Автор: Куликова Ольга Александровна
Общедидактические возможности образовательных интернет — ресурсов по информатике
Образовательные интернет-ресурсы по информатике обладают значительным общедидактическим потенциалом, способствующим оптимизации учебного процесса. К числу таких возможностей относятся:
ü Эффективная организация различных форм работы на уроке: как групповой, так и индивидуальной.
ü Усовершенствование практических умений и навыков учащихся посредством интерактивного взаимодействия с материалами.
ü Индивидуализация процесса обучения, позволяющая ученикам работать в собственном темпе и сосредоточиться на необходимых аспектах.
ü Повышение уровня мотивации и интереса к предмету, благодаря использованию современных и увлекательных форматов подачи информации.
ü Стимуляция познавательной активности за счет интерактивности и игровых элементов.
ü Развитие творческого потенциала учащихся путем предоставления возможностей для самостоятельного творчества и проектирования.
К числу конкретных примеров реализации общедидактических возможностей интернет -ресурсов относятся:
ü Интерактивные таблицы и схемы, способствующие систематизации изученного материала и развитию аналитических навыков.
ü Интерактивные тесты, эффективно используемые на этапах повторения и закрепления знаний.
ü Электронные учебные модули, предоставляющие платформу для развития творческих способностей учащихся.
Внедрение образовательных интернет -ресурсов в учебный процесс позволяет повысить его эффективность и сделать его более адаптивным к индивидуальным потребностям учащихся.
Онлайн Test Pad — это многофункциональный веб-сервис, предназначенный для создания разнообразных онлайн-оценок: от опросов и кроссвордов до логических игр и комплексных заданий.
Данная платформа доступна на всех современных устройствах благодаря своей web-ориентированности. Сервис также предоставляет возможность формирования мини-сайта, служащего площадкой для организации процесса тестирования респондентов.
Онлайн Test Pad может быть использован преподавателями для проведения тестов и проверок знаний у учащихся и студентов, а также для организации зачетов и контрольных работ.
Система также полезна для сбора информации с сайта любой компании, независимо от ее размера и сферы деятельности. Функция создания онлайн-кроссвордов будет полезна редакторам, копирайтерам в средствах массовой информации, а также может использоваться в развлекательных и личных целях.
Конструктор тестов Online Test Pad позволяет реализовать онлайн-тесты любой сложности, проводить опросы, тестировать сотрудников и собирать статистические данные. В конструкторе предусмотрены 14 типов вопросов, включая установление последовательности, заполнение пропусков, последовательное исключение, диктант, мультивыбор, выбор одного решения, ввод чисел и текста, добавление файлов.
Доступ к тесту может быть предоставлен по основной ссылке, как виджет на сайте организации, а также как общедоступная публикация на сайте Online Test Pad. Система позволяет не только проверять точность ответов, но и собирать ответы в свободной форме (в этом случае ответы направляются администратору для ручной проверки).
Результаты теста предоставляются в 4 форматах, настройка которых доступна с помощью персональной шкалы. По каждому заполненному опроснику можно получить статистику ответов как по отдельности, так и в целом по всем респондентам. Статистика доступна для загрузки в формате Excel.
Интернет — платформа «ЯКласс»
Использование образовательной интернет-платформы «ЯКласс» на уроках информатики способствует реализации личностно-ориентированного подхода к обучению, обеспечивая индивидуальный и дифференцированный подход в преподавании информатики с учетом способностей учащихся и их уровня подготовки.
Платформа «ЯКласс» производит впечатление доступного и интуитивно понятного ресурса как для педагогов, так и для учащихся. Регистрация на портале проста и не требует значительных усилий: достаточно указать адрес электронной почты или воспользоваться системой «Дневник.ру».
На различных этапах урока можно активно интегрировать теоретический и практический материал платформы, а также задавать домашние задания с использованием ресурса. Удобство «ЯКласс» заключается в наличии для каждой темы теоретической части, тренировочных, домашних и контрольных работ, а также множества открытых заданий, позволяющих ученикам отработать навыки и проверить усвоение материала.
При назначении контрольных работ, по согласованию с учащимися, предусматривается возможность выполнения двух попыток, причём для оценки учитывается результат лучшей из них.
