Автор: Пелевина Алеся Александровна
Консультация для воспитателей на тему:
«Общаться с родителями. Как?»
В настоящее время во многих дошкольных учреждениях довольно остро стоит проблема взаимодействия педагогов с родителями воспитанников. Составная часть взаимодействия – общение педагога с родителями.
Содержание общения педагога с родителями включает в себя, все вопросы воспитания, развития и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников. Для обсуждения не должно существовать второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания об особенностях развития ребёнка, задачах воспитания, методах, подготовке его к обучению в школе и др. Они хотят получить ответ на вопрос: «Как поступить в том или ином случае?»
Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребёнка они вынуждены овладевать профессией воспитателя. Педагоги детских садов – профессионалы, они готовы прийти родителям на помощь. Важно ориентироваться на запросы и интересы родителей, а не просто читать им доклады или лекции. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Есть родители, которые приобретают педагогическую литературу, некоторые ищут необходимую информацию в сети Internet, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно. Иногда воспитывают детей интуитивно, опираясь на опыт своих родителей («как воспитывали меня»). Важно активизировать и расширять знания родителей в области воспитания, поддерживать уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье.
Взаимодействие с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями воспитанников.
Традиционные формы подразделяются на:
ü коллективные,
ü индивидуальные,
ü наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. К индивидуальным формам относятся индивидуальные консультации и беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьёй. Беседа может быть, как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу, её особенность — активное участие воспитателя и родителей.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий, фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки –передвижки.
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Совместные детско – родительские досуговы мероприятия направлены на установление неформальных контактов с родителями. Родители лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
В процессе той или иной формы педагоги используют методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала. Методы, имеющие активизирующий характер, — это вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примера из литературных источников. Например, на родительском собрании можно использовать методы в их совокупности, например, беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и др.
В настоящее время разработаны и другие методы активизации родителей, например, игровые. К игровым методам активизации относится просмотр видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов. Особенно это актуально в группах раннего возраста, так как родители не могут посещать открытые занятия. К игровым методам активизации относятся проведение игр для взрослых: «Откуда эти строки?» (назвать произведения детских авторов). Родителям можно предложить творческое задание: придумать небольшой рассказ об одной из игрушек; дать рекламу игрушки по аналогии с телевизионной (оценивается юмор, точная и полная характеристика игрушки) и др.
Следующий метод, более сложный, — решение педагогических задач, требующих самостоятельного ответа на вопрос: «Как поступить?». Родители могут применять полученные ими знания, а при ощущении недостатка знаний возникает потребность в их пополнении. Этот метод способствует формированию у них умения видеть свои ошибки и намечать пути их преодоления. Следует предложить проанализировать свои действия как педагогов; доказать правоту или ошибочность. В ходе решения задач родители пытаются найти нужные методы, стараются решить задачи личного опыта.
Применение описанных методов приведёт родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребёнка. Самонаблюдение поможет родителям определить эффективность применяемых методов в воспитании, изменить тактику их собственного поведения.