ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «МАМИНА ШКОЛА»

Автор: Астахова Анна Владимировна

Паспорт проекта

 

Тема проекта: «Мамина школа»

Тип проекта: практико-ориентированный

По количеству участников: групповой

Длительность проекта: среднесрочный (2 месяца)

Участники проекта: дети раннего возраста, педагоги, родители воспитанников.

Авторы проекта: Астахова А.В., Миночкина А.П., Скирневская И.Н.

 

 

Пояснительная записка

Актуальность темы.

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят множество изменений:

— строгий режим дня;

— отсутствие родителей в течение 9 и более часов;

— новые требования к поведению;

— постоянный контакт со сверстниками;

— новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;

— другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д.

Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, адаптироваться.

Под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособлении к её условиям. Адаптация детей к новым условиям, непростая задача, изучением которой на протяжении многих десятилетий занимаются отечественные и зарубежные ученые: Н.М. Аскарина, B.C. Манова-Томова, Е. Шмидт-Кольмер, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Н.Д. Ватутина, Е.И. Морозова и другие.

Результаты научных исследований последних десятилетий в области педагогики, педиатрии и психологии раннего возраста СЮ. Мещерякова, Л.Н. Галигузова, Н.Н. Авдеева, Н.Е. Веракса дали возможность переосмыслить традиционные подходы к решению проблемы адаптации ребёнка, определить приоритеты малыша и по-новому выстроить всю систему его жизнеобеспечения. Это позволило создать четкую систему потребностной структуры ребёнка в условиях вхождения его в социум, что можно представить в виде четырёх ступеней иерархической лестницы:

IV ступень – ребёнок и дети,
III ступень – ребёнок ближайшее окружение,
II ступень – ребёнок, мама и другие взрослые,
I ступень – ребёнок и мама.

В основе иерархической лестницы, на её I ступени, находятся отношения ребёнка и матери, их симбиотическая связь, благодаря которой у малыша с первых дней жизни формируется чувство защищённости и доверия к миру. Это основа основ. Поэтому ребёнка нельзя отрывать от матери, особенно в критических ситуациях.

Дети по-разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального напряжения при адаптации к условиям детского учреждения. Период адаптации тяжелое время для малыша. В это время тяжело не только детям, но и их родителям.

Актуальность данного проекта определяется общим стремлением воспитателей и родителей помочь ребенку помочь ребёнку адаптироваться к новым условиям жизни в дошкольном учреждении, по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада, сформировать к нему положительное отношение. Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Работа с семьёй – важная задача образовательной системы.

Проблема: главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад — это отрыв от матери, и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. 

Цель проекта:

создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.

Задачи проекта:

— создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.

— оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.

— развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье, находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать мам к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребёнка.

Ожидаемые результаты:

— безболезненная, легкая адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;

— позитивное развитие отношений в детском коллективе;

— повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;

— вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников

Описание опыта работы

 

Место проекта в учебном году, в режиме дня: проект  реализовывался с  сентября по октябрь включительно во время непосредственно-образовательной деятельности, в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми и родителями, в режимных моментах.

 

Количество участников проекта: дети групп раннего возраста ( человек), воспитатели, родители.

 

Формы работы

с детьми:

·         занятия;

·         беседы;

·         досуги;

·         дидактические, пальчиковые, подвижные игры;

·         чтение художественной литературы.

с родителями:

·         консультации;

·         анкетирование.

с педагогами:

·         консультации;

·         выставки и фотовыставки;

·         оформление презентации по теме проекта;

·         оснащение развивающей предметно — пространственной среды в группе;

·         подбор музыкального репертуара, стихов, произведений художественной литературы о маме.

 

 

Методы и приёмы реализации проекта:

— анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации);

— анкетирование (родителей);

— наблюдение;

— беседа;

— продукты совместной деятельности детей и родителей.

 

·         наглядный –

·         словесный –;

·         игровой –

·         практический –продуктивная творческая деятельность на занятиях по аппликации, лепке, рисованию.