Системa автоматической генерации заданий на платформе «ЯКласс» представляется крайне полезной, поскольку каждый раз генерируются новые варианты, что исключает возможность списывания. Так как задания у нескольких учеников, выполняющих одну и ту же работу, будут отличаться.
В условиях высокой педагогической нагрузки использование электронного образовательного ресурса «ЯКласс» позволяет существенно сэкономить время при работе с учащимися.
Важно подчеркнуть, что значительное количество заданий на платформе «ЯКласс» разработано в формате государственной итоговой аттестации (ОГЭ), (ЕГЭ) и всероссийских проверочных работ (ВПР). Это способствует более эффективной подготовке учащихся к указанным формам контроля.
Образовательная онлайн — платформа «ЯКласс» способствует повышению интереса учащихся к изучению информатики. Она предоставляет родителям возможность оказывать детям поддержку в учебном процессе и отслеживать их успехи в современной цифровой среде. Для педагогов платформа «ЯКласс» является не только инструментом профессионального роста в области цифровых технологий, но и средством оптимизации рабочего времени, что позволяет им уделять больше внимания творческим аспектам своей деятельности.
Использование платформы «ЯКласс» повышает эффективность уроков информатики, обеспечивая более качественное усвоение и закрепление изученного материала.
«ЯКласс» — это универсальный инструмент для создания современных уроков, способствующих развитию у школьников необходимых навыков и компетенций.
Платформа Учи.ру
Платформа Учи.ру демонстрирует значительные преимущества в области повышения качества образования.
Исследования подтверждают, что регулярное использование платформы приводит к 30%-ному увеличению успеваемости учащихся на контрольных работах и олимпиадах.
Поэтапное выполнение заданий и изучение тем в комфортном темпе с необходимым количеством повторений позволяет учащимся полностью освоить школьную программу без пробелов в знаниях.
Педагоги отмечают, что онлайн — занятия на платформе Учи.ру способствуют росту интереса учащихся к школьным предметам.
Платформа Учи.ру предоставляет возможность дистанционного обучения для детей в различных социокультурных условиях, включая одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Уникальной особенностью платформы является возможность участия в как внутренних, так и всероссийских олимпиадах, что позволяет учащимся не только проверить свои знания, но и получить признание за интеллектуальные достижения.
«Российская электронная школа» (РЭШ)
«Российская электронная школа» (РЭШ) — это масштабный проект, реализованный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации. Его основная цель — обеспечить всеобщий доступ к образовательным ресурсам для всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей (законных представителей), педагогов и организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
В рамках проекта создан единый банк электронных информационно-образовательных ресурсов по всем учебным дисциплинам. Это позволяет учителям использовать эти материалы как в частичном, так и в полном объеме в ходе урока, а также организовывать дистанционное обучение.
Платформа «Российская электронная школа» предоставляет учителям широкий спектр инструментов для повышения эффективности учебного процесса. Среди них:
Ø Демонстрация обучающих видеороликов.
Ø Использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей для наглядного изучения сложных концепций.
Ø Возможность проведения тестового оценивания знаний учащихся с автоматической обработкой результатов.
Ø Интеграция творческих заданий в учебный процесс.
Ø Ключевые преимущества использования платформы:
Ø Повышение мотивации и интереса к предмету за счет применения инновационных форм подачи материала.
Ø Развитие навыков самоконтроля у учащихся благодаря встроенным механизмам тестирования.
Ø Доступ к обширной базе теоретического материала, который может быть использован для подготовки к докладам, рефератам и презентациям.
Важнейшим преимуществом «Российской электронной школы» является открытый доступ к богатой коллекции дидактических и методических ресурсов. Интерактивные уроки, представленные на платформе, моделируют традиционные школьные занятия: они включают в себя объяснение новой темы, обобщение пройденного материала, повторение, задания для самостоятельной работы и справочный раздел. Уроки дополняются иллюстрациями, фрагментами из документальных фильмов, аудиоматериалами и другими наглядными пособиями. Задания, предлагаемые платформой, максимально приближены к формату экзаменационных тестов и могут быть эффективно использованы для подготовки к промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации.
