Автор: Татьяна Александровна Арнаутова
Цель: оздоровление и укрепление организма воспитанников, развитие познавательно-исследовательской деятельности детей.
Задачи:
Образовательные: закрепление представлений детей о сезонных изменениях в природе, о зимующих птицах;
умению устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
Развивающие: развитие выносливости, быстроты реакции, координации движений.
Воспитательные: воспитание любви к природе, птицам, воспитание эмпатии (чувства сопереживания, желания помочь).
Оборудование: термометр, кормушка, корм для птиц, ворона – игрушка, карта маршрута, пластиковые бутылки с окрашенной водой.
Ход образовательной деятельности:
(в гости пришёл Снеговик)
Снеговик: Ребята, я очень расстроился, я потерял свой красивый шарф, а Зима нашла его. Но отдаст, только если вы сумеете отгадать загадки, которые она приготовила сегодня. Вот у меня есть карта, на которой отмечены станции, по которым вы пойдете. Ребята, вы мне поможете найти шарфик?
Воспитатель: Поможем снеговику? Ответы детей. Снеговик и дети внимательно рассматривают карту, какая станция первая. Отправляемся помогать Снеговику.
1 Станция «Метеостанция» (наблюдение)
Воспитатель: Ребята, мы с вами попали на метеостанцию. И слушаем Первую загадку Зимы.
На дворе замёрзли лужи
Целый день позёмка кружит,
Стали белыми дома,
Значит к нам пришла … (зима)
Воспитатель: Какая погода зимой? Ребята, чем измеряют температуру на улице? Как устроен термометр? Сколько градусов он сейчас показывает? А в снегу теплее или нет? Давайте с вами проверим, опустим в снег градусник и когда пройдем все станции посмотрим.
Воспитатель: Чтобы попасть на следующую станцию нужно пробежать змейкой по дорожке, прыгнуть в обручи и добежать до станции, которая показана на карте.
2 Станция «Птичья столовая»
Воспитатель: Ой, ребята, кто — то к нам прилетел?»
Ворона! У нее есть от Зимы загадки и вопросы для нас, давайте ее послушаем.
Загадки:
Красногрудый, чернокрылый
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять (снегирь)
В красной шапке набекрень
По стволу стучит весь день.
Мой лесной приятель
Непоседа – Дятел.
Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая
Птица говорливая
Самая болтливая (сорока)
Кто красуется на ветке
В желтой праздничной жилетке?
Эта маленькая птичка,
А зовут ее…(синичка)
Ворона: Ребята, мы с вами попали на станцию «Птичья столовая». Давайте вспомним, какие птицы с нами зимуют? Чем они питаются?
Поиграем в игру «Кто, чем питается?» (дети раскладывают на картинке корм для каждой птицы, дополняя друг друга).
Ворона: Как мы можем помочь птицам? (Ответы детей).
Я принесла с собой корм для птиц, вы хотите насыпать его в кормушки? (дети насыпают корм в кормушки).
Ворона: Давайте поиграем. Повторяйте за мной движения.
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг- скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево — вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири — тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ворона прощается с детьми и улетает.
3 Станция «Хвойная»
Воспитатель: следующая загадка Зимы.
Она зелёная всегда
И в летний зной, и в холода,
А вместо листиков — иголки.
Все догадались?
Это… (елка)
Воспитатель: И мы с вами прибыли на станцию «Хвойная».
Как вы думаете, почему она так называется?
Ребята, а какие деревья растут на хвойной станции? (Ель, сосна, кедр).
Рассказ педагога: У больших елей мохнатые лапы, на них много иголок и снег не попадает на землю. А как вы думаете в еловом лесу теплее зимой? Почему? (мохнатые ветви не дают разгула движению воздуха, поэтому там спокойнее и теплее). Ребята, в хвойном лесу клесты выводят свое потомство, вскармливая их семенами сосновых и еловых шишек.
Воспитатель:
Разделитесь на две команды, мы поиграем в игру «Собери шишки», в одну корзинку — еловые, в другую — сосновые.
Дети проверяют правильность сбора шишек.
Воспитатель: Ребята, мы успешно справились с заданием Зимы на Хвойной станции. Двигаемся дальше, на следующую станцию.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Загадки все отгадали, птицам помогли, чтобы они не голодали в зимние холода. Двигаемся дальше. Рассматриваем, какая станция следующая.
4. Станция «Музыкальная»
Зима нам дарит не только зимние развлечения, но и разноцветные сверкающие льдинки. Чтобы не заморозить руки, мы будем их брать пальчиками
— Возьмите правой рукой, большим и средним пальцем по одной льдинке.
— Возьмите льдинку левой рукой, большим и средним пальцем.
— Теперь правой рукой, большим и безымянным пальцем.
— Теперь левой рукой большим и безымянным пальцем.
— Правой рукой, большим и мизинцем.
— Левой рукой, большим и мизинцем.
Послушайте зимнюю задачу:
«Как — то шестеро ребят
С горки покатились.
Двое в саночках сидят,
Сколько в снег свалились?
Ответ выложите вместе из льдинок.
5. Станция «Экспериментальная»
Воспитатель: Загадка
Дождь прошёл и солнце светит
Что за диво в небе, дети?
Из земли растёт дуга!
Это чудо — …(радуга)
Воспитатель: странно ребята, а загадка то про лето. Я теперь поняла, Снеговик живёт только зимой и никогда не видел радугу. Мы сможем ему показать радугу? Как можно зимой сделать радугу? Можно на снегу нарисовать красками.
Дети рисуют красками гуашь, разбавленными водой, в пластиковых бутылках.
Снеговик Ребята, посмотрите, а вот и шарфик мой. Спасибо вам, за то, что вы мне помогли найти шарфик.
Воспитатель: Мы справились со всеми заданиями и помогли Снеговику. Вы настоящие друзья. Давайте поиграем в любимую игру Снеговика — «Снежки».
Снеговик благодарит детей, прощается и уходит.
Ребята, а что нам еще необходимо сделать? Проверить термометр, который остался в снегу. Дети проверяют термометр и сравнивают, изменилась температура на термометре или нет.
Делают вывод — где теплее?
Воспитатель: Мы с вами возвращаемся в группу и нам надо зарисовать то, что мы с вами сегодня узнали, путешествуя по станциям.