 

Содержание развивающей среды:

Основными характеристиками предметной среды для групп раннего возраста являются:

·         разнообразие – наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, конструктивной, изобразительной и музыкальной деятельности, развития мелкой моторики, формирования представлений о самом себе, организации двигательной активности и др.;

·         доступность – расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребёнка (исключаются высокая мебель и закрытые шкафы);

·         эмоциогенность – обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищённости и эмоционального благополучия (среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребёнка и вызывающей у него положительной эмоции);

·         зонирование – построение не пересекающихся друг с другом игровых и учебных зон (это связано с особенностями игровой деятельности детей раннего возраста – играют не вместе, а рядом).

Центр познавательного развития Формирование первоначальных представлений ребенка об окружающем мире, интереса к нему, накопление чувственного опыта.

Центр развития конструкторских способностей Приобретение детьми первоначального опыта конструктивной деятельности.

Уголок двигательных игрушек Развитие двигательных навыков, формирование представлений о свойствах и качествах предметов.

Игровой центр Создание условий для проявления в игре способов действий с предметами окружающего мира.

Центр развития движений Формирование умения использовать для двигательной деятельности имеющиеся условия.

Экологический центр Формирование элементарных представлений о некоторых общих для человека, животных и растений признаках: движении, питании, росте.

Центр творчества Стимулирование детской активности по овладению миром прекрасного.

Уголок ряженья Формирование     адекватного представления     о        себе, осознанного         и положительного отношения к самообслуживанию.

Уголок уединения. Обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка группы.

 

Этапы проекта

 

1. Организационный этап

·         Разработка проекта.

·         Постановка цели и задач проекта.

·           Составление перспективного плана мероприятий проекта;

·           Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактический игр.

·         Разработка анкет для родителей, буклетов «Адаптация без слёз»- помещение информации в родительский уголок.

·          Подбор материала в информационный уголок для родителей (папки – передвижки).

·         Создание развивающей среды в соответствии с ФГОС.

2. Основной этап

 

 

 

 

Планирование деятельности

Образовательные области 

 

Формы и содержание работы

Работа с детьми

 

Познавательное развитие

Занятия

«Кто с нами рядом живет?» предметный мир: игрушки.

Беседы

Ситуативная беседа: «Одежду аккуратно уберу и маме этим помогу».

Рассматривание картин и иллюстраций

Рассматривание сюжетных картин к сказкам «Маша и медведь», «Семеро козлят».

Дидактические игры

Настольно — печатная игра «Где чья мама?».

Речевое развитие

Занятия

«Животные и их детёныши»

Чтение произведений художественной литературы, заучивание стихотворений

Сказки «Маша и медведь», «Семеро козлят».

Игры

Дидактические игры: «Назови ласково», «Как зовут мою маму?»

Художественно-эстетическое развитие

Занятие

рисование

Шарики для мамы

Занятие

лепка

Угощения для мамы

Занятие аппликация

Открытка для мамы

Музыкальная деятельность

Разучивание песенки «Пирожки»

Социально-коммуникативное развитие

Занятие

«Поможем нашему другу зайчику»

Игры

Игровая ситуация моем посуду «Мамины помощники».

Дидактические игра «Мама – детёныши»

Физическое развитие

Подвижные игры

Упражнение «Ты мне, я тебе»

 П/и на улице «Кошка и котята»

Занятие

«Мячи-шалунишки»

Пальчиковая игра

«Моя семья»

Игры на развитие координации слова с движением

«Самолет построим сами»

Итоговое мероприятие

Спортивный досуг с мамами: «Мой веселый звонкий мяч».

 

 

Взаимодействие с семьей

 

1.     День открытых дверей.

2.     Анкетирование

3.     Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста»

4.     Мастер класс по использованию дидактических пособий для игр с ребенком.

5.     Консультация на тему: «Проблемы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

 

 

 

3. Заключительный этап

       анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;

       выставка фотографий для родителей о жизни детей в ДОУ «Мы гуляем», «Мы занимаемся», «Мы играем».

