Автор: Астахова Анна Владимировна
Паспорт проекта
Тема проекта: «Мамина школа»
Тип проекта: практико-ориентированный
По количеству участников: групповой
Длительность проекта: среднесрочный (2 месяца)
Участники проекта: дети раннего возраста, педагоги, родители воспитанников.
Авторы проекта: Астахова А.В., Миночкина А.П., Скирневская И.Н.
Пояснительная записка
Актуальность темы.
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят множество изменений:
— строгий режим дня;
— отсутствие родителей в течение 9 и более часов;
— новые требования к поведению;
— постоянный контакт со сверстниками;
— новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;
— другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д.
Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, адаптироваться.
Под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособлении к её условиям. Адаптация детей к новым условиям, непростая задача, изучением которой на протяжении многих десятилетий занимаются отечественные и зарубежные ученые: Н.М. Аскарина, B.C. Манова-Томова, Е. Шмидт-Кольмер, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Н.Д. Ватутина, Е.И. Морозова и другие.
Результаты научных исследований последних десятилетий в области педагогики, педиатрии и психологии раннего возраста СЮ. Мещерякова, Л.Н. Галигузова, Н.Н. Авдеева, Н.Е. Веракса дали возможность переосмыслить традиционные подходы к решению проблемы адаптации ребёнка, определить приоритеты малыша и по-новому выстроить всю систему его жизнеобеспечения. Это позволило создать четкую систему потребностной структуры ребёнка в условиях вхождения его в социум, что можно представить в виде четырёх ступеней иерархической лестницы:
IV ступень – ребёнок и дети,
III ступень – ребёнок ближайшее окружение,
II ступень – ребёнок, мама и другие взрослые,
I ступень – ребёнок и мама.
В основе иерархической лестницы, на её I ступени, находятся отношения ребёнка и матери, их симбиотическая связь, благодаря которой у малыша с первых дней жизни формируется чувство защищённости и доверия к миру. Это основа основ. Поэтому ребёнка нельзя отрывать от матери, особенно в критических ситуациях.
Дети по-разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального напряжения при адаптации к условиям детского учреждения. Период адаптации тяжелое время для малыша. В это время тяжело не только детям, но и их родителям.
Актуальность данного проекта определяется общим стремлением воспитателей и родителей помочь ребенку помочь ребёнку адаптироваться к новым условиям жизни в дошкольном учреждении, по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада, сформировать к нему положительное отношение. Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Работа с семьёй – важная задача образовательной системы.
Проблема: главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад — это отрыв от матери, и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми.
Цель проекта:
создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.
Задачи проекта:
— создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
— оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.
— развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье, находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать мам к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребёнка.
Ожидаемые результаты:
— безболезненная, легкая адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;
— позитивное развитие отношений в детском коллективе;
— повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;
— вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников
Описание опыта работы
Место проекта в учебном году, в режиме дня: проект реализовывался с сентября по октябрь включительно во время непосредственно-образовательной деятельности, в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми и родителями, в режимных моментах.
Количество участников проекта: дети групп раннего возраста ( человек), воспитатели, родители.
Формы работы
с детьми:
· занятия;
· беседы;
· досуги;
· дидактические, пальчиковые, подвижные игры;
· чтение художественной литературы.
с родителями:
· консультации;
· анкетирование.
с педагогами:
· консультации;
· выставки и фотовыставки;
· оформление презентации по теме проекта;
· оснащение развивающей предметно — пространственной среды в группе;
· подбор музыкального репертуара, стихов, произведений художественной литературы о маме.
Методы и приёмы реализации проекта:
— анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации);
— анкетирование (родителей);
— наблюдение;
— беседа;
— продукты совместной деятельности детей и родителей.
· наглядный –
· словесный –;
· игровой –
· практический –продуктивная творческая деятельность на занятиях по аппликации, лепке, рисованию.
Содержание развивающей среды:
Основными характеристиками предметной среды для групп раннего возраста являются:
· разнообразие – наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, конструктивной, изобразительной и музыкальной деятельности, развития мелкой моторики, формирования представлений о самом себе, организации двигательной активности и др.;
· доступность – расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребёнка (исключаются высокая мебель и закрытые шкафы);
· эмоциогенность – обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищённости и эмоционального благополучия (среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребёнка и вызывающей у него положительной эмоции);
· зонирование – построение не пересекающихся друг с другом игровых и учебных зон (это связано с особенностями игровой деятельности детей раннего возраста – играют не вместе, а рядом).
Центр познавательного развития Формирование первоначальных представлений ребенка об окружающем мире, интереса к нему, накопление чувственного опыта.
Центр развития конструкторских способностей Приобретение детьми первоначального опыта конструктивной деятельности.
Уголок двигательных игрушек Развитие двигательных навыков, формирование представлений о свойствах и качествах предметов.
Игровой центр Создание условий для проявления в игре способов действий с предметами окружающего мира.
Центр развития движений Формирование умения использовать для двигательной деятельности имеющиеся условия.
Экологический центр Формирование элементарных представлений о некоторых общих для человека, животных и растений признаках: движении, питании, росте.
Центр творчества Стимулирование детской активности по овладению миром прекрасного.
Уголок ряженья Формирование адекватного представления о себе, осознанного и положительного отношения к самообслуживанию.
Уголок уединения. Обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка группы.
Этапы проекта
1. Организационный этап
· Разработка проекта.
· Постановка цели и задач проекта.
· Составление перспективного плана мероприятий проекта;
· Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактический игр.
· Разработка анкет для родителей, буклетов «Адаптация без слёз»- помещение информации в родительский уголок.
· Подбор материала в информационный уголок для родителей (папки – передвижки).
· Создание развивающей среды в соответствии с ФГОС.
