражнений (игр) ребёнок прочно усвоит названия действий животных, и дальнейшем будет свободно употреблять в своей речи соответствующие глаголы.

Обогащение словаря именами прилагательными

(которые обозначают признаки предметов)

      Игра «Что бывает кислое?» или «Что бывает сладкое?», «Что бывает горькое?»

      Игра «Скажи наоборот» (слова с противоположным значением)

Дерево высокое, а кустик низенький, Веревка толстая, а нитка тонкая…

      Горячий — холодный, светлый — темный, добрый — злой, мягкий – твёрдый, лёгкий – тяжёлый…

      Игра «Кто больше слов скажет про яблоко (лимон)»

Например, хлеб – вкусный, душистый, черствый, хрустящий, свежий…

      Игра «Скажи из какого материала, сделаны предметы»

Рукавички из шерсти – шерстяные, из меха – меховые, стакан – стеклянный…

Игры на образование притяжательных прилагательных

      Игра «У кого какая голова»

У вороны – воронья, у оленя – оленья, у белки – беличья, у лисы – лисья….

Для обогащения речи ребенка наречиями

      Игра «Наоборот»

Высоко – низко, далеко – близко, хорошо-плохо, холодно-жарко…

 

Все эти игры не только значительно обогатят словарный запас ребенка и положат начало развитию наблюдательности, пробудят интерес к языку.

И вряд ли нужно объяснять какую великую службу сослужит все это в школе и вообще в жизни.

Скачать статью

×
×