       проведение спортивного досуга «Мой веселый звонкий мяч»

Результат проекта.

Были созданы благоприятные условия для социальной адаптации детей и их родителей к условиям детского сада.                                             Сотрудничество педагогов с родителями позволило активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях, в период адаптации детей к ДОУ.

Процесс адаптации детей прошел успешно.

Практическая значимость проекта:

Данный проект  направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей раннего возраста. Одно из главных направлений проекта — совместная помощь педагогов и родителей детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности.

Методические рекомендации

Данный проект может быть использован педагогами дошкольных учреждений для работы с детьми раннего возраста, родителями.

При реализации данного проекта педагоги могут использовать различные игровые ситуации, дидактические, пальчиковые  и подвижные игры по своему усмотрению.

 

Список литературы

1.     Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет / Научный руководитель И.А. Лыкова; под общей редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019. — 160 с. (2-е дополненное издание)

2.      Волошина Л., Серых Л., Курилова Т.Издательство: Цветной мир. Год издания: 2020 Парциальная программа и авторская технология физического развития детей раннего возраста «Мой веселый, звонкий мяч» рекомендуются для реализации комплексной образовательной программы «Теремок»

3.     Лыкова И.А., Файзуллаева Е.Д. Адаптация к детскому саду ребенка раннего возраста. Учебно- методическое пособие для реализации
комплексной образовательной программы «Теремок». —  М.:ФГБНУ Издательский дом «Цветной мир».

4.   Лыкова И.А., Файзуллаева Е.Д.  «Взаимодействие педагога с родителями детей раннего возраста» Учебно- методическое пособие для реализации
комплексной образовательной программы «Теремок». —  М.:ФГБНУ Издательский дом «Цветной мир».

5.  Васильева, В. Эмоциональные проблемы у детей в период       адаптации к дошкольному   учреждению.  // Дошкольное        воспитание — 2006. — № 10.

6.   Галигузова, Л.Н. Развитие ребенка от рождения до трех лет. 

     Справочник – пособие для родителей. -М.2002

 7.     Галигузова, Л.Н. Пора в ясли и детский садик.  // My Kid .- 2006.-№5

 8.     Давыдова, О.И., Майер, А.А.   Адаптационные группы в ДОУ:    Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2005.- (Приложение к        журналу «Управление ДОУ»). 

 9.     Доронова, Т. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы.

   Обруч. -2006. -№5.

10.    Карпухина Н. А. «Реализация содержания образовательной деятельности. Ранний возраст 1,5 — 2 года» Практическое пособие. – Воронеж: ООО «М – КНИГА». 2022. – 200 с.

11. Касаткина Е. И. «Дидактические игры для детей раннего возраста. Методическое пособие» Методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы Теремок .

 Издательство «Цветной мир» Москва 2019.-80с.

 12.     Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста.         Дошкольное  воспитание. — 2006. -№1.

13. Кривенко Е.Е. Адаптационные игры для детей раннего возраста Методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы Теремок. Издательство «Цветной мир» Москва 2019-80с.

 14.     Мочалова, О.Л. Адаптация детей к ДОУ. //Ребенок в детском         саду. – 2006 — №4.

 15.     Сотникова, В. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы       московских педагогов). М., ЛИНКА — ПРЕСС. 2005.

16.  Смирнова, Е.О. и др. Воспитание детей от рождения до трех лет: Советы              психологов. -М.: АРКТИ, 2004

17.  Теплюк, С.Н. Улыбка малыша в период адаптации. // Дошкольное          воспитание. -2006. — № 3

18.  Теплюк, С.Н. и др. Дети раннего возраста в ДОУ. Программа и           методические рекомендации. Издательство Мозаика Синтез-М.-2009                    

19. Интернет – ресурсы: https://shop-modern.ru/articles/kakie-zony-dolzhny-byt-v-pervoy-mladshey-gruppe-po-fgos.html

 

 

×
×