2. Основной этап
Планирование деятельности
Образовательные области
|
Формы и содержание работы |
|
Работа с детьми |
||
Познавательное развитие |
Занятия |
«Кто с нами рядом живет?» предметный мир: игрушки. |
Беседы |
Ситуативная беседа: «Одежду аккуратно уберу и маме этим помогу». |
|
Рассматривание картин и иллюстраций |
Рассматривание сюжетных картин к сказкам «Маша и медведь», «Семеро козлят». |
|
Дидактические игры |
Настольно — печатная игра «Где чья мама?». |
|
Речевое развитие |
Занятия |
«Животные и их детёныши» |
Чтение произведений художественной литературы, заучивание стихотворений |
Сказки «Маша и медведь», «Семеро козлят». |
|
Игры |
Дидактические игры: «Назови ласково», «Как зовут мою маму?» |
|
Художественно-эстетическое развитие |
Занятие рисование |
Шарики для мамы |
Занятие лепка |
Угощения для мамы |
|
Занятие аппликация |
Открытка для мамы |
|
Музыкальная деятельность |
Разучивание песенки «Пирожки» |
|
Социально-коммуникативное развитие |
Занятие |
«Поможем нашему другу зайчику» |
Игры |
Игровая ситуация моем посуду «Мамины помощники». Дидактические игра «Мама – детёныши» |
|
Физическое развитие |
Подвижные игры |
Упражнение «Ты мне, я тебе» П/и на улице «Кошка и котята» |
Занятие |
«Мячи-шалунишки» |
|
Пальчиковая игра |
«Моя семья» |
|
Игры на развитие координации слова с движением |
«Самолет построим сами» |
|
Итоговое мероприятие |
Спортивный досуг с мамами: «Мой веселый звонкий мяч».
|
|
|
Взаимодействие с семьей |
|
|
1. День открытых дверей. 2. Анкетирование 3. Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста» 4. Мастер класс по использованию дидактических пособий для игр с ребенком. 5. Консультация на тему: «Проблемы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
|
3. Заключительный этап
— анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;
— выставка фотографий для родителей о жизни детей в ДОУ «Мы гуляем», «Мы занимаемся», «Мы играем».
— проведение спортивного досуга «Мой веселый звонкий мяч»
Результат проекта.
Были созданы благоприятные условия для социальной адаптации детей и их родителей к условиям детского сада. Сотрудничество педагогов с родителями позволило активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях, в период адаптации детей к ДОУ.
Процесс адаптации детей прошел успешно.
Практическая значимость проекта:
Данный проект направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей раннего возраста. Одно из главных направлений проекта — совместная помощь педагогов и родителей детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности.
Методические рекомендации
Данный проект может быть использован педагогами дошкольных учреждений для работы с детьми раннего возраста, родителями.
При реализации данного проекта педагоги могут использовать различные игровые ситуации, дидактические, пальчиковые и подвижные игры по своему усмотрению.
Список литературы
1. Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет / Научный руководитель И.А. Лыкова; под общей редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019. — 160 с. (2-е дополненное издание)
2. Волошина Л., Серых Л., Курилова Т.Издательство: Цветной мир. Год издания: 2020 Парциальная программа и авторская технология физического развития детей раннего возраста «Мой веселый, звонкий мяч» рекомендуются для реализации комплексной образовательной программы «Теремок»
3. Лыкова И.А., Файзуллаева Е.Д. Адаптация к детскому саду ребенка раннего возраста. Учебно- методическое пособие для реализации
комплексной образовательной программы «Теремок». — М.:ФГБНУ Издательский дом «Цветной мир».
4. Лыкова И.А., Файзуллаева Е.Д. «Взаимодействие педагога с родителями детей раннего возраста» Учебно- методическое пособие для реализации
комплексной образовательной программы «Теремок». — М.:ФГБНУ Издательский дом «Цветной мир».
5. Васильева, В. Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению. // Дошкольное воспитание — 2006. — № 10.
6. Галигузова, Л.Н. Развитие ребенка от рождения до трех лет.
Справочник – пособие для родителей. -М.2002
7. Галигузова, Л.Н. Пора в ясли и детский садик. // My Kid .- 2006.-№5
8. Давыдова, О.И., Майер, А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2005.- (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
9. Доронова, Т. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы.
Обруч. -2006. -№5.
10. Карпухина Н. А. «Реализация содержания образовательной деятельности. Ранний возраст 1,5 — 2 года» Практическое пособие. – Воронеж: ООО «М – КНИГА». 2022. – 200 с.
11. Касаткина Е. И. «Дидактические игры для детей раннего возраста. Методическое пособие» Методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы Теремок .
Издательство «Цветной мир» Москва 2019.-80с.
12. Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста. Дошкольное воспитание. — 2006. -№1.
13. Кривенко Е.Е. Адаптационные игры для детей раннего возраста Методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы Теремок. Издательство «Цветной мир» Москва 2019-80с.
14. Мочалова, О.Л. Адаптация детей к ДОУ. //Ребенок в детском саду. – 2006 — №4.
15. Сотникова, В. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов). М., ЛИНКА — ПРЕСС. 2005.
16. Смирнова, Е.О. и др. Воспитание детей от рождения до трех лет: Советы психологов. -М.: АРКТИ, 2004
17. Теплюк, С.Н. Улыбка малыша в период адаптации. // Дошкольное воспитание. -2006. — № 3
18. Теплюк, С.Н. и др. Дети раннего возраста в ДОУ. Программа и методические рекомендации. Издательство Мозаика Синтез-М.-2009
19. Интернет – ресурсы: https://shop-modern.ru/articles/kakie-zony-dolzhny-byt-v-pervoy-mladshey-gruppe-po-fgos.html