Обоснование необходимости применения дифференциации на уроках математики в 5 классах

Автор: Тувакова Карина Мурадовна

Уровневая дифференциация обучения — это один из методов, позволяющих учащимся получить необходимые знания и навыки в соответствии с его индивидуальными способностями и уровнем подготовки. В данной статье определим необходимость разделения учеников на группы по уровням, рассмотрим основные результаты применения данной методики на уроках математики.

Для определения уровня удовлетворённости образовательных потребностей учащихся при изучении математики было проведено анкетирование. Всего в опросе участвовали ученики 5 «А» и 5 «Б» классов (64 человека) МБОУ-школы №51 города Орла.

Вопрос

Ответ

1. Нравится ли Вам математика, как урок?

— да (85%)

— нет (15%)

2. Помогает ли Вам математика при изучении других предметов?

— да (58%)

— нет (42%)

3. Тяжело ли Вам выполнять задания по математике

— да (60%)

— нет (40%)

4. Все ли учащиеся Вашего класса усваивают материал на одинаковом уровне?

— да (12%)

— нет (88%)

5. Какие задания по математике для Вас наиболее сложные?

— задачи (60%)

— примеры (14%)

— уравнения (26%)

6. Как вы выполняете домашние задания по математике?

— самостоятельно (62%)

— помогают члены семьи (38%)

7. Могли бы Вы решать более сложные задания, чем те, которые решаете на уроках?

— да (46%)

— нет (54%)

8. Требуется ли Вам более длительное и подробное изучение тем?

— да (59%)

— нет (41%)

 

После обработки результатов можно сделать вывод о том, что многие ученики понимают, что в одном классе учатся ребята с разными способностями. Кому-то можно давать сложные задания, а кому-то лишь типовые задания данной темы. Кто-то хочет побыстрее пройти все темы, а кому-то требуется много времени на изучение каждой темы. Соответственно у учащихся одного класса наблюдаются диаметрально противоположные образовательные потребности при изучении математики. Одним из способов решения данного вопроса является применение уровневой дифференциации в образовательном процессе.

Для исследования эффективности использования уровневой дифференциации ученики были разделены на группы согласно их уровню подготовки и способностям. Для каждой группы по каждой теме были разработаны разные задания и приёмы обучения.

Задания были разделены на уровни сложности, соответствующие уровню подготовки каждой группы. Ученики с более высоким уровнем подготовки получали более сложные задачи, требующие аналитического мышления и применения более сложных математических концепций. Ученикам с нижним уровнем подготовки предлагались более простые задачи, сосредотачивающиеся на основных понятиях и навыках.

Для каждой группы были применены разные приёмы обучения. В группе с более высоким уровнем подготовки использовались более сложные методы, такие как обсуждение групповых задач, решение сложных проблем и презентации. В группе с нижним уровнем подготовки применялись более наглядные и конкретные методы, такие как моделирование, игры.

Результаты исследования показали положительное влияние уровневой дифференциации обучения на мотивацию и успеваемость учащихся. Ученики, оказавшиеся в группах с более высоким уровнем подготовки, достигали лучших результатов и чувствовали себя более уверенно в изучении математики. Учащиеся из групп с нижним уровнем подготовки показали значительные улучшения в понимании темы и развитии навыков.

Стоит отметить, что дифференциация имеет как положительные, так и некоторые отрицательные аспекты.

К положительным аспектам можно отнести:

  • у учителя появляется возможность помогать «слабому», уделять внимание «сильному»;
  • появляется возможность более эффективно работать с «трудными» учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
  • реализуется желание «сильных» учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;
  •  «слабые» получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;
  • повышается уровень мотивации учения;
  • в группе, где собраны учащиеся одинаковых способностей, ребенку учиться легче.

Наряду с положительными аспектами имеются и отрицательные: 

  • сложность организации урока с методической точки зрения;
  • открытое деление детей по уровню развития негуманно; 
  • «слабые» могут перестать равняться на более способных, соревноваться с ними; 
  • перевод в «слабые» группы может быть воспринят детьми как унижение их достоинства;
  • перекомплектование в группах может способствовать ухудшению благоприятного микроклимата в классных коллективах.

Очевидно, что целесообразное использование уровневой дифференциации будет способствовать улучшению качества знаний учащихся.

 

×
×