Автор: Аксенова Ольга Владимировна
Ход урока
I. Организационный момент.
Придумано кем-то, просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера!
Я всем желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока. Вместо тетради сегодня мы воспользуемся рабочими листами, подпишите их.
II. Графический диктант.
(Диктуемое предложение записывается в виде схемы. У доски работает один учащийся, остальные записывают в тетрадях).
1. Деревья: клён, тополь, акации, берёзы — зеленели приветливо и свежо.
2. И деревья, и трава, и цветы — всё дышало свежестью.
3. Твои глаза не выражали ни вдохновения, ни печали.
4. Она свободно владела пятью языками и каждую неделю меняла свои имена: Маня, Машенька, Мура, Муся, Мэри и Мари.
III. Изучение нового материала.(На экране телевизора слайд с текстом)
— Батюшка, Петр Андреевич!-кричал дядька.-Не покинь меня на старости лет среди этих мошен…
— А, старый хрыч!- сказал ему Пугачев.-Опять бог дал свидеться. Ну, садись на облучок.
— Спасибо, государь, спасибо, отец родной!-говорил Савельевич, усаживаясь.
Целеполагание, постановка проблемы (выявление затруднения).
1.Из какого произведения этот отрывок? Кто автор?
2. Назовите слова, с которыми герои обращаются друг к другу.
3. Как называются слова, с которыми мы обращаемся к кому-нибудь с речью?
4. Как выделяются эти слова на письме?
5. Определите тему сегодняшнего урока.
6. А каковы цели нашего урока?
1. Будем учиться находить предложения с обращениями.
2. Будем учиться выразительно читать предложения с обращениями.
3. Понаблюдаем за этими предложениями в текстах.
Тема нашего урока — «Обращение. Знаки препинания при обращении».
Обращение — это слово или словосочетание, называющее то лицо, к которому обращена речь.
(Объяснение новой темы сопровождается примерами предложений к каждому из пунктов изучаемого материала. Каждый пример записывается учащимися в рабочие тетради. Примеры предложений даются в форме слайд-демонстрации на экране телевизора).
— Обращение выражается обычно именем существительным в именительном падеже. Наиболее типичной формой обращения является имя собственное:
Дай, Джим, на счастье лапу мне.
— Часто в роли обращения выступают нарицательные одушевлённые имена существительные:
Сыграй, цыганка, что-нибудь такое, чтоб я забыл отравленные дни, не знавшие ни ласки, ни покоя.
— В художественном тексте обращение бывает средством выразительности и часто выражается неодушевлённым существительным, в этом случае оно является одним из приёмов олицетворения. Такие обращения называются риторическими:
Где ты, где ты, отчий дом, гревший спину под бугром?
— В роли обращений выступают также имена прилагательные в значении существительного:
Милая, добрая, нежная, с думами грустными ты не дружи.
— Именительный падеж обращения отличается от именительного падежа подлежащего своей особой звательной интонацией: повышением или понижением тона голоса, паузами. Обращение может быть распространено пояснительными словами:
Привет тебе, мой бедный клён, прости, что я тебя обидел.
— Когда речь адресована не одному, а нескольким лицам, обращения обычно соединяются сочинительным союзом И либо между ними ставится запятая или восклицательный знак:
1) О край дождей и непогоды,
Кочующая тишина,
Ковригой хлебною над полем
Надломлена твоя луна.
2)Сторона ль ты моя, сторона!
Дождевое осеннее олово!
В чёрной луже продрогший фонарь
Отражает безгубую голову.
— Обращение не является членом предложения. В этом состоит его грамматическая особенность. У обращения в нашей речи особая роль — побуждать собеседника слушать речь. Вот почему в качестве обращения часто употребляются имена, отчества и фамилии.
— Обращение может сопровождаться выражением ласки, упрёка, осуждения. Это отношение говорящего к собеседнику выражается при помощи интонации, суффиксов оценки, определений и приложений:
Прощай, родная пуща,
Прощай, златой родник.
Иногда обращения бывают развёрнуты в довольно пространные характеристики; в этих случаях обращение повторяется или варьируется, при нём может стоять несколько определений:
Край ты, край мой родимый,
Вечный пахарь и вой,
Словно Вольга под ивой
Ты поник головой.
IV. Закрепление изучаемого материала.
1. Знаки препинания при обращении.
Работа по группам с учебником и подбор примеров из упр. 221 параграф 34, стр. 150
2. Расставьте знаки препинания.
Вам следует прочитать отрывки из литературных произведений, выписать обращения, указать, чем они выражены.
Проплясал, проплакал дождь весенний,
Замерла гроза.
Скучно мне с тобой Сергей Есенин
Подымать глаза.
(Обращение — Сергей Есенин ; выражено именем существительным собственным)
Песни песни о чём вы кричите?
Иль вам нечего больше дать?
(Обращение — Песни, песни; выражено именем существительным, повторяющееся).
Я снова здесь, в семье родной
Мой край задумчивый и нежный.
(Обращение — Мой край, задумчивый и нежный; выражено именами существительными нарицательными, распространено пояснительными словами выступает как приём олицетворения).
3. Составление предложений с обращениями по данным словам.
Составьте предложения с данными словами, используя их в качестве обращений: читатель; мой край родной; милая.
(Запись предложений ведётся параллельно на доске и в тетрадях. После завершения данного вида работы проверяются индивидуальные задания: анализируются отрывки из литературных произведений, озвучиваются составленные диалоги)
4. Составление предложений по данным схемам.
Задание (на слайде): Составить предложения по следующим схемам:
[Обр,…!]; […,обр,…]; […,обр,…?]
V. Подведение итогов.
1. Ответьте на вопросы:
-Какие трудности встретились сегодня на уроке?
— Что нового узнали на уроке?
— Как полученные знания можно использовать в жизни?
2. Закончите фразы:
— Больше всего на уроках русского языка я люблю….
— Мне не очень нравится на уроках русского языка……
VI. Задание на дом.
Теоретический материал: параграф 34, стр. 150
Практическое задание: подобрать 5 слов; составить с ними 10 предложений так, чтобы в одних предложениях используемые слова были подлежащими, в других — обращениями.
comments powered by HyperComments