Образовательный ресурс РЭШ предоставляет интерактивные уроки, включающие в себя краткие видеолекции, упражнения для закрепления материала и контрольные задания для оценки усвоения знаний. Упражнения доступны для неограниченного повторения без фиксации оценок, в то время как контрольные задания проходятся единожды, а результаты их выполнения регистрируются и используются для формирования статистики успеваемости ученика.
Сайт РЭШ характеризуется удобным интерфейсом и простой регистрацией, доступной для пользователей с любым уровнем компьютерной грамотности. Разделы сайта, такие как «Предметы», «Классы», «Ученику» и др., позволяют быстро найти нужный материал.
РЭШ предоставляет обширный методический материал для педагогов и способствует организации образовательного, методического и коммуникационного процессов. Задания могут быть назначены как по целым урокам, так и по отдельным темам, включая контрольные вопросы.
Мобильная версия сайта позволяет ученикам просматривать уроки с любого устройства в любом месте. Гид РЭШ позволяет создать личные кабинеты для учеников и родителей, содержащие разделы «Расписание», «Дневник», «Достижения» и др., что способствует осознанному планированию и коррекции учебной деятельности.
Использование ресурсов платформы «Российская электронная школа» открывает широкие возможности для развития у учащихся важных навыков и повышения эффективности образовательного процесса.
Во-первых, работа с материалами платформы способствует формированию самостоятельности в получении и закреплении знаний, что может быть достигнуто за счет включения заданий на основе этих ресурсов в домашнюю работу.
Во-вторых, анализ видеофрагментов из «Российской электронной школы» стимулирует развитие критического мышления у обучающихся.
В-третьих, лекционные материалы платформы могут быть эффективно использованы на начальном этапе урока для повышения мотивации и заинтересованности учащихся за счет постановки задач с практической направленностью.
Важно отметить, что проект «Российская электронная школа» представляет собой современный инструмент дистанционного и дополнительного образования, доступный для всех категорий учащихся, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Видеоуроки платформы расширяют возможности домашнего обучения данной категории учащихся, а электронный формат материалов позволяет сделать обучение максимально персонализированным и целенаправленным.
Например, распечатанные конспекты уроков, доступные на платформе, могут быть адаптированы для индивидуальных потребностей, таких как увеличение размера шрифта для учеников со зрительными нарушениями.
Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart
Проект «Интерактивная рабочая тетрадь» от онлайн-школы Skysmart разработан для поддержки педагогов в организации дистанционного обучения. Платформа предоставляет доступ к заданиям, соответствующим стандартам ФГОС и опубликованным издательством «Просвещение» (с 5 по 11 класс).
Учителя могут направлять ученикам ссылки на упражнения из онлайн-платформы как во время урока, так и в качестве домашнего задания. Система позволяет отслеживать выполнение заданий в режиме реального времени.
Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart совместима с существующей учебной программой и не требует установки дополнительного программного обеспечения. Преимущество платформы заключается в автоматической проверке заданий, что экономит время педагогов и снижает нагрузку на зрение. Проверка занимает не более двух минут, а результаты доступны мгновенно.
ФГИС «Моя школа»
Начиная с 1 января 2023 года, все образовательные учреждения обязаны применять исключительно государственные информационные системы при осуществлении своих образовательных программ. Для реализации данного требования была разработана Федеральная государственная информационная система «Моя школа».
Она представляет собой единую федеральную платформу, предоставляющую доступ к разнообразным образовательным ресурсам и услугам. Её создание осуществляется в ходе реализации проекта по созданию цифровой образовательной среды.
В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 июня 2021 года № 396 «О создании федеральной государственной информационной системы Министерства просвещения Российской Федерации «Моя школа», была создана система, направленная на повышение уровня цифровой грамотности педагогов посредством дистанционных образовательных технологий.
Система предназначена для формирования современной и безопасной образовательной среды, а также для обеспечения вовлеченности родителей (законных представителей) в образовательный процесс их детей.
Внедрение Федеральной государственной информационной системы (ФГИС) призвано содействовать взаимодействию региональных и федеральных систем образования, а также обеспечить единый подход к классификаторам, реестрам, справочникам и форматам взаимодействия. Важным аспектом является обеспечение равного доступа ко качественному цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам для всех категорий обучающихся.
Помимо этого, ФГИС «Моя школа» позволяет формировать показатели государственного статистического наблюдения на основе действий педагогов и граждан в сфере образования.
Пользователями ФГИС «Моя школа» могут быть учащиеся, их родители, педагоги и другие сотрудники образовательных организаций, представители органов местного самоуправления, а также поставщики цифрового образовательного контента и сервисов, включая издательства учебной литературы.
На сегодняшний день пользователи ФГИС «Моя школа» имеют возможность открыть личный кабинет и воспользоваться библиотекой проверенного воспитательного и образовательного контента. В системе доступны расписание уроков, домашние задания, оценки, журнал. Учителя могут создавать папки, наполнять их документами (информация о классе, планы работы, протоколы родительских собраний) и формировать отчеты для курирующего администратора.
Система также предоставляет возможность создания персональных и групповых чатов, в том числе для проведения видеоконференций на базе платформы «Сферум».
В настоящее время пользователи имеют доступ к следующим сервисам Федеральной государственной информационной системы (ФГИС): Базовая подсистема, «Мои файлы», «Библиотека», «Тестирующая подсистема», «Электронный журнал/дневник» и «Сферум».
Базовая подсистема предоставляет пользователям возможность ознакомиться с новостями, найти ответы на основные вопросы, связанные с функционированием ФГИС, воспользоваться ссылками на полезные интернет-ресурсы в сфере образования. Кроме того, пользователи могут управлять своими подписками на уведомления и проходить опросы, как открытые, так и завершенные. Результаты пройденных опросов доступны для просмотра на главной странице системы.
Раздел «Мои файлы» предоставляет пользователям возможность создавать, хранить, редактировать и совместно работать в режиме онлайн над документами популярных форматов (doc, xls, ppt и т.д.), электронными таблицами и презентациями. Этот раздел функционирует как безопасное облачное хранилище данных, позволяющее скачивать и делиться файлами с настройкой доступа. Раздел доступен на главной странице ФГИС.
Под разделом «Мои файлы» на главной странице расположен раздел «Библиотека». Данный раздел предоставляет пользователям возможность поиска, просмотра и добавления контента в персональный портфель. Библиотека содержит материалы от различных поставщиков цифрового образовательного контента, включая Академию Минпросвещения и РЭШ. Структура раздела основана на учебно-тематическом классификаторе, в каталоге которого представлены материалы по 32 учебным предметам и классным часам для учащихся с 1 по 11 класс.
Библиотека цифрового образовательного контента структурирована в виде следующих разделов:
Ø Каталог: предоставляет доступ к полному списку доступного контента.
Ø Обучение: содержит информацию о процессе обучения пользователя.
Ø Портфель: позволяет просматривать ранее сохраненный контент.
Тестирующая подсистема предназначена для создания и оценки тестов, а также отслеживания успеваемости учащихся. Она включает в себя функционал проведения контрольных и пробных тестирований, использования интерактивных тренажеров для закрепления изученного материала, оперативной проверки тестов, организации экспертной оценки и мониторинга хода тестирования. Учащиеся могут получать автоматические уведомления о необходимости пройти тестирование и результатах пройденных тестов.
Ø Тестирующая подсистема поддерживает разнообразные типы заданий:
Ø Выбор одного или нескольких ответов из предложенного списка.
Ø Ввод одного или нескольких ответов.
Ø Выбор ответов из выпадающего списка.
Ø Ввод формул.
Ø Заполнение развернутого ответа или прикрепление файла.
Ø Диктант.
Ø Выделение области и ввод текста на изображении.
Ø Работа с интерактивными таблицами.
Ø Задания на перетаскивание и группировку объектов.
Ø Задания HTML5.
Ø Работа с многостраничными документами.
Ø Задания с аудио- и видеоматериалами.
Ø Рисование.
Раздел Электронный журнал/дневник предоставляет доступ к информации из регионального Электронного журнала и дневника.
Сервис Сферум предназначен для регистрации и ведения страниц классов, использующих социальную сеть «Сферум». Он позволяет приглашать учеников в классы, создавать и управлять чатами класса, размещать учебные материалы, проводить уроки по видео- и аудиосвязи, а также запускать трансляции.